Авто на еврономерах: как легализовать полтора миллиона «пересичников»

Перегляди: 208

Транзитники требуют от власти сделать растаможку автомобилей доступней и отменить экостандарт Евро-5

94_main_new.1504629927

Полиция не имеет права проверять «пересичников». Фото: zaknews.in.ua

В Украине, по разным оценкам, от 50 тысяч до полутора миллиона нерастаможенных автомобилей. За дешевыми подержанными авто украинцы ездят за границу. А чтобы не платить налоги, не снимают машину с иностранной регистрации. По закону на транзитном авто в Украине можно находиться 5-10 дней. Из-за этого на пропускных пунктах еженедельно создаются пробки из спешащих вовремя выехать в Польшу, Словакию или вернуться назад. В 2014-м в Украине насчитали 61 тысячу машин с иностранной регистрацией, за год они пересекли границу 1,5 млн раз.

Периодически транзитники протестуют: блокируют дороги на границах и требуют парламент увеличить срок нахождения машин и снизить таможенные сборы. Организация «Авто Евро Сила» 6 сентября устраивает митинг под Верховной Радой и Кабмином. Они требуют сделать растаможку автомобилей доступней и отменить экостандарт Евро-5 для поддержанных машин. Что будет с транзитными автомобилями, разбирался сайт «Сегодня.ua».

Как украинцы покупают машины с иностранными номерами

В Европе поддержанную иномарку продают за 2000—4000 долларов, в Украине за такую же просят 6-10 тысяч. На украинских сайтах объявлений сотни предложений «продам нерастаможенную машину». Хотя продавать такие авто в стране запрещено.

Сейчас за растаможивание в Украине платят 10% пошлины от стоимости машины, 20% НДС и акцизный сбор, который зависит от объема двигателя. К примеру, если покупать в Польше подержанный автомобиль Ford Focus Mk2 2012 выпуска с объемом двигателя 1600 куб. см и пробегом 100,7 тыс. км,, он обойдется в 4288 евро. От этой суммы придется заплатить пошлину – 428,8 евро; акцизный сбор – по ставке 0,267 евро за каждый куб. см – это 427,2 евро; налог в Пенсионный фонд 3% – 154 евро; плюс 20% НДС от стоимости авто вместе с акцизным сбором и пошлиной – 1029 евро. В целом Ford Focus обойдется в 6327 евро.

medium_big_650x410_2_650x410_1_650x410

«Пересечники» вынуждены каждые пять дней покидать Украину. Фото: rbc.ua

Чтобы украинцам не приходилось каждые пять дней пересекать границу, создаются схемы по регистрации авто на литовскую или польскую компанию, а затем продают. Только не граждане Украины законно могут ездить на автомобиле с иностранной регистрацией год. Чтобы обойти закон, заграницей создают компании, которые по доверенности передают украинцам автомобили или регистрируют своим работником. На одно такое предприятие может быть зарегистрировано по 2000—3000 машин. При этом авто после покупки остается собственностью компании. Машину в любой момент могут конфисковать или отобрать через суд, поясняет Олег Назаренко, директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров. Жители приграничных областей покупают автомобили в Польше и других странах самостоятельно. Им ближе пересекать границу. Ежедневно «пересичники» создают очереди на пропускных пунктах. А иногда они блокируют дороги или протестуют под парламентом с требования продлить срок пребывания в Украине.

В январе этого года организация «Авто Евро Сила» заблокировала въезды в Киев. Активисты требовали, чтобы депутаты приняли законопроект 5567. Он позволил бы платить таможенные сборы на машины старше семи лет почти на 30 лет. Сейчас в организации заявляют, что не поддерживают никакой из конкретных законопроектов.

«Мы предлагаем платить деньги в бюджет. Мы не предлагаем нарушать какие-то законы. мы хотим легализовать все автомобили на еврономерах, которые ездят по стране. Нужно перестать выдавать автомобиль за роскошь. Это средство передвижения», – говорит пресс-секретарь организации Эльдар Салимов.

