Быть или не быть велоинфраструктуре в Николаеве?

Перегляди: 352

Велодвижение в Николаеве медленно, но уверенно развивается и даже дождь не помешал велоактивистам провести в этом году велодень и прокатиться по городу. Ну, а что же происходит с развитием городской велоинфрастуктуры и стоит ли выбирать велосипед, как основной способ передвижения по городу

В Николаеве около трети движения по городу совершается на расстояние 5-8 километров. По этой причине использование автомобиля для этих целей является менее эффективным. Логично, что эту нишу поездок может занять велотранспорт.

Согласно социологическому исследованию группы «Південь», которое было проведено для разработки стратегии развития города Николаева, более 37% респондентов готовы использовать велосипед, как основной способ передвижения по городу. При этом большинство участников исследования указали на то, что боятся ездить по николаевским дорогам. Помимо этого, 30% указали на отсутствие велодорожек, а, как известно, совместное использование дороги с автомобилями может представлять угрозу жизни и здоровью велосипедиста.

инфографика в полном размере

Примечательно, что более 16 процентов респондентов указали, что не используют велосипед в связи с тем, что им не позволяет здоровье. При этом ряд недавних исследований определили, что польза для здоровья от регулярной езды на велосипеде в несколько раз превышает любые негативные риски. Так, на сегодня уровень физической активности 60-80% населения земного шара не соответствует рекомендуемому уровню, необходимому для поддержания здорового состояния организма. А малоподвижный образ жизни, как известно, повышает риск для ряда болезней. Помимо этого, 15,2% респондентов указали, что имеют автомобиль. Но, каждый дополнительный час, проведенный за рулем в день, только добавляет негативных рисков здоровью. Пересесть с автомобиля на велосипед — это сделать шаг на пути к оздоровлению человека, утверждают исследователи.

Не стоит забывать и об экономической составляющей положительного влияния велосипеда, не только для личного кошелька, но и для городского бюджета. Так, основным источником загрязнения воздуха в городе являются выхлопные газы автотранспорта. Если часть горожан пересядет с маршруток и автомобилей на велосипед, то соответственно количество выбросов тоже снизится. Помимо этого, развитие в городе велоинфрастуктуры способствует созданию новых секторов экономики (веломагазины, велопрокаты, веломастерские), что влечет за собой создание новых рабочих мест. Также это оживляет малый бизнес, объекты которого расположены вблизи веломаршрутов.

Но остановимся на первых двух причинах нежелания горожан использовать велосипед, как основной способ передвижения по Николаеву. Обе причины прямо упираются в проблемы, которые может решить принятие и внедрение соответствующего инфраструктурного проекта.

Так, еще в начале 2015 года в Николаевской мэрии решили взяться за развитие концепции велодвижения, была создана рабочая группа, а уже в марте общественные активисты вместе с уже бывшим главным архитектором города Валерием Мальченко приступили к разработке концепции велоинфраструктуры. Тогда же  была создана карта города, разделенная  на районы по признаку скопления людей и был прорисован план будущих велодорожек. Уже к лету была презентованагородская целевая программа обустройства и развития велосипедной инфраструктуры на 2015—2020 годы, которую должны были рассмотреть на исполкоме и вынести на сессию, но начались выборы.

Во время предвыборной гонки уже действующий мэр города Александр Сенкевич присоединился к общественной компании «я за велосипед» и даже подписал соответствующую декларацию. Получив нового градоначальника и депутатский корпус, “Программа развития велосипедной инфраструктуры на 2015—2020 годы” была трансформирована в концепцию (по опыту других городов) и была поддержана членами исполнительного комитета. Ну, а в случае удачного рассмотрения на сессии, проектирование и реализация велодорожек могут начаться уже в этом году. Помимо этого, петиция на сайте городского совета о необходимости создания велодорожек собрала необходимое количество подписей и была рассмотрена Александром Сенкевичем.

Схема велодорожек в городе Николаев

На сегодняшний день главный аргумент противников внедрения городской велоконцепции — “велодорожки — это дорого”. Вместе с тем это гораздо дешевле строительства автомобильных дорог и троллейбусных веток. Говоря о затратах  на создание и содержание велоинфраструктуры, нельзя не отметить уменьшение затрат на охрану здоровья и окружающей среды, положительное влияние на сектор туризма и вело-бизнес, увеличение розничной торговли и подорожание недвижимости в привлекательных районах — такие преимущества уже дает велотранспорт в развитых европейских городах. Стоит понимать, что велоинфраструктура — не роскошь, а стратегическая транспортная инвестиция и проект устойчивого развития города. Естественно, что подобная инвестиция не даст результат моментально, как правило это становится ощутимым через 10 лет.

Помимо этого, согласно социологическому исследованию группы «Рейтинг» Николаев называют самым некомфортным для жизни городом в Украине. В тройке лидеров  находится Винница, а также Харьков и Львов. NikLife проанализировал степень внедрения вело-концепций в этих трех городах.

инфографика в полном размере

инфографика в полном размере

Примечательно, что в Виннице первые велодорожки начали появляться в 2011 году и лишь в 2012 город разработал велопрограмму с помощью голландского эксперта.  В свою очередь  Харьков всегда славился большим количеством велолюбителей, город даже победил в конкурсе на право проведения Велофорума в 2016 году, опередив Николаев и Тернополь. Разрабатывать свой первый вело маршрут харьковчане начали в 2012 году по инициативе частного бизнеса, а строительство первой велодорожки начали в 2015 и обещают закончить уже к осени 2016 года. А вот Львов считают самым комфортным городом для украинских велосипедистов. Он стал вторым городом, после столицы Украины, который разработал и утвердил велоконцепцию. Львовяне были первыми, кто привлек иностранных экспертов к разработке веломаршрутов. Помимо этого, город стал первым городом в Украине,  в котором открылась сеть муниципального велопроката мирового сервиса NextBike.

— Львов экспериментатор и первопроходец. У них есть как удачные, так и не очень удачные решения. Прежде чем приступать к строительству, очень важно уделить максимум внимания грамотному проектированию и учесть ошибки других городов. Если проложить дорожку для галочки, ею просто не будут пользоваться, — считает активист организации «Велорух Миколаїв» и ММГО «Альтер-Спорт» Денис Моляка.

Исходя из вышеизложенного, логично предположить, что развитие велоинфраструктуры положительно влияет на уровень жизни города в целом, а внедрение велоконцепции в Николаеве сможет начать ряд позитивных изменений в городском пространстве. Чем больше велосипедистов на дорогах, тем внимательнее к ним становятся другие участники дорожного движения и тем самым уменьшается риск стать участником дорожно-транспортного происшествия. Поэтому бояться ездить на велосипедах по городу не стоит. Чем раньше николаевцы и местная власть осознают реальные преимущества езды на велосипеде и развития велоинфраструктуры, тем быстрее город станет экологически безопасным, а горожане — здоровее, успешнее и богаче.

Автор: Татьяна Вязникова, «NikLife»

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code