Политическая реклама уходит в тень?

Перегляди: 705

В стране еще официально не началась местная предвыборная кампания, а города и села уже тонут в рекламе политиков и партий, однако не исключаем того, что так будет продолжаться недолго

 Дать бой политической рекламе обещают парламентарии — в Верховной Раде уже зарегистрированы два законопроекта, которыми запрещается (ограничивается) политическая реклама. Инициатива, конечно, реформаторская. Но удастся ли реализовать эту реформу и кто от нее выиграет?

Длительные потуги

Идея запретить политическую рекламу не новая. Ее активно обсуждали в начале лета, когда парламент принимал закон о местных выборах. Предполагалось, что одной из новелл избирательного законодательствабудет если не запрет политической рекламы, то ее жесткое регулирование. Долго длились подковерные партийные торги. Как следствие — норма о запрете политрекламы из избирательного закона исчезла. Больше всех за сохранение политической рекламы ратовали толстосумы.

«Некоторые законодательные изменения относительно политической рекламы будут разработаны в ближайшее время», — уверял АСН в июне народный депутат Леонид Емец. И эти наработки стартовали с... перетягивания одеяла, кому писать эти изменения. Наиболее активно это «одеяло» тянули на себя представители фракции «Самопомощь».
«Запретив рекламу, мы обеспечим равные условия борьбы для партий, равный доступ к избирателю. Ведь сейчас реальные шансы победить на выборах имеют не идеологические политические силы, а те, кто закажет больше политической рекламы в СМИ, те, кто имеет  больше денег», — считает председатель фракции «Самопомощь» в Верховной Раде Олег Березюк, который в соавторстве с главным радикалом страны Олегом Ляшко в начале августа зарегистрировал законопроект № 2474-а — о полном запрете политической рекламы. — В большинстве стран Западной Европы — Франции, Дании, Великобритании, Норвегии, Швейцарии, Германии — платная предвыборная агитация на телевидении и радио полностью запрещена. Такое строгое ограничение вызвано, прежде всего, желанием исключить чрезмерное влияние на СМИ и результаты выборов в целом тех, кто имеет большие финансовые ресурсы, и по сути формирования зависимости политиков от их спонсоров».

На днях — под № 2474а-1 — был зарегистрирован еще один законопроект о судьбе политической рекламы. Его основу нарабатывали медиаэксперты. В нем, прежде всего, речь идет не о запрете рекламы, а об определенном ее ограничении. «Наш законопроект альтернативен проекту Березюка-Ляшко, которые хотят банально запретить всю политрекламу. И не предлагают никаких механизмов выхода из кризиса «джинсы».

Мы считаем, что такой запрет красиво подтолкнет СМИ к коррупции, под руку владельца, а политическая реклама просто уйдет в тень, вытеснив новости. И потом придется этот запрет отменять, а рынок — снова учить азам маркирования и прозрачности», — отмечает соавтор законопроекта, председатель парламентского Комитета по иностранным делам Анна Гопко.

Романюк Оксана

Романюк Оксана

Депутаты предлагают кардинально изменить стандарты политической рекламы и правила ее размещения. В частности, в документе говорится о том, чтобы увеличить продолжительность политической рекламы с существующих десяти секунд до двух минут. «Требование к длительности роликов обязательно повлияет на содержание. В 10—30 секундах невозможно представить содержательную часть, а вот в двухминутных без нее уже никак не обойтись. Мы консультировались по этому поводу со многими экспертами, в частности со специалистами по рекламе. Сначала вообще хотели сделать ролики трехминутными, но потом все-таки урезали до двух минут, — отмечает на своей странице в «Фейсбуке» исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк. — Я лично очень хотела прописать требование, чтобы в рекламных роликах обязательно звучали тезисы политпрограммы. И мы сначала эту норму таки прописали. Но потом выяснилось, что из нового закона о местных выборах убрали обязательства подавать предвыборные программы».

