БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ, или Как смириться с утраченным

Перегляди: 773

burya-v-stakane1Иногда в погоне за рейсами и маршрутами, а это большущие деньги, некоторые перевозчики теряют человеческий облик. Свидетельство тому – последний областной конкурс автобусных перевозок маршрутами общего пользования.  Не умея проигрывать, не желая смириться с утраченным,   основной николаевский перевозчик Валерий Буркун объявил жесткую информационную войну организатору конкурса, обвиняя его в необъективности,  непрофессионализме и других грехах. Так ли это на самом деле, попытался разобраться журналист «РП».

Конкурс учёл интересы сёл из глубинки

Областной конкурс пассажирских автобусных перевозок, заказчиком которых является облгосадминистрация, проводится раз в пять лет. Понятно, что проходит он болезненно: кто-то теряет уже накатанные маршруты и рейсы, считая себя незаслуженно обиженным, а кто-то их «находит». Постановление Кабинета Министров № 1081 о порядке проведения конкурсов по перевозке пассажиров на автобусном маршруте общего пользования, которым введена бальная система, дало «зеленую улицу» крупным предприятиям. С рациональной точки зрения как бы правильно – усиливается учет, контроль и ответственность за безопасность пассажиров…

Но, как показала жизнь, сокращение численности мелких перевозчиков необходимо в разумных пределах. Используя конкурсное преимущество, крупные предприятия в два счета в состоянии забрать у сельских частников маршруты, накатанные годами, которые кормили их семьи и были единственным связующим транспортным звеном для жителей глубинки. Выгодным этот маршрут считался только потому, что частник в одном лице сочетал обязанности водителя, начальника и бухгалтера. Практика показала: отобранные таким образом маршруты и рейсы крупные перевозчики вскоре бросали как не интересные и не прибыльные. В итоге пострадали, конечно же, не перевозчики, а ни в чем не повинные сельские жители, оказавшиеся в полной транспортной изоляции.

burya-v-stakane2– Перед проведением очередного областного конкурса, который состоялся 29 января нынешнего года, мы тщательно проанализировали ситуацию на рынке перевозок и учли опыт ошибок предыдущей конкурсной комиссии, – подчеркнул начальник управления инфраструктуры облгосадминистрации Эдуард Волошинович. – Рейсы и маршруты на нынешнем тендере распределились так, как того требует закон, с учетом бальной системы, но в довесок к выгодным пакетам решили включить непопулярные, брошенные маршруты и рейсы. Надо признать, что большинство из них ранее было закреплено за перевозчиком ОДО «Орион-Авто», которое возглавляет депутат Николаевского городского совета Валерий Буркун. Кроме того, учитывая серьезное ДТП со смертельным исходом, по результатам бальных оценок конкурса предприятие лишилось 12 рейсов. Понятное дело, перевозчику трудно смириться с потерей. Не успели просохнуть чернила на итоговом документе, как в одной из газет уже стартовала массированная информационная атака с требованием провести новый конкурс. Но с какой стати? Если подходить к подобным обидам цивилизованно, при наличии веских доводов, фактов и аргументов у каждого есть право оспорить итоги конкурса в суде, не поднимая бурю в стакане.

Газетным залпом по бездорожью

На самом деле, едва завершился областной конкурс на автобусные перевозки общего пользования, заказчиком которых является облгосадминистрация, как уже на следующий день на первой полосе одной из николаевских газет вышла гневная публикация под заголовком «Автоперевозчики Николаевщины требуют соблюдения законности». Правда, под материалом подписались отнюдь не возмущенные перевозчики, как следовало ожидать, а журналист, причем даже не числящийся в штате этой редакции. В публикации, где излагалось обращение Николаевской областной ассоциации автоперевозчиков, адресованное облгосадминистрации, вперемешку с жесткими обвинениями организаторов конкурса в непрофессионализме, негосударственном подходе, попрании действующего законодательства, перечислялся «снежный ком вопиющих нарушений», которые, якобы, имели место при проведении конкурса. Но, как выяснилось, большинство членов ассоциации впервые узнали о существовании этого обращения… именно из газеты. Выходит, оно не принималось на заседании ассоциации. Это еще раз подтверждает, что данная ассоциация автомобильных перевозчиков «ручная».

