Опасные эмоции архитектурного пространства

Перегляди: 1 010

Архитектурное пространство города – коварная вещь. Оно плотно контролирует всех. Люди привыкли вести активную жизнь и часто перемещаются. Урбанистическая среда несет поток информации, которая оказывает на человека психологическое воздействие.


Улицы, переполненные транспортом, вызывают напряжение, волнение, иногда стрессовые состояния. Как помочь горожанину в процессе адаптации к меняющимся ритмам? – Ответ один: комфортно организовать архитектурное пространство.


Нашему городу всегда не везло с внутренней архитектурой. Замысел изначально не совпадал с инструментами реализации. Архитектор Иван Старов обозначил в первоначальном плане застройки три осевые линии, к которым должны были привязываться будущие проектировщики зданий и кварталов. Это современный проспект Ленина, улицы Садовая и Адмиральская.

huge[1]

Главные коммуникации были широкими и сквозными. Одно — и двухэтажные дома, построенные в первые годы существования города, сразу потерялись на обочинах необъятных дорог.


Многие иностранные путешественники в начале ХIХ века говорили о том, что Николаев стоит в живописном месте, но в городе совсем нет архитектуры. Громадные перспективы сразу требовали тяжелых дворцов и высотных зданий. У жителей военного гарнизона на то время не было больших денег, поэтому маленькие строения диссонировали с творческим замыслом градоустроителя Ивана Егоровича Старова целых сто лет.

13571_original[1]

14452_original[1]


14079_original[1]

В конце века архитектурное пространство стало постепенно гармонизироваться. Люди, заработавшие состояния на хлебной торговле, начали возводить помпезные доходные дома и общественные здания. Появились четырех — и пятиэтажные банковские конторы, присутственные места и гостиницы. Пустоты транспортных перекрестков заполнились вертикалями православных храмов. Николаев обретал свою неповторимую архитектуру. Памятники удачно вписывались в интерьеры площадей и не были инородными телами.

В начале ХХ века монументы, вносившие дисгармонию в архитектурный ландшафт, попросту «не приживались» в городе. Исчез с магистратской площади погрудный бюст Петру I, который хотели установить к 200-летию Полтавской победы (этот памятник «отбирал воздух» у рядом стоящего адмирала Грейга), исчезли, по разным причинам, еще несколько скульптурных творений.
Эволюционное наполнение внутригородского интерьера соответствовало архитектурной эстетике конца ХIХ – начала ХХ веков и не противоречило первоначальному проекту Ивана Старова.


Печальные метаморфозы


После революции и гражданской войны Николаев, как и все города Советского Союза, пережил нашествие большевистских памятников. Садово-парковые пионеры-горнисты, девушки с веслами и колхозницы с дарами полей довольно скоро ушли в небытие со своих оштукатуренных постаментов.

 

Исчезли фанерные мавзолеи и лозунги из металлических конструкций. От советской власти остались бронзовые памятники. Остались не потому, что они бронзовые, а потому, что удачно заполнили сложившуюся архитектурную среду.


Если отвлечься от идеологической составляющей всех советских монументов, то необходимо признать – они грамотно расположены в интерьере городских улиц и кварталов. Памятник Ленину, который до недавнего времени занимал место адмирала Грейга, масштабно гармонировал с прямоугольной площадью.

A474422B526352A474422B535380T0L00V13.6#V12.5Y0163I0S090692G100g0014Y0203I0S075022G100g0014Y0183I1S040034G100g0014#C043096C100E0J537371G105#M00185F07N0373F0006N0239F0003S0239S0000R1A3000030-0030000-0000300-0000000-3000000-0030000-3000000-#::---AF---::ZP01,NORMAL ,PASS,-34 :-32=923,-22=966,-12=999,-2=1000,8=964,18=900,28=0,38=836,48=749,58=712,68=690,78=671,88=631,98=613,108=593,118=578, ::ÿ

Скульптуру адмирала Макарова невозможно представить вне классически оформленного бульвара. Памятник Чигрину и бюст Лягина, которые по новому закону скоро должны исчезнуть, располагались на улицах своего имени, бюсты адмиралов – на Адмиральской —  рядом с музеем Судостроения и флота, памятник Красным маевщикам – в Лесках, Маугли с Багирой – у зоопарка. Монумент павшим милиционерам скульптора Юрия Макушина соразмерен пространству транспортной развязки на улице Садовой и проспекте Ленина.

