АТО, переселенці і джинса: про що говорять і мовчать у запорізьких ЗМІ

Перегляди: 482

Целью мониторинга, проведенного еще в сентябре-октябре 2015 года представителями Института массовой информации, была попытка выяснить, какой процент общественно важных новостей публикуется в печатных СМИ и онлайн, а также показывается в новостях

Кроме этого, исследовались тематические категории: тема АТО, переселенцы, наличие «джинсы», «паркета» (сообщений официальных пресс-служб разных уровней) и определялся уровень соответствия текстов журналистским стандартам. Данные получились разносторонними, — пишет региональный представитель ИМИ в Запорожье Наталья Выговская на сайте «Агент СМИ».

О стандартах, «паркете» и «джинсе»

Объектом мониторинга стали еженедельные выпуски газет «МИГ», «Суббота плюс», «Мрія» и «Панорама», итоговые новостные выпуски ТРК «ТВ-5» и ТРК «Алекс» в период с 15 сентября по 15 октября 2015 года и тексты еще четырех интернет-СМИ: 061.ua, golos.zp.ua, panopticon.org и reporter-ua.com в период с 8 по 15 октября 2015 года. Всего мы проанализировали 1832 материала.

Безусловно, сразу стоит оговориться: мониторинг проводился в разгар предвыборной кампании, поэтому можно предположить, что некоторые темы, к примеру, тема АТО, были вытеснены высоким процентов «джинсы», о которой уже неоднократно писал «Агент СМИ». Но об этом – немного позже. А пока – о стандартах: некоторые показатели, в частности, журналистские стандарты и количество «паркета» (см. Таблицу 1), оказались весьма наглядными. Так, результаты мониторинга показали, что самый низкий уровень соответствия журналистским стандартам (материалы анализировались по ключевым показателям «сбалансированность», «отделение фактов от комментариев», «достоверность», «точность», «полнота», «оперативность») оказался у газет: 3,77 из 6. Самый высокий, несмотря на засилье паркета, высокого процента рерайта или банального «copy – paste», — в сети: 5,18.

Таблица 1. Сведенная таблица результатов мониторинга (в %)

ПРЕССА ТВ ОНЛАЙН Средний  показатель
Общественно-важные (украинские)

3%

4%

25%

11%

Общественно-важные (местные)

43%

59%

48%

50%

Тема АТО

2%

6%

6%

5%

Перемещенные особы и беженцы

0%

6%

0%

2%

Джинса

24%

11%

10%

15%

Паркет

2%

20%

6%

9%

Бал соответствия стандартам 3,77 з 6 4,27 з 6 5,18 з 6

Что касается «паркета» — анализ телевизионных новостных выпусков показал, что каждый пятый (!) сюжет был официозом без достаточной журналистской работы. Наименьшее количество паркета было в прессе. В онлайн стоит обратить внимание на сайты golos.zp.ua и panoptikon.org, в достаточной мере злоупотребляющими официальными новостями различных пресс-службы официальных лиц.

Отдельный вопрос – «джинса»: 24% «джинсы» от общего количества текстов было в газетах. По сути, каждый четвертый текст в газете — был вне стандартов и интересов горожан. На телевидении и в сети таким был каждый десятый текст.

Владимир Дупак, главный редактор газеты «Индустриальное Запорожье» — «Панорама» уверен: самое главное, чтобы и политики, и журналисты брали ответственность на себя. Главный редактор газеты, в которой отмечен самый высокий из всех анализируемых СМИ процент «джинсы» (32 %), размышляя о журналистских стандартах в печатных СМИ, отметил «Агенту…»: «Редакции пытаются балансировать, но в каждой редакции что-то превалирует. Сегодня вряд ил можно сказать, что существует газета, которая давала бы абсолютно все точки зрения: реальность каждый журналист видят по-своему. Наверное, баланс можно найти, если брать несколько газет. Хотя, опять же, заангажированность в газетах довольно-таки заметна». Причем в редакции же его издания, уточнил Владимир Дупак, был и есть закон: давать разные точки зрения.

