Очередь, сервер висит, техники не хватает: Как происходит заключение договора с семейным врачом

Перегляди: 741

В Украине стартовала медицинская реформа. Украинцам нужно подписывать договора с семейными врачами. В Минздраве рапортуют – за сутки подписывают бумаги около 13 тысяч человек. Чтобы увидеть, как нововведения внедряются на практике, журналист 112.ua заключил договор с семейным врачом в одной из киевских поликлиник. Делимся опытом

Screenshot_72

Чтобы сэкономить время, на прием к врачу, с которой собиралась заключить договор, я записалась через систему HELSI.me. Ко времени приема приезжаю без опозданий – у двери кабинета уже три человека.

— Я по записи, — говорю им.

— Идите, я уступлю, — покорно соглашается стоящая ближе всех к двери кабинета девушка, — но там пациент.

— Я подожду.

— А вы знаете врача, к которой идете? Хорошая она?

— Пожалуй, да. Знаю ее уже очень давно. Почему вы спрашиваете? – интересуюсь у своей собеседницы.

— Я сегодня у окулиста была, отстояла очередь, а он говорит: без направления семейного врача принять меня не может. И вот теперь мне нужно с кем-то заключить договор, — объясняет она.

Думаю, многие украинцы будут подписывать договора не после осознанного выбора, а просто потому, что надо с кем-то подписать.

Вхожу в кабинет.

— Пришла заключить договор.

— Это к медсестре, — отвечает мой врач.

— Будете за мужчиной, если там никого нет больше в очереди на заключение договора, — говорит медсестра.

— Как? Я же записывалась, — пытаюсь протестовать. — А что у вас разные очереди?

— Да. Но предупреждаю сразу: система «висит». Не факт, что мы сможем вас зарегистрировать сегодня.

— Висит ноутбук или система Минздрава? — уточняю, косясь на видавший виды внушительных размеров ноутбук Hewlett Packard, перед которым сидит медик.

— Да, сама система висит! Вчера с трудом только четверых ввели и то только после 18:00. Так что смотрите, если у вас есть время ждать – ждите, но быстро это не будет!

Я соглашаюсь. Редакционное задание нужно выполнить.

К слову, в этой поликлинике еще небольшие очереди. Знакомая, заключая договор в другом учреждении, просидела весь день.

Девушка, которая была передо мной, заключать договор с врачом передумала. Только спросила, не выпишет ли она ей направление «просто так». Доктор отказала и посоветовала обратиться в поликлинику, закрепленную по адресу проживания.

Стоп! А как же разъяснения Минздрава о том, что, согласно закону, выбрать специалиста можно независимо от места регистрации пациента, проживания или уплаты обслуживания?

К слову, на сайте HELSI.me сказано, что если человек желает впервые обратиться в медицинское учреждение, но зарегистрирован в другом районе города или в другом населенном пункте, он должен заблаговременно (приблизительно за 30 минут) обратиться в регистратуру медицинского учреждения для написания заявления на имя главного врача про постановку на медицинский учет. Для подачи заявления нужно иметь при себе документ, подтверждающий личность.

Окончания регистрации мужчины и своей очереди на заключение договора жду около 30 минут. За мной заняли очередь две пенсионерки. Вот кто точно никуда не торопится и может ждать своей очереди заключить договор сколько угодно.

— У вас мобильный с собой? – уточняет у одной из женщин врач, выйдя из кабинета.

— Нет у меня мобильного, — растерянно отвечает женщина.

— Мы же не можем без мобильного. Вы должны получить SMS с кодом и нам его сказать. А муж с вами? У него есть мобильный?

— Да! – радуется она, бросаясь с вопросом к пожилому мужчине. – Ты можешь принимать эту… (вспоминает слово).

— SMS. Да, да, могу, — успокаивает он супругу.

Вхожу в кабинет. Медсестра в это время говорит врачу:

— Ну посмотри, висит нещадно!

— Все висит или только подпись не можешь ввести?

Речь об электронной подписи, которой семейный доктор заверяет договор, понимаю я.

— Подпись. Ой, вот ввела!

— И много вы уже договоров заключили? — спрашиваю, усаживаясь напротив медсестры на кушетку.

— Ну как много, — отвечает она с упреком в голосе – только пару дней как начали регистрацию. И к тому же, я говорила, система висит постоянно! Это же не от нас зависит. Вот так еще утром и после шести вечера более-менее, но днем – вообще без шансов! Давайте мне копию паспорта и идентификационного кода.

— Смотрите, а если бы я привезла документы мамы, вы бы могли дистанционно заключить договор?

— Нет, мне нужно, чтобы человек вот тут сидел, перед моими глазами, как вы сейчас, — отвечает медработница.

— А как же заключить договоры людям с ограниченными способностями, лежачим больным? – спрашиваю.

— Послушайте, это же все только началось, мы сами еще толком ничего не знаем, — урезонивает меня врач.

— Хорошо, а на обслуживание детей тоже с вами нужно подписывать договор? – не унимаюсь.