DSC_5260[1]

DSC_5380[1]
Жесткий экспертный контроль городской архитектуры не давал расслабляться авторам проектов. Благодаря именно этому контролю, нам от советской власти досталось гармоничная эстетическая среда.

Исключением, пожалуй, стал знаменитый «шараев курган» — памятник, посвященный 200-летию Николаева, от которого ранее отказались Запорожье и Днепропетровск. Это досадное недоразумение символизировало общий упадок архитектурной эстетики под занавес социализма.
Настоящая катастрофа с внутригородским ландшафтом происходит в последние двадцать пять лет. Архитектурная экспертиза из жесткой государевой службы превратилась в карманное учреждение городских властей и… депутатов горсовета, которые выражали интересы определенных финансовых кланов.
    Свободной земли в городе давно уже не осталось. Интенсивно застраиваются придомовые территории, вырубаются скверы и парки. Население почти не увеличилось, но… жить в родном Николаеве стало тесно. С памятниками вообще печаль большая.

Десять лет назад влиятельный городской бизнесмен вторгся в классический ландшафт БАМа и разрезал гранитный парапет лестницей, которая связала его ресторан с верхней террасой бульвара. Как ему это удалось сделать? — Знает только он сам, депутаты и… городская архитектура.


Николаевские СМИ «подняли крик», однако обошлось. К «бешеной капусте» вскоре привыкли и успокоились. Напрасно успокоились. Пример бизнесмена оказался заразительным. Орхидейные листья на ровной линии бульвара дали отмашку всем желающим попробовать себя в роли ландшафтного архитектора.

A474422B546350A474422B538364T0L00V13.5#V12.9Y0173I1S040634G099g0014Y0207I1S036378G099g0014Y0144I1S049507G100g0014#C041935C100E0J537371G105#M00185F07N0342F0005N0219F0003S0219S0000R1A0030000-0000000-0030303-0033300-0000000-0000000-0000000-#::---AF---::ZP01,NORMAL ,PASS,-34 :-32=852,-22=865,-12=924,-2=972,8=1000,18=987,28=945,38=907,48=860,58=814,68=759,78=727,88=663,98=612,108=572,118=541, :: ::ÿ

Пространство главной прогулочной зоны стало наполняться изделиями. Появился православный крест с надписью на постаменте: «Хрест встановлено старанням та турботою голови обласноi державно адмiнiстрацii О.М. Гаркуш , мiського голови В.Д. Чайки…».

A474422B528361A474422B514395T0L00V11.6#V10.9Y0161I0S028951G099g0014Y0183I0S021324G099g0014Y0143I0S031183G100g0014#C026230C100E0J537371G105#M00185F16N0301F0010N0193F0006S0193S0000R1A0300010-3300010-0300000-1113010-0300300-0000000-3300010-#::---AF---::ZP01,NORMAL ,PASS,-26 :-32=867,-22=850,-12=897,-2=977,8=1000,18=985,28=972,38=921,48=901,58=846,68=824,78=781,88=718,98=661,108=643,118=633, :: ::ÿA513375B529367A513378B514378T1L00V11.0#V10.1Y0171I0S015720G099g0014Y0208I0S013978G099g0014Y0144I0S019245G100g0014#C016301C100E0J537371G105#M01140F35N0234F0013N0150F0008S0150S0020R1A3333331-0133330-0333330-0133110-0303300-0333310-0113110-#::---AF---::ZP01,NORMAL ,PASS,-3 :-32=831,-22=823,-12=876,-2=924,8=963,18=1000,28=985,38=918,48=858,58=771,68=701,78=611,88=541,98=447,108=387,118=339, :: ::ÿ

 

Теми же стараниями рядом с крестом установлен памятник М.Л. Фалееву. Хорошая скульптура. Однако в масштабе БАМа, против громадного монумента Макарову, он выглядит оловянным солдатиком и не замыкает общую перспективу.


Через некоторое время, по инициативе Тамилы Бугаенко, напротив креста и памятника Фалееву появились стилизованные колонны с гипсовым ангелочком на капители.

