Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой

Перегляди: 98

Перепрофилирование или закрытие избыточной железнодорожной инфраструктуры – историческая неизбежность. Однако это не означает, что станции, вокзалы и даже само железнодорожное полотно при этом уходят в небытие. На их базе можно организовать вполне доходный бизнес, о чем свидетельствует опыт Великобритании

650x489

Тема малодеятельной инфраструктуры Украинской железной дороги – одна из наиболее обсуждаемых на сегодняшней день. Дискуссии вызваны тем, что предприниматели, которые пользуются услугами железной дороги, не хотят терять деньги, переходя на более затратный автомобильный транспорт.

Представители «Укрзализныци» (УЗ), в свою очередь, заявляют о значительных убытках, которые терпят, обслуживая малодеятельные линии. Так, по оценкам УЗ, оглашенных в 2019 году, почти половина (45,7%) путей являются убыточными. На них производится только 2,1% перевозок, и расходы на содержание (7,8 млрд грн) не покрывают доходы (0,5 млрд грн).

Отдельный разговор – пассажирские перевозки, которые также значительно сократились. Поэтому стоит вопрос, что делать с опустевшими вокзалами и перронами?

Украина – не первая страна в мире, которая сталкивается с подобными проблемами. Так или иначе, через это прошли практически все государства с развитой экономикой еще в 60 – 70 годах прошлого века.

Главная причина – выросшая конкуренция со стороны других видов транспорта для некогда господствующего железнодорожного сообщения. Наиболее ярко проследить судьбу малодеятельной инфраструктуры можно на примеры родины железнодорожного транспорта – Великобритании.

Сокращение по-английски

Железнодорожная отрасль Великобритании пережила одно из наиболее стремительных и драматических в мире сокращений.

Реорганизация произошла в 1960-х годах и связана с тогдашним руководителем Совета британских железных дорог Ричардом Бичингом. Он является отцом нынешней железнодорожной системы Великобритании. Отрасль не только выстояла, но и считается на сегодня одной из ведущих в мире.

Реструктуризации находящейся в то время в государственном владении железной дороги предшествовали попытки спасти отрасль, которые не дали желаемого эффекта по причине растущей конкуренции со стороны автотранспорта, а также убыточного пассажирского сообщения.

Несмотря на значительные инвестиции в план модернизации 1955 года (замену паровозов на тепловозы), железные дороги продолжали отмечать растущие убытки.

К 1962 году сложилась критическая ситуация. Поэтому была разработана новая, более эффективная, транспортная модель.

Из 29 тыс. км железной дороги Ричард Бичинг рекомендовал полностью закрыть почти третью часть. А именно, 9,7 тыс. км – преимущественно сельских и промышленных линий.

Некоторые оставшиеся ветки решено было сделать открытыми только для грузовых перевозок. В общей сложности предлагалось закрыть 2363 станции – более половины от общего числа. В основном, эти планы были реализованы.

В то же время, были определены перспективные маршруты, в развитие которых государство планировало вложить существенные инвестиции. В частности, приоритетным направлением выбрали развитие перевозок массовых грузов маршрутами.

Контейнеры во спасение

Часть станций спасло от закрытия принятое правительством в качестве стратегического направление развитие контейнерных перевозок. Несколько позже они стали спасательным кругом для ряда грузовых станций в США.

С этой целью в Великобритании была создана государственная компания-перевозчик Freightliner. На сегодня она приватизирована и является одной из ведущих логистических компаний в мире.

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 02

Один из локомотивов компании Freightliner, изначально созданной для спасения части железной дороги Великобритании

Уже к концу 1960-х годов у Freightliner было 28 терминалов и 56 маршрутов. Наиболее прибыльными из них оказались те, которые обслуживали основные морские порты Великобритании. Многие из них не были предусмотрены изначальными правительственными планами.

В том числе, крупнейшая в стране на сегодня станция Феликсстоу (Felixstowe), через которую осуществляется около половины всех контейнерных перевозок Великобритании.