Этим законопроектом предлагается вдвое сократить количество политической рекламы на телевидении и вовсе запретить на внешних носителях (билбордах). Авторы законопроекта приводят сухую статистику: по данным «Телекритики», на последних парламентских выборах политреклама занимала 50% всего рекламного времени. Зрители (избиратели) были перенасыщены ее просмотром. Кроме того, политические партии тратили колоссальные средства на рекламные ролики. Цифры действительно впечатляют: на парламентских выборах 2014 года политические партии на пиар себя любимых потратили 900 миллионов гривен. А рекламный бюджет только одного кандидата в президенты Петра Порошенко в СМИ достиг более 82 миллионов гривен. Здесь следует учесть, что это — задекларированные официально рекламные бюджеты. Эксперты же отмечают, что неофициальные — в три-четыре раза выше.

Но позволит ли этот закон партиям сэкономить? Журналисты говорят, что вряд ли. «Если количество выхода рекламных роликов на ТВ уменьшат, но увеличат их продолжительность, каналы финансово не проигрывают, — разъясняет один из менеджеров ведущего украинского канала. — Нет разницы, что «крутить» четыре раза 30-секундные ролики или один раз «мини-фильм» на две минуты, — в общем выходим на одну и ту же цифру».

«Джинса» моя любимая

Виктория Сюмар

Виктория Сюмар

А вот в парламентском Комитете по вопросам свободы слова идею запрета политической рекламы встретили без энтузиазма. В частности председатель этого комитета Виктория Сюмар считает, что сейчас Украина не готова к такому радикальному шагу. «Идея хорошая. Такие нормы действительно работают во многих европейских странах. Но есть одно «но». У нас все еще нет той политической системы и медиаграмотности общества, которые позволили бы действительно искоренить политическую рекламу. Есть риски, что официальный запрет политической рекламы просто приведет к росту количества «джинсы», а сама такая ​​реклама уйдет в тень», — считает Сюмар.

Правда, законодатели настроены бороться и с «джинсой». В законопроекте есть норма, которая предусматривает, что в новостях нельзя прославлять одного кандидата и игнорировать мнение другого. «Упоминания в новостях о кандидатах — только о нескольких одновременно, чтобы было сравнение и не было дифирамбов и рукопожатий с благодарными земледельцами и объятий с ветеранами. Впервые хотим ввести административную ответственность за скрытую рекламу, то есть штраф для физических лиц — должностных лиц СМИ», — указывает на законодательную новеллу Романюк.

Хотя если речь идет о режиме «офф-рекордс», депутаты сомневаются в реалистичности вымывания «джинсы», пока телеканалами и газетами владеют олигархи — финансисты политических партий.

Бороться с политической рекламой парламентарии планируют и благодаря жесткому регламентированию правил социальной рекламы. Ведь довольно часто политики маскируют рекламу своей политсилы (собственно, себя) именно под «социалку». «Чтобы в дальнейшем такого не было, убираем из соцрекламы названия юридических лиц, благотворительных фондов, партий и имена. Социальная реклама должна быть настоящей», — убеждена Оксана Романюк.

От двора ко двору

Александр Черненко

Александр Черненко

Некоторые парламентарии скептически прогнозируют, что уже местные выборы могут состояться при полном официальном запрете политической рекламы. «Если закон будет принят и подписан Президентом до дня окончания регистрации кандидатов, то местные выборы пройдут без рекламы. А регистрация кандидатов заканчивается в середине сентября», — отмечает АСН народный депутат Александр Черненко.

Спросите, а как же выборы без рекламы? Запросто! Не стоит путать рекламу с агитацией. А ее парламентарии запрещать отнюдь не планируют. Напротив, авторы законопроектов пропагандируют идею, чтобы политики активно занимались именно агитацией — ходили от двора ко двору и, глядя в глаза избирателям, знакомили со своими партийными программами, отчитывались о предыдущих конкретных достижениях. Мол, тогда Украина получит шанс иметь во главе страны достойных политиков, управленцев, а не просто героев ярких «политических секундных роликов», которые являются марионетками в руках толстосумов.

Источник: АСН

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code