A474422B504350A470405B489387T0L00V12.4#V11.6Y0172I0S043729G099g0014Y0190I0S035726G099g0014Y0203I1S018016G100g0014#C021514C100E0J537371G105#M16000F05N0164F0010N0105F0006S0106S0063R1A0330000-0000000-0000100-0001000-0030000-0000000-0000000-#::---AF---::ZP01,NORMAL ,FAIL,-34 :-32=934,-22=912,-12=960,-2=991,8=1000,18=982,28=967,38=924,48=909,58=877,68=898,78=918,88=928,98=915,108=890,118=854, :: ::ÿ

A464422B480405A457422B468434T0L00V12.5#V12.0Y0157I1S023837G099g0014Y0192I1S017963G099g0014Y0137I1S026937G100g0014#C021708C100E0J537371G105#M00185F05N0267F0013N0171F0008S0171S0000R1A0000010-0000000-0000000-0303000-0000000-0000101-0000000-#::---AF---::ZP01,NORMAL ,PASS,-13 :-32=920,-22=921,-12=951,-2=968,8=990,18=1000,28=981,38=970,48=944,58=920,68=882,78=852,88=817,98=791,108=776,118=764, :: ::ÿ

Круг замкнулся.
Впрочем, дело не в скрупулезном перечислении архитектурных метаморфоз. Динамичная эклектика строгого классического бульвара повергает людей в растерянность и заставляет чувствовать себя тревожно. По-человечески жаль архитекторов, которые хотели сделать строгий БАМ веселее, но… получилось, как всегда.
Эклектичная архитектурная среда обрушилась на николаевцев. Мы продолжаем переживать долгую «львиную эпопею». Сначала в городе было два аркасовских льва работы итальянского скульптора Улиссо Камби, в 2009 году хищников насчитывалось уже 24 штуки, сегодня городской прайд состоит из 142 (!) особей — 140 самцов и 2 самок (отличия по первичным половым признакам — гриве).

Самые публичные львы – китайского происхождения. Животные гуляют по улице Садовой в cкверике им. Совета Европы. Они направляются к порту, встречая на своем пути православный крест и чекиста с мечом и щитом (авт. Юрий Макушин). Только у тренированного эстета голова останется в порядке от такой мемориальной гармонии.


Городская архитектурная среда незримо влияет на эмоциональное состояние человека и его психику. В нас генетически заложено восприятие природной гармонии естественной организации пространств. Равнины, ущелья, зеленые луга и озера сопровождали жизнь наших предков и сформировали архетипные эстетические представления об окружающем мире.

i[1]

Ландшафтные архитекторы не выдумывали ничего нового. Они, во все времена и народы, использовали в городской застройке деревья, газоны фонтаны и бассейны.

Малые архитектурные формы, в том числе и памятники, не должны противоречить устоявшимся представлениям людей о сообразности элементов окружающей среды. Если дисгармония происходит в таких масштабах, как в нашем городе, то это повергает жителей в маргинальные состояния отчаяния, неуверенности и агрессии.

Сегодня устроителям городских монументов (не архитекторам) удалось только в двух случаях относительно нормально привязать памятники к существующему пространству. Это поясная скульптура Вячеслава Черновола (автор Виктор Макушин) на углу Большой Морской и Никольской и памятник Святителю Николаю Чудотворцу работы Ивана Булавицкого в Каштановом скверике.
В первом случае унылый пустырь на перекрестке облагородили. Поставили красивые скамейки, сделали фонтанчик и замостили все плиткой. Теперь здесь в жаркую погоду можно отдохнуть и посмотреть на воду.

Памятник на постаменте со списком благотворителей стоит как бы отдельно. Известного политика, по мнению киевских скульпторов, нужно было «посадить» на скамейку ближе к людям, чтобы он не казался инородным телом. В Каштановом сквере архитекторы А. Павлов и А. Бондарь справились с поставленной задачей так … как справились. Покровитель города стоит на постаменте, где тоже «отбит» список меценатов.

Сегодня Николаев продолжает наполняться памятниками. Эклектичный ландшафт формируют представители городской финансовой элиты.

Карликовый бюст Потемкина заперт под рестораном в яхт-клубе, фаллические колонны соседствуют с барельефом вождя на проспекте.

Пять лет назад горожанам подарили памятник невесте. Нормальный подарок.

Бронзовая невеста заняла пространство на углу Cпасской и Лягина.

 

Романтическая девушка с развевающейся фатой устремилась к баннерам, посвященным юбилею Великой Отечественной войны. Справа от невесты – здание налоговой администрации, слева – ряды цветочного рынка и платный туалет, позади – «храм любви».


