Режим погоды для бизнеса

Перегляди: 292

Привлечение инвестиций, проведение эффективной приватизации, улучшение бизнес-климата — это мантра, которую повторяют чуть ли не все правительства страны. Действительно, перспективы Украины большие. Но и риски остаются серьезными. Это четко видно из заявлений не только власти, но и мониторинга мнения бизнеса

Привлекательность по-новому

Символично, что новый глава правительства в первые дни в Кабмине заявил, что поддержка привлечения инвестиций в различные сферы жизни Украины — одна из приоритетных задач. Премьер сказал о важности упрощения процедур, дерегуляции, вопросов публичной, открытой приватизации, поддержки инвестиций, в частности в аграрный сектор, энергоэффективность и другие отрасли.

И хотя Гройсман в КМУ не так давно, но уже не раз подчеркнул: Украина переживает тяжелые времена, поэтому очень важно адекватно реагировать на вызовы, которые сегодня есть, и работать над возрождением национальной экономики.

Гройсман утверждает, что новый Кабинет Министров будет нетерпим к тем недостаткам в украинском законодательстве, которые вызывают проблемы для ведения бизнеса, коррупцию, любые злоупотребления в налоговой сфере и сфере таможенного оформления. Так, в течение ближайших недель будет разработан комплексный план действий по прозрачности работы таможни и упрощению процедур, с которыми сталкиваются предприниматели.

К тому же Украина намерена максимально упростить визовые процедуры для бизнеса. Об этом во время встречи с бизнесменами — представителями Американской торговой палаты и Европейской бизнес-ассоциации заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин. «У бизнесмена, который едет в Украину, не должна голова болеть из-за получения визы. Все его внимание должно быть сконцентрировано, чтобы сделать инвестиции в страну», — акцентировал он. По его словам, сейчас изучается возможность упрощения получения украинских виз, в частности, возможность их получения в аэропортах и портах и т.п.

Язык цифр

Но что на самом деле думают инвесторы об Украине и готовы ли они вкладывать средства? Ответ можно увидеть в результатах исследования инвестиционного климата Украины, проведенного Американской торговой палатой (ACC) в рамках подготовки ежегодной публикации «Украина: обзор экономики-2016».

В опросе приняли участие 166 респондентов — членов Палаты, которые поделились оценкам прогресса и видением дальнейшего развития ключевых сфер экономики страны. В ходе исследования, говорится в полученном АСН сообщении Американской торговой палаты, бизнес определил перспективные аспекты для роста в 2016 году. И большинство (64%) отметили сельское хозяйство как сферу, которая имеет самый высокий потенциал для улучшения в этом году. В то же время бизнес считает, что этот сектор экономики нуждается в развитии альтернативных инструментов финансовой поддержки для мелких и средних фермеров, дальнейшей дерегуляции (упрощение процесса получения разрешений) и введении рынка земель сельскохозяйственного назначения.

К перспективным секторам также были отнесены информационные технологии, рынок товаров широкого потребления, банковские и финансовые услуги и другие. Бизнес больше требует дальнейших изменений в налоговой политике (73%), таможенном регулировании (64%), правовой политике (62%), здравоохранении (61%) и инвестиционной политике (53%). (Опрос проводился до принятия поправок в Налоговый кодекс Украины.) А проблемой для предпринимателей пока остается коррупция (75%). В этом антирейтинге также правовая система (16%) и значительная бюрократизация (9%).

Кроме того, в сообщении АСС в который раз акцентируется, что Украине необходимо упрощение системы коммуникации между бизнесом и государственными органами путем внедрения электронных сервисов на всех стадиях обмена информацией, а именно: автоматизация реестров, ведомств, централизация информации и открытый общий доступ. А также — внедрение практики проведения открытых тендеров с участием независимых аудиторов, кадровые изменения и внедрение действенных механизмов ответственности за коррупционные действия и реформирование системы государственного управления.

Андрей Гундер

Андрей Гундер

В рамках интервью «Аналитической службе новостей» (АСН) Андрей Гундер, Президент Американской торговой палаты в Украине, уже рассказывал, что на самом деле инвесторы интересуются нашей страной. «Каждую неделю есть потенциальный инвестор, который присматривается к Украине. Правда, пока не хватает решимости и конкретных действий», — говорил он, добавляя, что 2016-й имеет все шансы стать решающим для будущего страны, поэтому чрезвычайно важно принять правильные решения, сделать реальные шаги.

Старт или продолжение

Ярослав Грегирчак

Ярослав Грегирчак

Но не стоит все время и во всем искать только «измену» или «победу». Например, реформы в борьбе с коррупцией, которые за последние два года произошли на институциональном уровне, можно только приветствовать. На этом акцентирует заместитель бизнес-омбудсмена Ярослав Грегирчак. «Я имею в виду создание новых антикоррупционных органов — НАПК, НАБУ и специализированной антикоррупционной прокуратуры. Бизнес должен правильно понять и воспринять эти институциональные реформы. Как мы слышали от наших коллег из НАБУ, бизнес должен быть ориентирован на возможность воспользоваться самим фактом существования таких институтов путем обращения к ним. А для того, чтобы обращаться, у бизнеса должно быть доверие. Другими словами, если мы делаем реформы, создаем новые органы, а бизнес к ним не обращается, то, конечно, само качество борьбы с коррупцией будет односторонним и менее эффективным. Бизнес должен доверять новым органам», — отметил он в комментарии АСН.