Как решить проблему с транзитниками

Проблема с нерастаможенными автомобилями наращивается, как снежный шар, говорит адвокат по таможенному праву Ольга Николаенко. В Украине законодательство позволяет бороться с нелегальными авто штрафами и конфискацией. Однако в стране слабо взаимодействуют таможенная служба и полиция.

«Полиция не может отследить, в каком режиме и на каких основаниях находится тот или иной автомобиль с иностранной регистрацией. Поскольку государство заняло бездеятельную позицию – проблема с нерастаможенными автомобилями наращивается, как снежный шар.  Уже сейчас собственники нерастаможенных авто требуют особых условий. По закону, нужно составлять протоколы и изымать такие автомобили», – отмечает исполнительный директор объединения «Таможенные адвокаты».

1058979

В Украине от 50 тыс. до 1,5 млн нерастаможенных автомобилей. Фото: Архив «Сегодня».

В августе 2016-го Президент подписал закон № 3251 о льготных акцизах на поддержанные автомобили, которые отвечают экостандарту Евро-5. Он снизил стоимость растаможки на 30-40%. Однако льготы действуют до 31 декабря 2018. Замглавы Западноукраинской ассоциации собственников транзитных авто Василий Антонюк считает, чтобы решить проблему с транзитниками нужно ввести закон на постоянной основе. Также он предлагает отменить для б/у авто экостандарт Евро-5, ограничения к возрасту ввозимого автомобиля в пять лет и покупки одного автомобиля в одни руки.  Тогда транзитники растаможат машины и будут платить налоги в Украине, уверен Антонюк.

«В Европе экостандарт действует только на новые автомобили, наши же политики его применили и для новых, и для поддержанных. Если экостандарт заменить на обязательный техосмотр перед ввозом в Украину, в страну не попадет автохлам», – считает он.

Снижать налоги нужно не только на подержанные автомобили, а и на новые, отмечает Олег Назаренко: «Я всегда говорил, что я за отмену налогов на все импортные авто. Мы заинтересованы, чтобы автомобили стали доступней для украинцев. Но я против, чтобы избранные ввозили автомобиль без налогов. Решить проблему можно просто – снизить налоги на автомобили для всех украинцев, а не только на поддержанные, сделать амнистию, дать возможность ввозить автомобиль на общих основаниях. Налог нужно снизить, но его должны платить все», – добавляет директор ВАИД.

Что грозит за нарушение закона

Без регистрации ездить на машине с иностранными номерами украинцы могут пять дней в одной области и десять дней – при передвижении в нескольких областях. Иностранцу пользоваться нерастаможенной машиной можно не больше одного года.

Однако полиция не имеет права останавливать автомобиль на еврономерах и проверять на нарушение таможенных правил, говорит директор по правовым вопросам компании «Октава Капитал» Татьяна Андрианова.

«Установление факта нарушения таможенных правил сотрудниками полиции сегодня не представляется возможным в силу отсутствия их доступа к данным таможенной базы и следовательно у них нет законных оснований для задержания иностранного автомобиля», – комментирует правовед.

В Украине собственники нерастаможенных автомобилей требуют легализации .Фото: politeka.net

В Украине собственники нерастаможенных автомобилей требуют легализации .Фото: politeka.net

Оштрафовать «пересичника» могут таможенники. Если автомобиль находится на одни сутки больше, чем положено таможенным кодексом, водителю грозит штраф в 85 гривен. Если же авто задержалось в стране от 1 до 10 суток – придется заплатить штраф в размере 3400 гривен, более 10 суток – 8500 гривен. Если автомобиль принадлежит иностранцу, а за рулем украинец – машину могут конфисковать. А машину украинца могут арестовать в том случаи, если он откажется платить штраф.

Что грозит украинцам, которые нарушили таможенный кодекс:

  • Автомобиль задержался в Украине на сутки – штраф 85 гривен
  • От 1 до 10 суток – штраф 3400 гривен
  • Более 10 суток – штраф 8500 гривен
  • Отказался платить штраф – автомобиль арестуют

Если же иностранец завез в Украину автомобиль, а вернулся на родину без него – украинские таможенники могут обратиться в страну резидента с требованием оштрафовать нарушителя. Кроме того, машины без регистрации могут объявить в розыск.

Источник Сегодня

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code