— Мы не берем детей! – протестует доктор. – Нет, сами представьте, что будет, если тут и дети, и взрослые – это же дурдом! У вас дети к детской поликлинике прикреплены? Да? Все, значит туда и с ними заключайте. Но смотрите, говорят, что заключить может взрослый, который уже зарегистрирован в системе.

Как вариант подумала о том, что такой договор на ребенка ведь можно подписать и с частной клиникой. Позвонив в пару клиник, выяснилось, что заключения договоров с врачами семейной медицины они не практикуют. Хотя опция семейная медицина в перечне услуг у многих частных клиник указана. Причин неучастия в программе Минздрава мне не пояснили. Впрочем, они очевидны: если разовая консультация эксперта с направлением для детей в частном заведении стоит 500-1500 грн (диагностика и анализы при этом оплачиваются отдельно), а Служба здравоохранения собирается платить врачу семейной медицины всего 370 грн за обслуживание пациента в течение года, то никакого смысла частной клинике брать на себя такое счастье нет.

В чем же тогда идея семейного врача? Или все-таки мы имеем дело с ситуацией, когда от смены названий суть происходящего не меняется?

— Скажите мне фамилию, имя и телефон человека, которому вы доверяете, я должна вписать его в форму, — обращается ко мне медсестра, заполняющая документ.

Называю. Затем номер, который пришел в SMS. Примечательно, что в декларацию вносится название улицы, на которой я проживаю, в том варианте, в котором оно было до декоммунизации. Указываю на это медсестре. Та беспомощно разводит руками.

— Все, осталось только ввести электронную подпись, но система снова висит!

— Так не заморачивайся, оставляй так, потом введем подписи им всем, как вчера, — предлагает доктор.

Я понимаю, что свободна.

— Могу спросить, что теперь изменится в системе вызова врача на дом, в лечении? – уточняю у них.

— В регистратуру. Там тоже нужно зарегистрироваться, и вам все расскажут. Они у нас на такие вопросы отвечают.

Выхожу из кабинета. На стене плакат с инструкциями, как выбрать семейного доктора. Читаю. Шаг 5: После проверки данных в декларации подписываются два распечатанных экземпляра вместе с выбранным доктором. Один экземпляр может забрать пациент.

Я возвращаюсь в кабинет.

— Как мне получить распечатанную декларацию?

— Принтера нет. У нас его нет, понимаете? – отвечает мне врач.

— Ну послушайте, вы же видели, как эта система висит! Вам просто повезло, что мы вас смогли ввести в нее. А вы еще принтер хотите сразу. Когда он у нас будет, тогда мы вам все распечатаем! – нервничает медсестра.

Ретируюсь.

Кстати, на плакате в коридоре написано, что если пациент заключает декларацию с новым доктором, декларация, заключенная ранее, автоматически аннулируется. Ехать никуда не надо, изменения автоматически зафиксируются сами – сразу после подписания новой декларации.

Иду в регистратуру.

— Мне сказали зарегистрироваться у вас.

— А у нас сейчас нет бланков, приходите, когда они будут.

— А что за бланк, покажите, — прошу я.

Оказывается, речь идет о соглашении на сбор и обработку персональных данных.

— Так я же заполняла такой бланк!

— Да? Сейчас посмотрю. Фамилия, — медик берет в руки толстую тетрадь. Да, да, тетрадь. Не планшет или консоль компьютера.

— Ну вот, вы же есть. Тогда не нужно.

— Я сфотографирую этот пример заполнения, можно?

— Да на здоровье. Если бы вы еще нам могли сделать их ксерокопии или напечатать. Нет у вас такой возможности? – как-то жалобно даже спрашивает медработник.

— Нет, к сожалению, — вздыхаю я.

Я ошибочно подумала, что процедура в регистратуре — это часть процедуры заключения декларации с семейным врачом. А на самом деле это регистрация на сайте HELSI.me.

На визитке, которую выдают после регистрации, указано, что HELSI.me – это сервис записи к врачу, хранения медицинских данных и медкабинет пациента. На нем можно хранить электронную медицинскую карту, связанную медицинскую карту ребенка, планы лечения и диагностику.

— Из опций пока работает только электронная запись к врачу, — опускает меня с небес на землю сотрудница регистратуры.

— Может вы мне скажете, что для меня изменится после того, как сегодня я подписала декларацию с семейным врачом? – спрашиваю у нее.

— Ничего не изменится. Все как было, так и будет, — пожимает она плечами.

— Смотрите, а если к узкому специалисту мне нужно будет попасть?

— Ну вот к узкому будете брать направление у своего доктора. У всех врачей на кабинетах уже написано, что к ним нельзя обращаться без направления. Но они могут и навстречу вам пойти. Принять без направления.

— А если человеку нужно будет вызвать врача на дом, а договора у него с врачом нет, врач придет?

— Конечно, придет! Но вы же знаете, как у нас все… Сегодня придет, а завтра скажут (закатывает глаза вверх), и все, не будет ходить к тем, с кем нет договора. Так что лучше заключить этот договор.

Благодарю ее и иду к выходу с надеждой, что это лишь начало реформы и на самом деле что-то да изменится. Но, кажется, сотрудники поликлиники в это не особо верят.

Елена Голубева

Источник 112

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code