Бюджетная децентрализация как стимул обновления общественного транспорта Одессы

Перегляди: 83

Обновление городского электротранспорта Одессы, начавшееся в 2015 году после длительного перерыва, стало прямым результатом бюджетной децентрализации и роста полномочий местных властей

thumb-item-523x340-f5d5

Как растет бюджет Одессы

Запущенная в 2015 году бюджетная децентрализация существенно расширила возможности бюджетов крупных городов, и Одесса не стала исключением. За несколько лет изменился сам принцип формирования местных бюджетов.

В целом, крупные города получили возможность направлять себе, в обход госбюджета, 5%-й акцизный сбор, налоги на недвижимость и элитные автомобили, а также 10% объема сбора налога на прибыль с частных предприятий, 80% «экологического» налога и другие сборы. Кроме того, в бюджеты городов областного подчинения идет теперь не 75, а 60% сбора гарантированного налога на доходы физических лиц.

Таким образом городские бюджеты получили теоретическую возможность собирать больше средств, чем ранее. Та часть гарантированных налоговых поступлений, которая после бюджетной децентрализации передается в госбюджет, компенсируется стимулированием возможностей для увеличения так называемых местных налогов, акциза и налогов на прибыль.

То есть — чем успешнее работает местная власть, тем больше налогов она собирает. А в центральный бюджет идут заранее известные суммы гарантированных налогов.

Так, в 2017 году доходы бюджета Одессы изначально были запланированы на уровне 6 миллиардов 239,7 миллиона гривен, а расходы — 6 миллиардов 157,5 миллиона гривен.

В 2016 году на момент принятия бюджета доходы составили 4,548 миллардов гривен, расходы составляла 4,476 миллиарда. В 2015 году эти показатели составляли 3,58 и 3,43 миллиарда, а в 2014 году доходы бюджета Одессы были всего 2,45 миллиарда гривен. Правда, резкий рост бюджета в гривне произошел на фоне резкого падения ее курса к доллару — более чем в три раза.

С 2016 года в Одесской области заработал еще один эксперимент, не относящийся напрямую к городу, но существенно влияющий на инфраструктуру всего региона. Речь идет о перечислении половины сверхплановых таможенных поступлений в бюджет области на ремонт дорог. Как результат, после провала в 2016 году, только за нынешний неполный год таможня перевела на ремонт дорог Одесской области более полутора миллиардов гривен.


Бюджет и транспорт

Важным моментом стало фактическое прекращение субсидирования городского электротранспорта из государственного бюджета путем компенсации перевозок льготных категорий пассажиров. В ряде городов это привело к повышению стоимости проезда. В Одессе же, в отсутствии механизмов точного подсчета пассажиропотоков и количества поездок льготников, разработана несколько иная система дотирования муниципального транспорта.

Так, из городского бюджета оказывается прямая финансовая помощь коммунальному предприятию «Одесгорэлектротранс», на что в нынешнем году выделено 56 миллионов гривен. Эти средства расходуются в КП на зарплаты, погашение долгов, оплату коммунальных услуг и т.п.

Вторым направлением финансовой поддержки становится закупка за счет городского бюджета нового подвижного состава электротранспорта и реконструкция линий трамвая. Так, в 2015 году на закупки трамваев и троллейбусов суммарно выделили чуть менее 20 миллионов гривен, в 2016-м — 72 миллиона, в 2017-м — около 57 миллионов. Эти суммы рассчитаны на основе проведенных и осуществленных тендеров, как по старой системе госзакупок, так и по нынешней системе Prozorro.


Закупки трамваев

В 2015 году Одесса за счет бюджета закупила 10 подержанных трамваев модели «Татра-Т3», ранее работавших в Риге и прошедших капитальную модернизацию с установкой современной электронной системы управления. Каждый вагон обошелся, по итогам тендера, в 994 тысячи гривен каждый. Еще 13,8 миллиона потратили на один частично низкопольный новый трамвай модели «К1М», но треть его стоимости оплатил государственный бюджет в качестве софинансирования.

С 2015 года в Одессе приступили к обновлению трамвайного парка за счет крупноузловой сборки новых частично низкопольных вагонов, которая затем оформлялась документально как капитальный ремонт с модернизацией старых. Первый экспериментальный вагон собрали в 2015 году за счет собственных средств КП «Одесгорэлектротранс», купив корпус вагона без начинки за 1 миллион гривен. А с 2016 года началось, фактически, серийное производство — на данный момент уже готовы 8 таких трамваев, еще три — в процессе сборки, и еще на 5 ожидаются поставки по недавно завершенному тендеру. Суть производства — закупается корпус с электронной системой управления, в котором уже в вагоноремонтных мастерских обустраивают салон, остекление, собирают заново ходовые тележки. По словам заместителя директора коммунального предприятия Александра Каташинского, вагоны на 95% получаются новыми, оставшиеся 5% — отдельные элементы рамы тележек. Низкопольная часть занимает около 35% площади салона.