В 2017 году расположенный тут морской порт, принадлежащий компании Hutchison Ports, занимал 8-е место в Европе с обработанным трафиком контейнеров в 3,85 млн ДФЕ. Железнодорожная ветка, ведущая сюда, в последние годы существенно модернизирована.

К слову, в 2017 году Hutchison Ports арендовала шесть причалов в украинском порту «Черноморск» (бывший Ильичевский порт).

Наследие – на коммерческих рельсах

Большинство объектов железнодорожной инфраструктуры после «сокращения Бичинга» были перепрофилированы или отнесены к историческому наследию.

На сегодня Великобритания – мировой лидер по числу исторических железных дорог. В Соединенном Королевстве их насчитывается свыше 100.

Сохранить действующими эти участки помогли энтузиасты, инвестиции со стороны железнодорожных компаний, поддержка государства и местных властей. Некоторые дороги преобразованы в коммерческие предприятия, которые приносят доход.

Ярким примером сохранения истории и коммерческого успеха является Great Central Railway, основанная на базе некогда крупной дороги.

Сохранить ее удалось путем проведения благотворительных сборов, выпуска акций, а также при поддержке одного из муниципалитетов.

За счет туристов, организации для них ретро-рейсов, этой железной дороге удалось впервые получить прибыль в 2007 году в размере 62 тыс. фунтов стерлингов (почти 2 млн грн по нынешнему курсу, 1 фунт стерлингов = 32 грн).

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 03

Ретро-паровоз на исторической железной дороге Great Central Railway

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 04

Локомотивное депо и станция исторической железной дороги Great Central Railway

Great Central Railway – двухпутная, протяженностью почти 30 км – организовывает ретро-перевозки между Лафборо и Лестером круглый год по выходным и праздничным дням.

Пакет услуг исторической железной дороги включает услуги питания First Class Restaurant Car Services в аутентичном вагоне-ресторане, а также в буфетах и чайных на вокзалах сохранившихся станций.

Некоторый доход предприятие получает от продажи сувениров и книг. Есть эксклюзивное предложение – за сумму от 370 фунтов стерлингов можно попробовать себя в роли машиниста паровоза или тепловоза. Все прайсы можно найти на официальном сайте дороги.

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 05

В историческом вагоне-ресторане

Большим интересом среди туристов в Великобритании пользуются (как, впрочем, и в других странах Европы) рейсы на историческом подвижном составе в живописных горных районах.

Некоторые дороги даже используют свой подвижной состав для обеспечения местных пассажирских и коммерческих перевозок. Хотя это большая редкость.

В основном, туристические рейсы проводятся по выходным или в летний сезон. Одновременно дороги являются и музеями, где организовывают экскурсии.

Волонтеры-энтузиасты поддерживают подвижной состав, пути и пытаются максимально воссоздать не только внешних облик строений и объектов, но и технологию работы.

В основном, на исторических дорогах используется паровозная тяга, хотя некоторые сконцентрированы и на тепловозах и, даже, электровозах.

Интересно, что объемы сохранения железнодорожного наследия в Великобритании растут. К ним уже причисляют более современные постройки, возведенные в 1960-х годах. Список постоянно пополняется.

Отдельного внимания со стороны государства удостоены памятники, которыми занимаются специальные фонды.

На сегодняшний день есть прецеденты, когда исторические железнодорожные станции вновь вводятся в эксплуатацию.

К примеру, согласно итоговому отчету Британского совета по железнодорожному и автомобильному транспорту в 2018–2019 маркетинговом году, помимо двух новых станций, на сети была реанимирована станция Замок Корфе (Corfe Castle) с существующим железнодорожным вокзалом, обслуживаемым исторической дорогой Swanage Railways. На ней вновь стали останавливаться поезда.

Экспоцентр из вокзала

Как правило, исторические железные дороги располагают небольшими сооружениями. Более крупные железнодорожные здания преобразованы в музеи, отведены под государственные или муниципальные учреждения, некоторые используются в качестве вестибюлей метро или отелей. Немалая часть строений причислены к памятникам архитектуры.