Что касается правовой системы, то Грегирчак обращает внимание, что в недавнем отчете Совета бизнес-омбудсмена об злоупотреблении полномочиями со стороны правоохранительных органов в их отношениях с бизнесом говорится, что в Украине действительно есть определенные пробелы в законодательстве, позволяющие правоохранителям давить на бизнес. В частности, безосновательно начинать досудебное расследование уголовных производств, необоснованно отказывать в открытии уголовных производств, затягивать досудебное расследование и т.п. Совет бизнес-омбудсмена подготовил свои предложения о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины, которые в значительной степени предупредят такие нарушения со стороны правоохранительных органов в будущем.

«Что касается упрощения системы коммуникации между бизнесом и государственными органами, то безоговорочным лидером во внедрении электронных сервисов является Минюст, который с начала этого года ввел революционные изменения в части именно электронных сервисов по регистрации бизнеса и недвижимости. В контексте нашего отчета о проблемах с администрированием налогов актуальным является момент коммуникаций бизнеса и органов ГФС. Наши некоторые рекомендации продолжают оставаться актуальными, в частности о введении полноценного электронного кабинета налогоплательщика с расширенным функционалом, который бы дал возможность пользователям в полном объеме реализовывать свои права и обязанности. ГФС также должна усовершенствовать механизм обнародования налоговой информации через освещение на своей веб-странице данных, которые позволят общественности оперативно контролировать деятельность ДФС», — объясняет он. И добавляет, что одним из действенных механизмов ответственности за коррупционные действия в контексте ГФС является введение так называемого Дисциплинарного устава контролирующего органа, который бы предусматривал административную, финансовую или дисциплинарную ответственность должностных лиц этих органов. Речь также должна идти о введении финансовой ответственности контролирующих органов за невозвращение или несвоевременное возвращение сумм излишне или ошибочно уплаченных налогов.

Комментируя реформирование системы государственного управления, Грегирчак отмечает, что здесь стоит вспомнить реформу государственной службы, которая, кроме всего прочего, обеспечивала надлежащую оплату труда, реформу управления государственной собственностью (корпоратизация, отказ от постсоветских организационно-правовых форм юридических лиц — государственное предприятие или дочернее предприятие). Если мы переходим на рельсы акционерного общества, то в части реформы корпоративного управления необходимо создать правления, наблюдательные советы, где должным образом был бы представлен институт независимых директоров, что является чрезвычайно распространенной практикой в мире.

Прагматизм или либерализм

Владимир Панченко

Владимир Панченко

Правительство должно не только сказать, что оно хочет сделать (привлечение инвестиций), но и сообщить, каким образом оно этого будет достигать. Об этом в комментарии АСН говорит эксперт Экономического дискуссионного клуба Владимир Панченко.

«Я считаю, что горизонтальные реформы, прежде всего судебная и правоохранительная, являются основой всех. Однако нужно выставить приоритеты в рамках четвертой индустриальной революции и двигаться к ним», — утверждает эксперт и настаивает, что в настоящее время приватизация должна проводиться с четкими требованиями к инвесторам.

Также, по мнению эксперта, важна поддержка позиции о том, что государство может играть серьезную роль в стимулировании секторов и в сотрудничестве с глобальными мировыми игроками в инфраструктурных и других крупных проектах. А в некоторых случаях, возможно, надо говорить о реприватизации или выплатах теми владельцами, которые не выполнили обязательства по массовой приватизации в 1990 годах.

Что же касается улучшения бизнес-климата, то Панченко утверждает, тут стране нужно занимать позицию прагматика:

«Украина должна быть индустриальной державой с развитым сельским хозяйством, где экспорт сельхозпродукции достигает 90 млн тонн в год, однако агропром составляет в ВВП не более 15%. Поэтому ВВП в ближайшие 15 лет должно быть 500-700 млрд долларов (10-15 тыс. долларов ВВП на человека), чего не достичь за счет АПК. К перспективным секторам также были отнесены информационные технологии, рынок товаров широкого потребления, банковские и финансовые услуги и т.п. Этот набор недостаточен для достижения указанного ВВП», — отмечает он.

В свою очередь нардеп Сергей Тарута добавил, что приватизация должна принести развитие, а не разовый заработок в угоду монополистам. «Важно понимать, как мы будем проводить приватизацию. И мне страшно, когда слышу, что руководитель Фонда госимущества говорит о неважности инвестиционных показателей. Государство должно ставить целью сохранение и развитие предприятия. Инвестиции приоритетны относительно цены», — сказал он.

Он предупредил, что иначе конкуренты, сильные игроки из Европы, Азии, могут зачистить рынок в Украине путем покупки того или иного предприятия: «За монополию готовы часто переплатить. А это значит, что мы и дальше будем импортозависимыми, продолжится дисбаланс в валютном курсе, будет «плыть» гривна, расти инфляция».

Старая песня о главном

Итак, очередное оживление вокруг улучшения бизнес-климата — это хорошо. Как и не поспоришь, что без стимулирования определенных экономических активностей, как утверждает Премьер, экономику невозможно вывести из стагнации, а при эффективном использовании ресурса государственных инвестиций возможно создать такие стимулы. И важно здесь не только озвучить сложности, но и выстроить тактику и стратегии. В частности, подумать, стоит ли сконцентрироваться на разовом эффекте, то есть получении денег уже и немедленно, а там — разберемся.

Ведь, сколько ни говори о преданности продолжению курса реформ, год, который выделил КМУ его глава для того, чтобы доказать всем, что кризис, который мы сейчас переживаем, это кризис нашего роста, — быстро пройдет.

Источник: АСН

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code