В целом, с учетом подорожания расходных материалов и применения отделки салона более высокого качества, итоговая цена каждого вагона постепенно выросла с 4 до 5,5 миллионов гривен. Первый тендер на 5 корпусов был проведен весной 2016 года, общая стоимость составила 18,95 млн. гривен. Еще два тендера, каждый на 5 таких корпусов, были проведены в 2017 году. По первому из них один корпус обошелся в 4,29 млн., а по второму — в 4,39 млн. гривен. Кроме того, проводится закупка еще одного трамвая с процентом низкого пола в салоне более 70%, он обойдется в сумму более 12 миллионов гривен.

Таким образом, суммарно на закупку 10 подержанных, 1 полностью нового (35% низкого пола) и 17 комплектов для сборки частично низкопольных трамваев за 2015—2017 гг... потрачено или тратится 99,5 миллионов гривен.


Закупки троллейбусов и электробусов

В период с 2010 по 2016 годы Одесса стала единственным крупным городом Украины, не закупившим ни одного нового троллейбуса. Ситуацию исправили, закупив в 2016 году 10 новых низкопольных троллейбусов модели «Богдан-Т701.17». Первый тендер на 5 троллейбусов был завершен в мае на 26,55 млн. гривен (по 5,31 млн. за троллейбус), второй, тоже на 5 машин, завершился в октябре на сумму 26,75 млн. (по 5,35 млн. гривен).

В 2017 году закупок троллейбусов за счет бюджета не производилось, так как был завершен объявленный еще в сентябре 2016 года тендер по кредитной линии ЕБРР в размере 8 миллионов евро на закупку 45 троллейбусов. По его итогам было закуплено, с учетом снижения цены за одну единицу, 47 троллейбусов «Белкоммунмаш-321». Первые машины уже находятся на таможенном терминале в Луцке, а весь срок поставки занимает 50 недель после подписания договора.


Фото: Юрий Лисничук

В качестве альтернативы КП «Одесгорэлектротранс» закупает за 14,5 миллионов гривен первый в городе электробус и зарядную станцию к нему. После его испытаний ожидается закупка других электробусов с целью формирования парка из 35 машин и запуска двух маршрутов между крупными жилмассивами.

Как итог, за 2016—2017 гг. Одесса тратит на троллейбусы и электробусы 67,8 миллионов гривен из городского бюджета и 8 миллионов евро кредитных средств ЕБРР.


Реконструкции линий трамвая

В рамках принятой городским советом трехлетней программы развития электротранспорта до 2018 года с общим финансированием в почти полтора миллиарда гривен, начал осуществляться проект превращения-"апгрейда" существующих линий трамвая в линию скоростного трамвая через весь город по направлению «Север — Юг» с жилмассива имени Котовского через центр Одессы в жилмассив Таирова и Люстдорф. На эту линию предполагается получить кредитную линию от ЕИБ и ЕБРР общим объемом в 59,7 миллионов евро, большая часть которой будет расходоваться на приобретение 60 новых трамваев и реконструкцию 18 километров путей от Пересыпского моста до улицы Паустовского.

В свою очередь, с января 2016 года за средства городского бюджета и внебюджетных средств проводится реконструкция ряда участков линий трамвая в центре Одессы. Так, на Старосенной площади в январе — сентябре 2016 г. за счет инвестора частично отремонтировали рельсы и провели комплексное благоустройство территории. С сентября 2016 по март 2017 г. провели полную реконструкцию с заменой путей на Тираспольской площади — важнейшей трамвайной развязке в центре Одессы, которую проводила компания «Пик-Строй» за 42 миллиона гривен. С осени 2016 года и по настоящее время ведется реконструкция улицы Преображенской от Тираспольской площади до улицы Елисаветинской, где укладываются новые бесшумные пути по технологии BKV. Эти работы проводит компания «Ростдорстрой» по двум тендерам суммарно за 160 миллионов гривен. Также с марта по настоящее время ведется реконструкция еще одной трамвайной развязки у Пересыпского моста, на которую по тендеру еще 2015 года выделили 15 миллионов гривен.

В итоге, городской бюджет за 2016—2017 гг. тратит на реконструкцию линий трамвая в качестве общего фронта работ по ремонту и реконструкции улиц более 217 миллионов гривен.


Подводим итоги

За три года из бюджета Одессы на приобретение новых трамваев и троллейбусов, на сборку новых трамваев и на первый электробус тратят 167,3 миллиона гривен. Еще 8 миллионов евро (более 240 миллионов гривен по текущему курсу) получены в виде кредита на закупку троллейбусов. И не менее 217 миллионов гривен тратится на обновление трамвайных путей. Все вместе это составляет примерно 625 миллионов гривен. И это — не считая прямой финансовой помощи КП «Одесгорэлектротранс», составившей за два года более 100 миллионов гривен.

Источник Пассажирский транспорт

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code