Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»

Перегляди: 272

И почему он вызвал недовольство среди представителей онлайн-торговли

Чем грозит рынку принятие нового закона «О почтовой связи»

13 ноября истек срок, отведенный Министерством инфраструктуры Украины для общественного обсуждения законопроекта «О внесении изменений в закон «О почтовой связи». Документ был ранее опубликован на официальном сайте министерства с призывом ко всем желающим присылать свои замечания в течение месяца. Игроки рынка доставки и участники онлайн-торговли активно включились в обсуждение законопроекта, успевшего стать одиозным. И до сих пор баталии вокруг нового документа не стихают. Почему это так и в чем основные несовершенства законопроекта, предлагает разобраться Андрей Ивасив, замглавы правления компании «Деливери».

Порядок и процедура внесения в реестр операторов почтовой связи

Рынок доставки в Украине достаточно молодой. Он создан не многим более 15 лет назад компаниями, прошедшими путь предпринимательства от «гаража» – до полноценной представительской сети по стране и за ее пределами. На протяжении всего пути эти компании развивались самостоятельно – без инвестиций и протекции со стороны государства. Заслуживали доверие потребителей качеством своих услуг, создавали новые рабочие места, пополняли государственную казну налоговыми отчислениями, развивали смежные рынки.

Шесть лет назад в рамках концепции развития почтовой отрасли государство законодательно закрепило отказ от лицензирования в сфере доставки. Однако в 2016 году законопроектом «О почтовой связи» практика лицензирования возвращается, пусть и в скрытой форме. Для того чтобы начать предоставлять услуги доставки, оператору придется получить у регулятора подобие разрешения на работу.

По сути, законом предлагается ввести своего рода лицензирование почтовой связи. Отметим, согласно Закону о лицензировании и требованиям законодательства Украины относительно дерегуляции хозяйственной деятельности, основными принципами государственной регуляторной политики являются: целесообразность – регуляторной деятельности, адекватность – регулирования, эффективность – регуляторной деятельности.

Полномочия регулятора.
Финансирование регулятора путем введения отдельного специального налога

Реестр будет вести Национальная комиссия, которая сегодня осуществляет государственное регулирование в сфере связи и информатизации (НКРСИ). Она будет принимать заявки от субъекта хозяйствования или предпринимателя, и решать, может ли тот предоставлять почтовые услуги.

Однако функции НКРСИ этим не ограничиваются. В соответствии с новым законопроектом, комиссия будет изучать информацию о бенефициарных собственниках и управляющих лицах, получит право на доступ к официальным документам, подтверждающим источники происхождения средств, за счет которых сформирован уставный капитал.

Принятие ЗУ «О почтовой связи» требует существенной доработки в части как полномочий, так и норм, регламентирующих работу участников рынка

Правда, основной фокус заключается даже не в полномочиях регулятора, чье вмешательство в деятельность субъекта может заблокировать работу предприятия на 10 дней, а в источниках, за счет которых планируется этого самого регулятора содержать. Дополнительная группа чиновников будет содержаться за счет самих же контролируемых ею операторов доставки. Взносы на содержание регулятора устанавливаются на уровне 0,2% от дохода каждого оператора рынка: для крупных игроков с большим оборотом – это миллионные расходы.

Такая инициатива была бы целесообразна только при изменении системы налогового законодательства Украины в целом – отмены существующих налогов, и введения отдельных налогов для каждой государственной структуры: для полиции, для Минздрава, для МЧС, для Фискальной службы и т.п.

На данном же этапе правильным и достаточным было бы ввести сбор на администрирование реестра операторов почтовой связи, установить его размер в пределах от 1 до 5 минимальных зарплат (определить в зависимости от количества операторов) и оплачивать его при подаче заявления о внесении информации о почтовом операторе в реестр операторов почтовой связи. Данные же подавать ежегодно, для актуальности информации и содержания регулятора.

Термин «Качественная услуга»

Проектом на регулятора возлагается также функция формирования показателей качества услуг. Термин «качественная услуга» встречается в проекте часто, однако четкое понимание, каким образом она определяется, какие критерии влияют на определение качества услуги – не указывается. Соответственно, по данному пункту возможно возникновение массы спорных вопросов: как между участниками рынка, так и относительно самого регулятора.

Логичным было бы определить суть и наполнить смыслом понятие «качественная услуга» самими участниками рынка или сторонними организациями – профильными ассоциациями и объединениями. За регулятором же оставить функцию контроля выполнения стандартов для каждого вида услуги.

Таким образом, принятие ЗУ «О почтовой связи» требует существенной доработки в части как полномочий, так и норм, регламентирующих работу участников рынка. Потому что наличие регулятора может негативно сказаться на рынке почтовых услуг, рынке логистики в целом и отрицательно повлиять на работу операторов рынка – в частности.

Министерству инфраструктуры Украины и НКРСИ стоит прервать громкое молчание и публично вступить в конструктивный диалог с представителями рынка, неоднократно подчеркивающими опасность принятия проекта закона в его теперешнем виде.

Источник Форбс

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code