Тарас Билка, руководитель «Громадського. Запоріжжя» считает, что только радикальные меры могут переломить такую ситуацию: «Замовні матеріали, як це не прикро, може перемогти тільки радикальний підхід — повна відмова від них. За сьогоднішніх умов, в Запоріжжі, в тому числі, це мало реально. Редактори дуже часто не турбуються про репутацію видання: для них це просто звичайний бізнес, як, наприклад, торгувати «біляшами». Люди ж, у яких репутаційні втрати стоять в списку неприпустимості на першому місці, категорично не джинсують, бо від цього залежить не лише фінансування ЗМІ на місяць, а і небезпека відмови партнерів щодо подальшої співпраці. От коли ім’я ЗМІ його ж власники будуть цінувати на рівні з тим, як цінується глядач, тоді і замовників джинси не буде. Бо буде нікуди йти. От така утопія. До того ж, все це розвиває комплекс провінційності і меншовартості, а, відповідно, і підходу на кшталт «Нехай там центральні канали знімають розслідування». З таких дрібничок і комплексів складається великий ком, який зветься «непрофесійність», але ще частіше – «лінь».

АТО и медиа: много или мало?

Исследование выявило достаточно низкий уровень освещения проблематики АТО. Однако, сравнив исследуемые газеты до начала выборов и после, мы пришли к выводу, что на показатели повлияли и выборы: эту тему просто вытеснили заказные материалы, связанные с предвыборной кампанией. Так, если в газете «Панорама» появилось всего шесть материалов об АТО за месяц, то летом в этом же издании публиковалось, в среднем, по 2-3, а то и больше материалов в одном номере, которые в том или ином аспекте касались проблематики АТО. После окончания выборов, когда количество «джинсы» в пользу тогда кандидата, а теперь уже мэра Владимира Буряка существенно снизилось, количество публикаций, посвященных проблемам военнослужащих, снова выросло: например, в номере от 19 ноября об АТО (включая волонтерство) газета написала четыре раза, через неделю в издании было уже шесть публикаций.

В «МИГе», к примеру, текстов об АТО после выборов тоже стало немного больше: с 1% от общего количества текстов в сентябре-октябре почти до 3% в ноябре.

Таблица 2. Процентные данные по освещению тематики в печатных СМИ (с 15.09. -15.10.2015)

МИГ Суббота плюс Панорама Мрія
Общественно-важные (украинские)

3%

1%

6%

3%

Общественно-важные (местные)

48%

37%

40%

48%

Тема АТО

1%

1%

5%

2%

Перемещенные особы и беженцы

0%

0%

0%

0%

Джинса

23%

23%

32%

17%

Паркет

1%

0%

0%

5%

Татьяна Гонченко, редактор сайта 061.ua, на вопрос «Достаточно ли в запорожских СМИ освещается тема АТО?», ответила так: «Освещать происходящее именно там, на фронте, большинство запорожских СМИ не берутся, потому что их материалы направлены на происходящее в городе. Большинство печатных СМИ периодически отправляют в АТО своих корреспондентов и соответствующие репортажи выходят, но, как правило, это не редакционное задание, а инициатива самих журналистов, своеобразный бонус, так как основное содержание городских СМИ — что происходит конкретно в Запорожье, а не в соседней области. При этом, городские СМИ достаточно часто пишут об отголоске войны в Запорожье: о выделении квартир бойцам, местных волонтерах, погибших и раненых. Фактически ни один номер любого печатного запорожского СМИ не выходит хотя бы без одной заметки на тему АТО, войны и связанными с этим событиями. Чтобы писать больше, нет актуального информповода, привязанного к Запорожью. За полтора года войны о ней написано уже столько, что сложно удивить новизной, все темы уже «обглоданы».

Юрий Гудыменко, главный редактор газеты «Мрія» и Богдан Василенко, главный редактор газеты «Суббота плюс», в целом, говорят о том же: тема войны освещается достаточно. По словам Богдана Василенко, в его издании информация из зоны АТО подается исключительно в том случае, если она связана с Запорожьем или запорожцами, так как специфика газеты предполагает, что его темы касаются только Запорожского региона.

Владимир Москаленко, политический обозреватель газеты «МИГ», больше года был в секторе «С» зоны АТО. Наоборот, считает, что местным СМИ нужно избавиться от тезиса «усталость от войны» и освещать события в полной мере: «На мій погляд, багатьом запорізьким ЗМІ, та й не тільки їм, сподобалась теза про «втому від війни». З цією тезою тепер комфортно. Тим паче, всім здається, що війна закінчилася. Спостерігаю ухил у переповідання розповідей від волонтерів, та «новини»на кштал: «... от такі молодці, їздять до бійців. А тепер до інших подій...». Місцевим ЗМІ важко змагатися із загальнонаціональними телеканалами, які мають у зоні АТО чи поблизу власкорів. Так, як це не виглядає цинічно, але війна стала рутиною і рядком, який біжить на екрані. Хоча, ледь не щодня хтось із хлопців поранений, підстрелений снайпером, підірвався... Робити вигляд, що на Донбасі все затихло — велика помилка. Країна не може собі сьогодні дозволити «демобілізації».