Нередко для сохранения зданий они были перепрофилированы на альтернативные виды деятельности. Как свидетельствует мировая практика, здания старинных вокзалов привлекательны для туристов и с годами ценятся все больше. В качестве примера можно привести здание центрального вокзала Буффало в США.

Интересным британским примером является Manchester Central railway station в Манчестере. Спустя 89 лет эксплуатации в качестве железнодорожного вокзала, в 1930-е годы принимавший по 400 (!) поездов в сутки, он был закрыт для пассажиров в 1969 году.

Сначала использовался в качестве автостоянки, а затем, в 1982 году был переоборудован в городской Центральный конференц-центр (Manchester Central Convention Complex).

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 06

Бывший железнодорожный вокзал в Манчестере, преобразованный в экспоцентр

Manchester Central использовался для проведения грандиозных выставок и концертов. Тут выступали такие звезды, как Status Quo, Marilyn Manson, Arctic Monkeys, Thirty Seconds to Mars и многие другие.

Проводились съемки шоу The X Factor. На реконструкцию комплекса в 2007 году было направлено 30 млн фунтов стерлингов. По некоторым данным, его также планировалось отвести под временный госпиталь для пациентов с коронавирусом.

Поддержка с выгодой

Сохранением культурного наследия железных дорог в Великобритании непосредственно занимается Фонд железнодорожного наследия (Railway Heritage Trust), поддерживаемый государственным оператором инфраструктуры Network Rail (оперирует 15,8 тыс. км путей).

Фонд был основан British Rail в 1985 году. Он следит за сохранением и техническим обслуживанием зданий и сооружений, которые принадлежат Network Rail или входят в состав исторических дорог.

Фонд делает это путем предоставления рекомендаций по сохранению и обслуживанию, а также посредством грантов. Лучшие проекты отмечаются наградой National Railway Heritage Awards.

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 07

Одно из отреставрированных зданий вокзала

В 2018–2019 годах фонд выделил около 65 грантов на общую сумму 2,77 млн фунтов стерлингов. А в общем за все время существования организации выделено (инвестировано) свыше 54 млн фунтов стерлингов (1,7 млрд грн).

Средства направляются на реставрацию и ремонт зданий. Софинансирование оказывают заинтересованные в дальнейшей аренде помещений компании. По информации фонда, их вклад превышает средства грантов и равен 74 млн фунтов стерлингов.

Как правило, в отреставрированных зданиях открывают кафе, рестораны, мастерские, магазины, отели или офисы.

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 08

Действующее кафе в здании старинного вокзала

Платформа «имени Гарри Поттера»

Стоит отметить, что Network Rail проводит значительную работу по максимально эффективному использованию объектов исторического наследия, которые эксплуатируются в настоящее время, но располагают свободными площадями.

Этим занимаются специальные структуры компании – Network Rail Property.

Пример такого использования – организация на коммерческой основе фотосессий, съемок телепередач, документальных и художественных фильмов.

Яркий пример – картины из сериала «Гарри Поттер», на которых поезд в мистический Хогвартс отправляется с реально существующего перрона лондонской станции Кингс Кросс (King’s Cross).

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 09

Платформа станции Кингс Кросс – одно из любимых мест туристов

Широко известен фильм «Паддингтон», часть съемок которого проходила в помещении одноименного вокзала столицы Объединенного Королевства.

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 10

Медведь Паддингтон на одноименном вокзале в Лондоне

Организацией съемок занимается специальное подразделение. Арендовать небольшой исторический вокзал можно за 300 – 500 фунтов стерлингов в час. При этом предлагаются даже заброшенные пути, туннели, виадуки и другие интересные объекты. Некоторые земельные участки выставлены на продажу.

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 11

Этот туннель в Глазго – часть коммерческого предложения для киносъемок

Кроме того, Network Rail предлагает в аренду помещения на крупных вокзалах для организации торговых точек и заведений общественного питания, а также склады и т.д.

В активе компании свыше 2 тыс. объектов. Это одно из наибольших предложений в стране. Компания выпускает посвященный этому историческому фонду печатный журнал.

