«Крымнаш». Ползучее признание Запада

Перегляди: 420

Мировой бизнес начинает признавать Крым российским. Речь, конечно, не идет о каких-то официальных заявлениях или корпоративных картах, на которых аннексированный полуостров – часть РФ. Хотя и такое бывает. Достаточно вспомнить историю с двумя американскими компаниями – Coca Cola и Pepsi Co

Признание аннексии происходит незаметно. Многие украинские предприниматели оформили свой крымский бизнес по российским законам. Однако так поступают не только местные собственники. Некоторые международные компании также без лишнего официоза «перекинули» свои крымские активы на российские представительства, которые фактически управляют новым хозяйством как часть своего – российского – бизнеса.

Автомобильные бренды

Автомобильные компании стали одними из первых, кто прекратил поставки своих товаров в Крым. Украинские представительства известных брендов еще до проведения псевдореферендума решили перестраховаться и отказались от отправки дорогостоящих грузов на полуостров. В частности, в марте 2014 года, буквально спустя несколько дней, после «маскарада» с опросом крымчан о статусе их области, в компании «Ниссан Мотор Украина» заявили: все поставки авто приостановлены.

Такое же заявление сделал и украинский импортер Mitsubishi – компания «НИКО». «…крымские дилеры работают со складом машин. Формат дальнейшей работы обсуждается», — прокомментировали тогда в офисе представителя японского бренда.

Обсуждение же формата дальнейшей работы, по сути, свелось к двум сценариям. Первый – отказаться от рынка Крыма. Второй – передать права, заключать дилерские договора с крымскими автосалонами российским представительствам.

Большинство компаний выбрали первый вариант. Но нашлись и те, кто решил не «заморачиваться» тем, что Киев официально признал Крым временно оккупированной территорией. Некоторые производители начали поставлять автомобили через Россию. Среди таковых – Nissan, компании группы Volkswagen, Peugeot-Citroen и Hyundai. А британская компания Land Rover и вовсе включила Крым в свой проект «Открывая Россию».

Свой поступок большинство компаний не комментируют. На запрос «Главкома» о решении работать в Крыму через Россию ответил лишь один бренд – представитель группы Volkswagen, производитель премиальных автомобилей Audi. Немцы признались, что решились работать на аннексированном полуострове, так как не хотели терять лояльность клиентов.

«Как и на любом другом рынке, главный приоритет Audi в Крыму – забота о потребителе и послепродажный сервис. Компания решила передать право поставки автомобилей на полуостров российскому офису, так как политическая ситуация сделала поставки украинским импортером невозможными»», — пояснил Мориц Дрексель, спикер Audi по вопросам продаж и маркетинга. Он также добавил, что на данный момент дилерские соглашения в Крыму заключены с Volkswagen Group Russia. На вопрос «Главкома» о том, не боится ли Audi испортить свой имидж, работая на оккупированной территории, в компании не ответили.

Что касается объемов продаж, то вряд ли кто-то из автопроизводителей остался на полуострове, потому что не хотел терять «жирный кусок». В довоенное время в структуре украинского рынка Крым занимал менее 5%. В месяц там продавалось менее 500 автомобилей. В нынешних же условиях продается менее сотни.

Структура украинского авторынка в 2013 году

12345

Данные «Алант-М»

Розничные сети

В Крыму продолжают работать и сети таких именитых брендов, как Metro Cash and Carry и Auchan, товары в которые также поставляются из России.

Правда, в украинском офисе «Метро» «Главком» заверили, что не ведут бизнес в Крыму, и не имеют никакого юридического отношения к двум крымским гипермаркетам. Что, конечно, не отменяет самого факта: торговые центры немецкой группы продолжили работу после аннексии полуострова. Чтобы «снять» магазины с баланса украинского офиса, METRO Group даже создала специальную компанию для управления крымскими активами – Retail Property 5.

В украинском «Ашане» на запрос «Главкома» не ответили. А информация о симферопольском гипермакете французского ритейлера на официальных сайтах компании подана весьма комично – крымский магазин отмечен, как на карте украинского «Ашана», так и российского.

Кто ушел из Крыма

Справедливости ради стоит отметить, что большинство мировых брендов после аннексии все же покинули Крым. И пока о планах возвращаться не заявляли. Так поступила львиная доля автомобильных компаний.

Ушел с полуострова и международный IT-бизнес. Так в феврале 2015 года прекратили поставлять технику в Крым такие компании, как Apple, Dell, Microsoft и HP. Заказать электронику через интернет-магазин напрямую из США тоже не получится. Во-первых, крымчане не могут пользоваться международными платежными системами. Во-вторых, американские почтальоны отказываются отправлять посылки в эту часть света.

Одними из первых перекрыли полуострову «кислород» и платежные системы MasterCard и Visa. Компании прекратили обслуживать Крым еще в декабре 2014 года, после чего большинство пластиковых карт местных жителей превратились в кусок пластика. В январе 2015 года их примеру последовала и компания PayPal.

Фактически сразу после оккупации покинуть Крым решила и крупнейшая в мире сеть ресторанов быстрого питания американский McDonald`s. Работу остановили все три крымских заведения – в Симферополе, Ялте и Севастополе.

При этом McDonald’s не просто «смотал удочки». Украинская «дочка» компании помогла всем желающим сотрудникам перевестись в любое заведение в другом регионе Украины с сохранением должности и зарплаты. Компания пообещала оплатить переезд сотрудников и членов их семей, обеспечить их жильем в течение трех месяцев.

Также на весну 2015 года было запланировано открытие магазина испанского ритейлера Inditex в севастопольском торгово-развлекательном центре Sea Mall. После аннексии полуострова компания, в портфеле которой популярные бренды Zara, Bershka и др., отказалась выходить на крымский рынок.

Источник: Главком

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code