Анатомия цен на бензин

Перегляди: 513

Украинские водители в последнее время грустно шутят: чем ниже стоимость барреля нефти на мировом рынке — тем дороже стоит бензин у нас в стране

На самом же деле цены на бензин и дизтопливо в Украине сейчас не растут — они, скорее, намертво закрепились на определенных отметках и, похоже, вовсе не спешат куда-либо двигаться. Ситуация, когда нефть Brent стоит уже меньше $30 за баррель, а нефтепродукты на наших автозаправочных комплексах упрямо этого «не видят», на первый взгляд если не абсурдна, то крайне нелогична.

Причем эту нелогичность наконец-то заметили даже в правительстве — и решили тесно пообщаться с нефтетрейдерами, дабы призвать тех к порядку и объяснить вроде как очевидный для всех принцип «если дешевеет нефть, то должен дешеветь и бензин». В результате этого общения оказалось, что не все так просто. Поэтому «Аналитическая служба новостей» решила обратиться к экспертам топливного рынка, чтобы разобраться, из чего же на самом деле состоит цена бензина и какие ее составляющие тормозят удешевление нефтепродуктов.

Предновогодние решения

Насиб Рагимов

Насиб Рагимов

Цены на бензин, как говорится, цепляют за кошелек большинство украинских водителей. «Каждый день нам сообщают, как стремительно падают цены на нефть, — отмечает глава правления общественной организации «Всеукраинское объединение «Защита нации» Насиб Рагимов. — Однако, глядя на цену бензина на заправках, начинаю сомневаться: а так ли уж зависят наши нефтетрейдеры от мировых цен на нефть, как нам рассказывают? И, видимо, таким вопросом задаюсь не только я, но и масса украинцев, которые пользуются как личным, так и служебным транспортом. Этим вопросом заинтересовался даже премьер, который поручил соответствующим ведомствам проверить обоснованность цен на нефтепродукты. Тут же министр энергетики заявил, что цена на бензин должна снизиться на 1 гривну».

Но в любом случае еще в декабре нельзя было не обратить внимание на то, что в финальном варианте законопроекта об изменениях в Налоговый кодекс на 2016 год появилась интересная норма об увеличении ставок акцизов на нефтепродукты на 13%. Хотя, как отмечают эксперты топливного рынка, на протяжении всего обсуждения проекта госбюджета о намерении пересмотреть размер акцизов на нефтепродукты Минфин не заявлял. Согласно документу, увеличение акцизов вводится на первое полугодие этого года, и теперь акциз на бензин составляет 228 евро/т, дизтопливо — около 113 евро/т, сжиженный газ — 57 евро/т.

Тогда же игроки рынка заверили потребителей, что цены на бензин и дизель — на фоне перманентного удешевления нефти, — несмотря на увеличение акцизов, расти не будут. Но при этом никто из них не говорил, что они будут уменьшаться. Теперь же — именно на фоне падения стоимости барреля — наше правительство фактически требует, чтобы цены на АЗС «реагировали адекватно ситуации». По словам министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина, на фоне устоявшейся тенденции снижения цены на нефть такую же тенденцию должны демонстрировать и цены на украинских АЗС. Уверен в этом и премьер-министр Арсений Яценюк, фактически потребовавший вмешательства в процесс Антимонопольного комитета, который должен обнародовать некую анатомию цен на нефтепродукты, чтобы было все прозрачно и в то же время всем все понятно. «Чем ниже цена нефти на мировом рынке, тем ниже цена будет на автозаправочной станции, и наоборот. Это должна быть публичная, прозрачная формула и публичный подход, — считает Арсений Петрович. — Пока Антимонопольный комитет Украины уже в течение трех месяцев не смог это сделать. Я надеюсь, что они найдут механизмы».

И встретились, и поговорили…

Кстати, именно о попытке отыскать компромисс, который позволит снизить розничные цены на автомобильное топливо, шла речь на недавней встрече Владимира Демчишина с нефтетрейдерами. Встретились. Поговорили. Каждая из сторон высказала свою точку зрения и собственное понимание данного вопроса. Но вот услышали ли друг друга? С одной стороны, выглядит, что да: министр энергетики сделал заявление, что светлые нефтепродукты подешевеют уже в ближайшие две недели. Представители сетевых заправочных комплексов говорят: мол, мы тоже не против, но существует много факторов, причем экономического характера, которые не позволяют снижать цены. Они также напоминают, что на самом деле цена на нефтепродукты в валюте у нас реагирует на снижение стоимости нефти точно так же, как и в Европе, т.е. снижается. Почему этого не видят потребители? Мешает устойчивое обесценивание гривны.

Посему сама ситуация и обсуждение результатов встречи получили большой резонанс в соцсетях. Так, известный эксперт топливного рынка, президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук на своей страничке в «Фейсбуке» написал примерно следующее: «По всем телеканалам транслируют очередную «дэзу»: министр Демчишин договорился с нефтетрейдерами о снижении цен на нефтепродукты. Я был на том заседании и никакой договоренности не наблюдал. Были озвучены пиар-желания правительства, опасения, что если НБУ не прекратит блокирование покупки валюты импортерами нефтепродуктов, с ними возникнут серьезные проблемы (речь идет о том, что за рубежом нефтепродукты игроки нашего рынка приобретают: а) за валюту, б) по предоплате, и изменить эти правила игры нельзя, потому что они приняты в мире. — Авт.). Но ни о каком снижении розничных цен пока не может быть и речи, особенно после повышения на 13% в 2016 году налогов…»