Но и следующий номер этой же газеты снова открывает гневная и обличительная статья на заданную тему того же самого автора. Все аргументы сведены к тому, чтобы конкурс признать недействительным.

После прочтения цикла статей даже непосвященные в хитрости журналистской кухни убедились в их заказном характере. К тому же, давно уже не секрет, что вердикт Николаевской областной ассоциации перевозчиков следует читать как вердикт депутата городского совета Буркуна, поскольку к этой общественной организации Валерий Васильевич имеет самое, что ни на есть, прямое отношение и, судя по ситуации, она для него является действенным рычагом для достижения собственных благ. Более того, по словам того же Эдуарда Волошиновича, депутат официально подписывается на бланках ассоциации в одном случае просто как председатель, в другом – как председатель совета ассоциации.

Похоже, должностей и регалий у Валерия Буркуна уже столько, что депутат горсовета, заслуженный работник автотранспорта Украины, руководитель депутатской комиссии по вопросам промышленности, транспорта и связи, руководитель ОДО «Орион-Авто» уже и сам запутался в них. Кстати, бывший начальник областного управления транспорта Николай Максимчук уже много лет работает в подчинении Валерия Буркуна и с видом знатока помогает ему бороться «за справедливость».

Но больше всего удивляет не это, а небезграничные пределы так называемой человеческой простоты и скромности. В той же газете, но уже в следующем выпуске, на той же странице тому же внештатному автору газетного жанра, который до этого жестко костерил конкурс, Валерий Буркун уже дает пространное интервью. При этом даже самый недогадливый читатель вдруг вскрикнет просветленно: «Так вот же кому выгодна буря в стакане воды!». Валерий Васильевич рассуждает о мире и о времени, которое требует серьезных действий и взвешенных решений и которое все рассудит правильно, даже перевозку автобусами «Орион-Авто» «титушек» на Антимайдан. Заключает депутат свое интервью призывом всегда оставаться Человеком и жить, как завещал Николай Островский – так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Виртуоз на две баранки

Надо признать, что Валерий Васильевич Буркун действительно прожил свою жизнь не бесцельно. Как он сам вспоминает, с детства полюбив запах бензина, свыше тридцати лет он отдал автотранспортной сфере. Из них четверть века – АТП-14855. Когда Буркун возглавил АТП, а это был 1987 год, крупное предприятие имело в своем составе солидную военизированную транспортную колонну, ежедневный грузооборот его достигал 2,2 тыс. тонн. Затем Советский Союз развалился. Смута, охватившая страну, создала все условия для разграбления некогда мощных предприятий.

Как свидетельствуют документы, АТП впоследствии превращается в ОАО «Орион-Авто», затем в общество с дополнительной ответственностью – ОДО. Звезда удачи еще ярче засветила Буркуну в 2001 году, когда его поставили на должность руководителя Николаевского областного транспортного управления. Руль весомый, работы невпроворот, да и возможностей стало больше. При этом родное ОДО Буркун не бросает и в качестве председателя правления ОАО «Орион-Авто» почти три года одновременно умудряется рулить обеими баранками.

Untitled-4(31)

Что и говорить, Валерию Буркуну повезло больше всех. Власть, наличие весомой производственной базы, доставшейся почти задаром в наследство от прежнего режима, трудолюбивый коллектив, деловая хватка вожака вскоре сделали свое дело. Вместе со сменой собственности предприятие меняет ориентацию и переходит от грузов к перевозкам пассажиров. Благо, бизнес новый, спрос на услуги огромный, рынок распахивать и распахивать, как казахстанскую целину.

