Дорого и еще дороже: Какие продукты и услуги дорожают из-за девальвации?

Перегляди: 260

Девальвация гривны, которая началась еще в канун новогодних праздников, заставила производителей и поставщиков повысить цены. За первые десять дней этого года овощи подорожали на 4-5%, мясо и крупы – до 2%. Цены готовятся повысить продавцы украинского и импортного алкоголя. Ритейлеры и производители вынуждены заранее застраховать свои риски, поскольку спрогнозировать стоимость национальной валюты через месяц-два сейчас не берется никто

Гривну снова лихорадит. Если 23 декабря официальный курс доллара составлял 26,28 грн, то уже 12 января – на 3% выше, т.е. 27,11 грн. Наличная же стоимость национальной валюты еще выше. Например, после обеда 12 января купить доллар можно за 28,4-28,7 грн, а евро – 30,5-30,6 грн. В чем причина нового витка девальвации? Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко говорит, что на процесс влияет сразу несколько факторов. Один из них – продолжение возможного сотрудничества с МВФ, который не выделил обещанный четвертый транш Украине в декабре прошлого года. «Но уже сейчас понятно, что финансовая помощь в ближайшие месяцы выделена не будет», – подчеркивает эксперт.

Еще одна причина – непонимание игроками рынка действий Национального банка, который в начале января активно скупал валюту. Но в пиковые моменты спроса не выходил на межбанк, чтобы сгладить резкие курсовые колебания. «Экспортеры ожидают возможной девальвации и не продают валюту, а финансовая система страны не вызывает доверие. Украинцы закрывают счета в „ПриватБанке“ и конвертируют гривну в валюту, что также оказывает давление на курс», – рассказывает Олег Устенко.

Самый главный вопрос для производителей и поставщиков – сколько будет стоить национальная валюта через несколько месяцев. Ответ на этот вопрос необходим для формирования правильного ценообразования, но получить адекватный прогноз сегодня невозможно. «Мы заложили в стоимость продукции курс 30 грн за доллар. Как результат - цены в гривне незначительно вырастут на товары весенней коллекции», – признается директор сети по продаже одежды, пожелавший остаться неназванным.

Продукты дорожают

Цены на свою продукцию пересматривают и производители продуктов питания. Первая декада января нас не обрадовала, признает директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. «Цены выросли значительнее, чем мы прогнозировали ранее», – подчеркивает он. Например, по его данным, за первые 10 дней года картофель и свекла подорожали на 6% – до 5,56 грн и 3,98 грн соответственно, капуста – на 3,7%, до 3,94 грн за кг, морковь – 5,6%, до 4,31 грн, лук – на 4,1%, до 4,57 грн за один килограмм. За этот же период гречка выросла в цене на 1,8%, до 28,9 грн, говядина – на 1,5%, до 88,1 грн, а сливочное масло (73% жирности) – на 1%, до 136 грн за один килограмм.

Дорожает и топливо. По данным "Консалтинговой группы «А-95», в период с 10 по 11 января стоимость бензинов на столичной АЗК KLO выросла на 0,1 грн/л. Например, топливо А-95 стоит 23,99 грн, а А-95+ – 25,79 грн за литр. На 0,5-0,7 грн/л выросли цены в сети, работающей под брендами ТНК и Formula. Например, на ТНК бензин марки А-95 сейчас обойдется в 24,49 грн за литр.

На рост курса успели отреагировать далеко не все производители. Как правило, большинство из них обязаны предупредить супермаркеты о грядущем росте цен за несколько недель до пересмотра своих прайсов. Поэтому часть товаров подорожает позднее. «В январе поставщики алкоголя повысят цены максимум до 15%», – констатирует директор дистрибьюторской компании «Витис-Групп» Сергей Мазур. Алексей Дорошенко добавил, что многие производители подождут еще две-три недели. Если за этот период курс не вернется к предновогодним показателям, то они тоже вынуждены будут повысить цены на свою продукцию. При таком развитии событий потребители прочувствуют очередной виток подорожания уже в середине февраля.

Рынок замрет

Резкие курсовые колебания могут привести к заморозке рынка жилья, говорит вице-президент Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью Анатолий Топал. «Пока значительного влияния девальвация не оказала», – уточнил он. Аналогичная ситуация может наблюдаться в сегменте новостроек. «Кроме сезонных колебаний, на уровне спроса также негативно сказываются резкие скачки курсов валют. При этом застройщики стараются стимулировать продажи за счет ряда эффективных инструментов – праздничных скидок, размер которых в среднем достигает 15-20%, программ рассрочки, а также новых опций», – добавляет заместитель коммерческого директора компании «Интергал-Буд» Анна Лаевская. Подобная ситуация уже наблюдалась в 2014 году, когда постоянные колебания курса приводили к срыву сделок, особенно на вторичном рынке. Это происходило из-за того, что цены на квартиру (цены привязаны к валюте) могли за сутки из-за девальвации вырасти на 50-70 тыс. грн в национальной валюте, что не устраивало покупателей.

От резкого скачка курса может пострадать и туристическая отрасль, которая только начала восстанавливаться после кризисного 2014 года. Например, в прошлом году многие украинские туристические операторы увеличили объемы перевозок примерно на 40%, в первую очередь за счет удачного летнего сезона. «Если стоимость доллара превысит 30 грн, то это может привести к заморозке рынка на определенный период времени», – говорит директор Центра развития туризма Украины Владимир Царук. Это может негативно сказаться на продажах путевок в январе и феврале, которые традиционно считаются «мертвыми» на рынке туризма.

Источник 112

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code