Монументальная невеста выглядит одинокой на этом людном перекрестке. Первое впечатление — девушка сбежала из ЗАГСа, как сбегают женщины от нелюбимых мужчин. Впечатление настолько сильно, что сами николаевские художники уже назвали памятник «вдовой».

A450429B463459A450429B441478T1L00V08.0#V07.2Y0159I0S003333G144g0038Y0198I0S003333G183g0054Y0136I0S003333G123g0028#C002155C100E0J537371G105#M00185F06N0256F0007N0229F0004S0229S0000R1A0030000-3003000-0000000-0003000-0000000-0000000-0003003-#::---AF---::ZP01,NORMAL ,PASS,-1 :-32=878,-22=886,-12=926,-2=999,8=1000,18=974,28=945,38=914,48=821,58=797,68=724,78=665,88=618,98=565,108=534,118=500, :: ::ÿ

Почему романтический замысел скульптора обрел новую эмоциональную нагрузку? – Ответ на поверхности: памятник невесте помещен в устоявшееся архитектурное пространство, которое организовано именно так, а не иначе. Присутствие «войны» и отсутствие «жениха» превратили «невесту» во «вдову».

 

Чтобы достигнуть гармонии, нужно менять либо памятник, либо пространство, иначе негативные эмоции нас захлестнут.

A499404B508425A465410B479448T1L00V10.8#V10.3Y0165I0S010000G144g0038Y0196I0S010000G178g0052Y0166I0S010000G125g0029#C007813C100E0J537371G105#M00683F15N0233F0027N0149F0017S0149S0020R1A0110131-0000301-0000030-0110010-0003000-0000000-0010110-#::---AF---::ZP06,NORMAL ,PASS,-58 :-56=862,-26=1000,4=973,34=905,64=893,94=850,124=812,154=763,184=721,214=683,244=656,274=638,304=611,334=589,364=567,394=544,424=534,454=524, ::ÿ

Негативные эмоции

Социопсихологии всего мира давно определили то, что городское архитектурное пространство подсознательно влияет на коллективное подсознание городской общины. Чтобы не впадать в наукообразную терминологию, нужно объяснить этот феномен «на пальцах». Не я это придумал!

Давно замечено, что разные линии и формы оказывают различное влияние на психику человека. Например, горизонтальная линия усваивается легче, вызывая чувство спокойствия и удовлетворения.

Вертикальная линия воспринимается труднее — она заставляет человека держать параллель позвоночника  и дисциплинирует в пространстве.

Неправильная ломаная линия заставляет глаз неожиданно менять направление и потому раздражает, вызывает чувство напряжения, тревоги.

Правильная ломанная сначала вызывает дискомфорт, а затем, по мере привыкания, принуждает смириться.

Плавная линия позволяет глазу скользить, меняя направления постепенно, и заставляет избежать сильного напряжения, доставляя эстетическое удовольствие.

Это аксиомы градостроительства. Во всех архитектурных институтах преподают дисциплину «социокультурный ландшафтный дизайн». Если посмотреть, как застраивается наш город, то все николаевские городские архитекторы за последние 25 лет… или двоечники, или купили себе дипломы.

P1010032[1]

Улица Садовая – агрессивно ломаная линия. На Шевченко, Большой Морской и Спасской стеклянные зубья брандмауэрных построек среди сталинского ампира диссонируют с привычным обликом магистралей и уродуют ландшафт.

Ломанные линии представляют собой и Херсонское шоссе, и проспект Ленина, и Героев Сталинграда, а также другие коммуникации. Гармоничными пока остаются спальные районы: Намыв, Соляные, Сухой Фонтан (северная часть) и нетронутые Лески.

Однако, самое печальное, это… БАМ. Если провести прямые линии от монументальной скульптуры адмирала Макарова (автор Анатолий Коптев) к «оловянному солдатику» — станковой фигуре Михаила Фалеева (автор Виктор Макушин), то мы имеем четкий прямоугольный треугольник.

Треугольник — самый агрессивный ландшафтный горизонт. Подсознательно он всегда будет мотивировать «майданы», «демонстрации» и прочие акты гражданского неповиновения в городской общине. Депутаты всех созывов доигрались — они обеспечили себе жизнь в условиях перманентного протеста: пикетов, голодовок и митингов.

Хочется верить, что новый мэр — Александр Федорович Сенкевич – пристально посмотрит на следующего главного Николаевского архитектора.

Сергей Гаврилов специально для ZERKALO

 

 

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code