Соответственно стали возрастать и аппетиты. Злые языки болтают, что не без участия Валерия Васильевича Буркуна в свое время и след простыл от передвижной военизированной колонны бывшего АТП. Это была в отличном состоянии передвижная специализированная техника, хранившаяся на колодках, – передвижные авторемонтные мастерские, сварочные установки и так далее. Ныне все это стало бы неоценимым подспорьем для помощи военнослужащим в АТО…

Сегодня интересы семьи Валерия Васильевича Буркуна обслуживают уже четыре предприятия, специализирующиеся на перевозке пассажиров. Кроме ОДО «Орион-Авто», где он является руководителем в одном лице, прямо или опосредованно в семейный бизнес Буркуна влиты ООО «Николаев-Авто», ОДО «Автомобилист», ООО «НикоБус». В качестве соучредителей и директоров здесь работают его друзья, родственники, кумовья, которым он посредством депутатского статуса и нужных связей дает возможность заработать. При этом, частенько не гнушаясь нарушать правила честной конкурентной борьбы.

За этими четырьмя предприятиями, обслуживающими рейсы и маршруты облгосадминистрации, числится 329 автобусов и только 100 из них в собственности, остальные арендованные. Если учесть, что в целом по Николаевской области на 263 рейсах и маршрутах, заказчиком которых является облгосадминистрация, работает 680 автобусов, у Буркуна не должен язык повернуться, чтобы утверждать, что его каким-то образом ущемляют. По результатам прошлого конкурса, как информировал начальник областного управления Эдуард Волошинович, за этим перевозчиком закреплено 16 процентов маршрутных и 60 процентов рейсовых пассажирских перевозок. Кроме того, из 28 вокзалов области 11 прямо или опосредованно уже принадлежат Валерию Буркуну. Один из них – печально известная автостанция «Дачная», расположенная возле Центрального рынка и по поводу которой в горсовет поступают сотни жалоб, но, увы, реакции от собственника – никакой.

Клоны-автовокзалы – горькая «достопримечательность» области

Можно было бы порадоваться незаурядным способностям и удивительной хватке Валерия Васильевича Буркуна, если бы он так грубо не нарушал правила конкурентной борьбы. Являясь должностным лицом, чиновником и депутатом, Буркун под видом борьбы с незаконными рейсами и «упорядочения» пассажирских перевозок всегда бесцеремонно продвигал свой бизнес на самые выгодные и доходные места. При этом беззастенчиво расталкивая локтями конкурентов, оставляя их без средств к существованию. Об этом и о многом другом рассказали при встрече с журналистами возмущенные перевозчики, которым надоело терпеть бесчинства своего так удобно устроившегося коллеги по бизнесу. Они не боялись называть свои фамилии, не испугались публичной огласки, пишущих диктофонов, но редакция использует своё право оставить эти записи для особого случая, если Валерий Васильевич рискнет поискать счастье в объятиях Фемиды, восстанавливая свою честь, достоинство и деловую репутацию.

burya-v-stakane3

Поначалу мы тоже засомневались: возможно, за словами возмущенных перевозчиков скрывается обыкновенная человеческая зависть. Ведь в жизни так часто бывает: одному постоянно везет и фартит, а другие только облизываются. Но в общении с перевозчиками поняли: это не зависть, а справедливое возмущение людей, которых Буркун всегда считал серыми мышками, которых легко можно убрать с игрового поля.

– О какой зависти может идти речь! – возмутился генеральный директор Николаевского областного предприятия автостанций (ПАТ «НОПАС») Вячеслав Филончук. – Люди вполне справедливо возмущены. Я их поддерживаю и тоже возмущен вседозволенностью Валерия Буркуна, наклонировавшего по области автостанций, похожих на курятники. Такого «новшества», как у нас, под названием «вперед в каменный век» не найти ни в одном регионе страны.

burya-v-stakane4

Судите сами, на Николаевском междугороднем автовокзале, который в свое время строили толковые архитекторы с учетом всех требований к такого рода объектам массового скопления людей, созданы все условия для пассажиров и перевозчиков. Здесь есть билетные кассы, зал ожидания, перрон для посадки-высадки пассажиров, площадка для парковки автобусов, место отстоя транспорта, табло с расписанием движения автобусов, туалеты, камеры хранения, аптека и так далее. Но каким здравым смыслом можно объяснить, на каком основании в ста метрах от платформ возникает автостанция «Южная», собственником которой является ООО «Южные автовокзалы»?

