Экспортная стратегия Украины: чем будем торговать

Перегляди: 211

Власти делают ставку на продукты и технику. Эксперты: нужны новые рынки

21_main_new.1490801428

Хотят продавать авиатехнику, продукты питания, одежду в США, Японию и Канаду. Фото AFP

Минэкономразвития (МЭРТ) представило экспортную стратегию Украины, которая призвана помочь нашему бизнесу в активном завоевании внешних рынков. Согласно документу, власти планируют делать ставку на семь секторов экономики. Речь идет о сельском хозяйстве, информационных и коммуникативных технологиях, техобслуживании и ремонте воздушных суден, производстве запчастей и комплектующих для авиа- и аэрокосмической промышленностей, машиностроении, туризме, креативных услугах (дизайне, кино, моде). В МЭРТ уверены: именно эти отрасли позволят нашей стране построить тесные торговые отношения с 75 странами мира, среди которых особое внимание будет уделяться, например, США, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Китаю. И если экспортная стратегия будет реализована грамотно, для чего, в частности, планируется внедрить свыше 50 законодательных, организационных, образовательных, инновационных задач, тогда удастся восстановить огромный потенциал внешней торговли, ведь только в 2015 году, по оценкам экспертов, Украина недоторговала порядка $6 млрд. Перспективы и проблемы развития нашего экспорта выяснила «Сегодня».

ПРОБЛЕМЫ. Не секрет, что сейчас ситуация с экспортом у Украины не лучшая, ведь с 2012 по 2016 год продажа наших товаров за рубежом упала почти в два раза — с $82,2 млрд до $44,9 млрд. В МЭРТ это объясняют снижением спроса на украинскую продукцию и неблагоприятной ценовой конъюнктурой на международных рынках, ухудшением финсостояния отечественных предприятий и отсутствием доступа к кредитным ресурсам, ограничением экспорта наших товаров на рынок РФ и транзитом через ее территорию в третьи страны, ростом себестоимости отечественной продукции, продолжением военного конфликта на Донбассе и аннексией Крыма. Все это заставляет наши предприятия искать новые рынки сбыта, отмечают аналитики, ведь, несмотря на имеющиеся проблемы, Украине есть что предложить за рубежом.

АССОРТИМЕНТ. По данным МЭРТ, в структуре нашей внешней торговли 81% производства приходится на экспорт товаров. И здесь представлены в основном традиционные отрасли — сельское хозяйство и пищевая промышленность (доля в экспорте — 42%), металлургия (22,9%), машиностроение (11,9%), стройматериалы (7,5%), химия (4,3%). Эти товары производители сейчас активно продают не только в СНГ или ЕС, но и в Египте, Турции, Индии, Китае, Беларуси, Иране, Саудовской Аравии, Израиле. И, по мнению экспертов, потенциал у нашего экспорта весьма велик, но все же Украине стоит уходить от репутации сырьевой державы и делать ставку на производство товаров с добавленной стоимостью. То есть, к примеру, можно продавать не только металл, но и готовые транспортные средства.

Присутствуют в структуре внешней торговли и услуги  — на их долю приходится 19% экспорта. А все потому, что в Украине хорошее логистическое расположение, отмечают аналитики, поэтому долгое время наша страна занимается, в частности, транспортировкой нефти и газа. Но помимо транспортных, в секторе услуг представлены, например, туристические и строительные. Правда, в последние годы наш бизнес все больше внимания уделяет креативному подходу, поэтому появляются новые идеи в телекоммуникационных, компьютерных и информационных направлениях. Такой подход востребован за рубежом, отмечают эксперты, поскольку стремительное развитие таких технологий требует инновационных решений во время путешествий, отдыха или работы.

Будем кормить Китай и Африку

По мнению экспертов, сельское хозяйство и пищевую промышленность неслучайно называют одними из ключевых драйверов украинской экономики  — в общей структуре внешней торговли Украины эти сектора занимают 42%. Именно поэтому авторы экспортной стратегии уделяют огромное внимание наращиванию производства и продаж данной продукции на иностранных рынках. Тем более что перспективы для роста спроса на продукты постоянно растут во всем мире. Поэтому аналитики считают, что в ближайшие 5—10 лет Украина имеет большие шансы закрепиться как основной аграрный поставщик в регионах Ближнего Востока, Южной Африки, Индокитая.

«В Китае обеспокоены тем, что в регионе стремительно растет спрос на продовольствие. Покупательская возможность населения растет, экономика растет, а резервов для наращивания производства у них нет. Поэтому в регионе будут вынуждены наращивать импорт зерновых, мяса, молока. В этом отношении эти страны рассматривают Украину как одного из самых интересных поставщиков», — приводит пример народный депутат и президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко.

ПЛАНЫ. Но для того, чтобы стать успешным экспортером агро- и пищевой проодукции, важно реализовывать за рубежом не только сырье в виде, например, зерна или кукурузы — нужно сконцентрироваться на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью. Это может быть что угодно: варенье, кетчуп, сок, чипсы, сливочное масло, сливки, замороженные овощи и т. д. Причем такие задачи могут быть интересны, в первую очередь, представителям малого и среднего бизнеса, которые только задумываются о введении инноваций, реализации нишевых продуктов. «С целью первичной переработки МСБ может объединяться в кластеры или кооперативы. Такая модель кооперации в будущем сможет также получать финансовую поддержку государства», — отмечает замминистра агрополитики по вопросам евроинтеграции Ольга Трофимцева.

Бизнесу нужны торговые миссии

Что касается планов по увеличению экспорта, то в стратегии сказано: нужно создавать общую систему поддержки бизнеса для продвижения товаров, развивать инфраструктуру, внедрять инновации, улучшать условия для внедрения инвестиций, провести валютную либерализацию, улучшить налоговое/таможенное регулирование. Для этого планируется создать Экспортно-кредитное агентство, организовать программы поддержки экспортеров, внедрять торговые миссии, продвигать онлайн-торговлю, модернизировать образование. «Важно приучить бизнес к товарной и географической диверсификации — желательно, чтобы компании торговали не на одном-двух иностранных рынках, а на десяти. Тогда региональные войны или кризисы не будут мешать развитию экспорта», — считает экономист Андрей Забловский.

Источник Сегодня

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code