О переселенцах замолвите слово

Ни начало, ни окончание выборов не повлияло на количество публикаций, посвященных проблемам переселенцев. За месяц мониторинга, опять же, возможно, и потому что переселенцы не имели возможности голосовать, в газетах о них не появилось ни одного материала. Немного иначе выглядела ситуация разве что в новостных выпусках местного телевидения.

Таблица 3. Уровень освещения тем, посвященных временно перемещенным особам (в %)

Газеты МИГ Суббота плюс Панорама Мрія
Перемещенные особы и беженцы

0%

0%

0%

0%

Онлайн 061.ua golos.zp.ua reporter-ua.com panoptikon.org
Перемещенные особы и беженцы

0%

0%

1%

0%

ТВ ТВ-5 Алекс    
Перемещенные особы и беженцы

5%

6%

Богдан Василенко, главред газеты «Субботы плюс» считает, что тема переселенцев однозначно достаточно освещается. Причем, этой теме посвящаются достаточно объемные материалы... «Даже слишком много пишем об этом», — заметил он в комментарии «Агенту…».

По словам Юрия Гудыменко, главного редактора газеты «Мрія», проблема переселенцев была актуальна в начале войны, как только она появилась. Сейчас же, уточнил он, «когда оставшиеся в Запорожье и области временно появились институты для интеграции временно перемещенных лиц на всех уровнях, проблема перестала быть критически важной, и в моей газете мы освещаем только знаковые, нерядовые случаи и истории на эту тему».

Редактор сайта 061.ua Татьяна Гонченко считает, что тема переселенцев освещается в запорожских СМИ на достаточном уровне, чтобы удовлетворить запрос читателей, в то же время, не надоесть им и не превратить тему в «заезженную», не вызвать реакции отторжения: «Да, о переселенцах пишут немного, хотя периодически мелькают репортажи из модульного городка или общие статистические сведения. Проблема тоже в отсутствии информповодов: многие переселенцы уже ассимилировались в нашем городе, они практически не заметны, живут своей жизнью и никого не трогают. Кроме того, они никак не заявляют о своих проблемах и не особо любят общаться со СМИ. А также практически не заявляют о таких проблемах волонтеры, занимающиеся переселенцами».

Не совсем согласен с тем, что запорожские СМИ не уделяли внимания беженцам, их проблемам и войнеВалерий Зотов, главный редактор газеты «Прав.Да», чьи журналисты, пожалуй, чаще всех коллег ездили и продолжают ездить в зону АТО. «Наш медиахолдинг «Прав.Да» и «Вся власть» создали благотворительный фонд «За правду!», который в числе других взял под опеку общежитие переселенцев. Кроме этого, мы провели несколько благотворительных праздников – все это через наши СМИ. Мы еженедельно отражали проблемы тех, кого коснулась эта война», — рассказал он «Агенту СМИ».

Почему не пишут другие? Главный редактор называет несколько причин: «На первом этапе волны переселенцев регион, в том числе и Крым, и Одессу наводнили машины с богатыми номерами, и это в какой-то степени охладило пыл журналистов. А когда к нам пошли люди, разбитые войной, журналисты откликнулись». В любом случае, считает Валерий Зотов, проблема остается, так как, только по официальным данным, на учете в Запорожской области стоят 66 тысяч переселенцев. Об этом стоит говорить, как и том, будет ли уменьшаться эта цифра, так как люди начнут возвращаться домой.

Краткие выводы

Итак, мониторинг выявил ряд проблем запорожских СМИ. В частности, высокий процент «джинсы» во время предвыборной гонки (в среднем, 15 % от общего числа проанализированных материалов в 10 СМИ) и вытеснение «джинсой» общественно-важных тем, включая тему АТО (средний показатель материалов, имеющих общественную важность локального уровня, – всего 50%). Кроме этого, он показал низкий уровень освещения в СМИ проблем переселенцев (2% от общего количества материалов) и чрезвычайно высокий процент «паркета» в телевизионных выпусках новостей (20%). При этом опрос запорожских редакторов и журналистов показал уверенность большинства из них в том, что освещение таких тем как АТО и переселенцы – достаточно и соответствует потребностям аудитории их медиа.

Текст: Наталія Виговська, регіональний представник ІМІ в Запорізькій області, для сайту «Агент СМИ». 

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code