Ни для кого не является секретом, что супруга Буркуна – Татьяна Васильевна – официально имеет здесь свою долю. С этой автостанции отправляются микроавтобусы на Очаков, Вознесенск, Южноукраинск, Первомайск, Баштанку, Новый Буг, Одессу, Херсон. Но как отправляются эти маршрутки?

А очень просто – по мере наполнения. Если не повезет, можно очень долго прождать, при этом двадцать раз пожалеть, что в целях экономии времени послушали «зазывалу» и столько времени убито впустую. Перевозчики перехватывают пассажиров на пути к автовокзалу. Билеты за проезд пассажирам, конечно же, не выдаются, что указывает на махинации по уплате налогов и сборов в бюджеты, ни о какой страховке и речи не идет.

При таком раскладе соседнему предприятию, четко работающему по графику, очень трудно конкурировать с «махновской кавалерией».

Примечательно, что маршрутки «Николаев – Одесса – Николаев» и «Николаев – Коблево – Николаев» отправляются с так называемой 16 платформы, которая вообще небезопасна для жизни как пассажиров, так и пешеходов. Только вдуматься: размещается эта платформа… на остановке общественного транспорта и является конечной остановкой городской маршрутки № 12. Николаевцы и гости нашего города в недоумении: как такое серьезное ведомство, как Укртрансинспекция, могло выдать лицензию на обслуживание столь опасной платформы?

– У меня имеется информация, что в ООО «Южные автовокзалы» официально трудоустроено всего восемь человек, остальные находятся в неофициальных трудовых отношениях. В то же время на центральном автовокзале работает 61 сотрудник при одинаковом количестве автобусных отправлений в сутки, – подчеркнул Вячеслав Николаевич. Это ли не очередное доказательство теневых доходов, неуплаты налогов и сборов в местный и государственный бюджеты?

Возмущение Вячеслава Филончука вполне оправданно. Есть приказ Министерства транспорта и связи под номером семьсот, четко регулирующий требования к деятельности автостанций. На автостанции «Южная» о них и думать забыли. Причем, несмотря на хроническую забывчивость и нарушение закона, станция эта как работала, так и работает. Притом, что здесь нет и никогда не было двух касс, общественного туалета, громкоговорителя, площадки для отстоя автотранспорта (автобусы паркуются на обочинах улицы Чигрина и проспекта Октябрьского). Более того, как выяснилось, земельный участок, на котором разместилась станция, не соответствует своему целевому назначению.

Учредители ООО «Южные автовокзалы» – ЧП «ПиК» и «Николаев-АВТО» – это своего рода взаимоперетекающие сосуды. Именно в этом и кроется ответ на вопрос, почему с автостанции «Южная» отправляются автобусы исключительно только этих перевозчиков.

На данный момент на столе у главы облгосадминистрации Вадима Мерикова находится не только обращение Николаевской областной ассоциации автоперевозчиков, но и много других обращений и писем, свидетельствующих о том, что с транспортными автобусными перевозками в нашем городе и в нашей области далеко не все так хорошо, как того бы хотелось. Ожидаются проверки.

Послесловие

Все это было бы не так обидно, если б Валерий Васильевич Буркун был просто предпринимателем. Но он представляет власть, являясь депутатом Николаевского городского совета. А «черный нал», который явно присутствует в его бизнесовых, широко разветвленных схемах, свидетельствует о том, что этот депутат не живет проблемами и нуждами города и ему наплевать на убитые дороги, содержание бюджетной сферы – детских садов, больниц, школ… Очень жаль, что эти циничные схемы многие годы отлажено и четко работают только на его собственный карман и карманы его приближенных.

Татьяна ФАБРИКОВА

По материалам  Рідне Прибужжя 

Статистика попереднього сайту:          Перегляди:672

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code