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 12

Торговые ряды на вокзале станции Сент-Панкрас (Лондон)

В целом деятельность Network Rail Property генерирует свыше 200 млн фунтов стерлингов доходов каждый год, которые реинвестируются обратно в железную дорогу.

Естественно, это далеко не основной источник доходов компании, а всего чуть более 3% от необходимых средств. Государственные вложения в Network Rail составили 5,9 млрд фунтов стерлингов по итогам 2017 – 2018 маркетингового года.

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 13

Складские помещения железнодорожной компании, предлагаемые в аренду

Велодорожки вместо рельсов

Предприимчивые англичане смогли извлечь пользу даже из заброшенных железнодорожных путей. Нижнее строение железнодорожного полотна (насыпь) многих линий была использована для создания Национальной сети велосипедных маршрутов (National Cycle Network, NCN) и туристических троп.

Первой частью NCN стало открытие в 1984 году 24-километровой трассы на месте бывшей железнодорожной ветки из Бристоля в Бат.

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 14

Велодорожка на месте железнодорожного полотна

В настоящее время данная сеть опутывает всю страну. К 2017 году ее протяженность составляла 26,6 тыс. км, а количество поездок и пешеходных прогулок превышало 700 млн.

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 15

Карта основных трасс NCN – Национальной сети велосипедных маршрутов Великобритании

Специалисты организации Sustrans, которая занимается поддержкой проекта NCN, подсчитали экономическую выгоду от создания сети – 2,5 млрд фунтов стерлингов потрачены в 2017–2018 финансовом году на услуги местных предпринимателей отдыхающими и туристами, а также 88 млн фунтов стерлингов сохранено за счет снижения уровня заторов за автодорогах.

Вместо вывода

В Украине, процессы сохранения исторического железнодорожного наследия, как и получения дополнительных доходов от мало эксплуатируемой инфраструктуры, находятся в начальной стадии. В то же время, на отечественной железной дороге есть немало объектов, достойных внимания.

В Укрзализныце несколько лет назад создан отдел исторического наследия. Заявлено о перспективах организации музеев на базах локомотивных депо Сновск (Щорс) и Цветково. Во втором проекте принимает участие общественная организация «Ассоциация сохранения истории железных дорог Украины».

Кроме того, интерес в качестве туристических маршрутов представляют сохранившиеся узкоколейки (Боржавская, Гайворонская и линия Антоновка – Заречное), а также некоторые малодеятельные ширококолейные линии на Западной Украине, которые относятся к региональному филиалу «Львовская железная дорога» АО «Укрзализныця».

На узкоколейках даже организовывались отдельные поездки для иностранных любителей железных дорог. Однако на регулярной основе туристические поезда не курсируют.

Исключение составляет «Карпатский трамвайчик», который с 2005 года проводит регулярные экскурсионные туры. Он создан на базе частной узкоколейки, эксплуатируемой для лесозаготовки. По информации компании-оператора, за 2019 год тут приняли свыше 20 тыс. туристов.

Что делать с малодеятельной железнодорожной инфраструктурой 16

Туристическая узкоколейка «Карпатский трамвайчик»

Несколько лет назад в «Укрзализныце» рассматривался вопрос организации специального маршрута от Рахова до границы с Румынией, в котором в качестве транспортного средства для передвижения по рельсам можно использовать велодрезину.

Кроме того, есть проект по созданию совместно с местным муниципалитетом музейного комплекса на территории бывшего вокзала Луцка. По замыслу организаторов из числа местных активистов, тут планируется также размещение тематического кафе и кинозала.

Что касается получения выгоды от эксплуатируемых объектов, то только год назад железнодорожники получили право сдавать в аренду крупные объекты.

С лета 2019 года предложения размещаются в системе электронных торгов «ProZorro.Продажі». С ними можно ознакомиться и на официальном сайте национальной компании.

Планируется создание специализированной «Вокзальной компании». Речь о возможности продажи объектов пока не идет.

Источник censor

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code