Обращаясь в своем посте к премьеру, некий Алексей Большаков пишет: «Пусть расскажет для начала, сколько в цене бензина весит стоимость нефти!» И сам же отвечает: не больше 10%, о чем, кстати, говорят фактически все эксперты топливного рынка. Именно поэтому, утверждают они, цена бензина не падает вслед за падением стоимости нефти. «Акциз на горюче-смазочные материалы был поднят на 30%, — продолжает Алексей Большаков, — и если честно перевести стоимость ГСМ в доллары, то цена на них упала более чем в полтора раза». Согласен с этим и Леонид Косянчук, который подчеркивает, что «в долларовом эквиваленте нефтепродукты в Украине упали в цене на 24% — точно на столько же, на сколько и в Европе (была 1,2 $/литр — стала 0,78 $/л). А насчет гривневой цены — это вопрос к Нацбанку, ведь в условиях, когда гривна в три раза за два последних года потеряла свою покупательную способность, рассчитывать на снижение не приходится… Тем более что рынок нефтепродуктов на 85% состоит из импорта и в 2016 году налоги на топливо увеличились еще на 13% (фактически сумма налогов в розничной цене превысила стоимость самого продукта!)».

Не только нефть, но и налоги

Сергей Куюн

Сергей Куюн

По словам же директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, «все прошло очень конструктивно — и все поняли, что надо чаще общаться», а также в правительстве «уже усвоили, что цена на бензин состоит не столько из нефти, сколько из налогов». «К слову, переживаем исторический момент, — отмечает эксперт. — С января 2016 года доля налогов в стоимости бензина на украинских АЗС превысила долю нефти. Да, нефть упала, но налоги с начала 2016-го выросли, притом выросли в евро, и сползающий курс толкает гривневую цену вверх. Но в то же время министерство показало, что держит руку на пульсе, мониторинг и анализ цен есть в ежедневном режиме. По расчетам Минэнерго, объективная цена на А-95 составляет 19,8 гривны за литр. При этом средняя по рынку цена на вчера была 19,37 грн/л. Иными словами, более половины рынка торгует даже дешевле, чем хотело бы министерство. Выше стоят лишь премиальные сети, у которых есть на то свои резоны: падение продаж из-за неравной конкуренции с бодяжниками, рост затрат на содержание всей этой премиальной красоты и т.д.». Посему он рекомендует потребителям завести «карту лояльности понравившейся сети, по ней буквально со старта скидка минимум 1 грн/л, а получить дисконт 2 грн/л можно проще простого».

Едва ли не главной проблемой Сергей Куюн, как и Леонид Косянчук, считает нехватку валюты. «Вернее, НБУ ее не продает для предоплаты по валютным топливным контрактам, а топливный рынок работает только по предоплате, — уточняет он АСН, — и купить топливо большие импортеры не могут. В итоге: министр пообещал поговорить с НБУ, а трейдеры пообещали упасть при первой возможности, которую открывает январский свал нефтяных котировок. Думаю, 50 коп/л — вопрос практически решенный, дальнейшее движение будет зависеть от динамики внешнего рынка. И, безусловно, от курса, ведь каждая копейка в курсе валюты — копейка в себестоимости бензина».

Инерция цен

По мнению совладельца сети АЗС KLO, ее коммерческого директора Вячеслава Стешенко, путь от производной нефти до колонок имеет инерцию, обусловленную логистикой и процессом переработки, и потому занимает полтора-два месяца. «Нефть падает, но параллельно растет акциз на топливо в Украине, — поясняет специалист. — При этом он изначально нестабилен, поскольку начисляется в евро, курс которого постоянно меняется. А в валюте мы оплачиваем сам нефтепродукт, акциз, розничный налог в 0,042 євро/л, частично логистику. В новом году мы растаможивали топливо уже по новым ставкам и можем сказать, что если бы не повышение налогов и не девальвация гривны, цены на топливо уже снизились бы».

Сергей Куюн тоже отмечает, что, в отличие от европейцев, почувствовать снижение цен украинцам помешала девальвация. Этот фактор, по его словам, «является основным в ценообразовании, поскольку топливо у нас на 85% состоит из валюты. Так, около 40% в цене бензина приходится на закупочную стоимость по импорту, еще около 45% — акцизный сбор и НДС, с нового года также взимается фиксированный налог с оборота подакцизных товаров по ставке 4,2 евроцента с литра. Топливный акциз в Украине установлен в евро, что усиливает негативное влияние девальвации на цены. Между тем предложения зафиксировать налог в национальной валюте не находят отзыва у чиновников, что можно понять с точки зрения гарантий наполнения бюджета». К сожалению, подчеркнул эксперт, в начале 2016 года негативные тенденции на валютном рынке сохранились, что в сумме с повышением акцизов перекрыло потенциал снижения цен. Однако январский спад на мировых биржах создает новые предпосылки для снижения, которое — при условии стабилизации валютного курса и наличия валюты для закупки топлива — может порадовать уже к концу января.

Вместе с тем вряд ли обычным потребителям стоит рассчитывать на чудо. «Тот факт, что правительство занялось этим вопросом, безусловно, радует, — заверяет АСН Насиб Рагимов. — Но особого оптимизма ожидать от этого не стоит, ибо специфика Украины такова, что цены взлетают молниеносно, а падают очень и очень медленно. Оказывается, одна из причин — доля импорта нефтепродуктов составляет около 80% (Беларусь, Россия и Литва), а их стоимость в Украине зависит не столько от мировых цен на нефть, сколько от валютного курса. Если так, почему же мы не ищем другие варианты импорта, как с газом?» Согласитесь, вопрос более чем актуальный.

Источник: АСН

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code