Электронное правительство. Нужно ли оно Николаеву?

Перегляди: 535

Что такое электронное правительство, или, как принято называть – е-правительство? Это набор функций, посредством которых любой гражданин может получить свободный доступ, с помощью интернет и специальных сайтов или приложений для мобильных устройств, ко многим государственным услугам, с которыми приходится сталкиваться, если не ежедневно, то очень часто

Согласно классификации аналитиков информационной кампании «Stronger Together», электронное правительство действует в трех направлениях: государство-бизнес, государство-гражданин, государство-государство. Есть определенный перечень услуг, обязательных для предоставления их он-лайн, в соответствии с Директивой ЕС (Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, в частности глава 14 раздела 5 Соглашения, где указываются аспекты взаимодействия Украины и ЕС в аспекте внедрения информационного общества).

Для бизнеса это социальные взносы сотрудников, корпоративный налог, НДС, регистрация новой компании, предоставление статистической информации, таможенные декларации, экологические разрешения, госзакупки. Для граждан перечень несколько больше — налог на прибыль, поиск работы, социальные привилегии, личные документы, регистрация автомобиля, общественные библиотеки, заявление в полицию, заявка на разрешение строительства, свидетельства о браке и рождении, заявки на поступление в ВУЗ, смена адреса, различные сервисы здравоохранения.

Е-правительство, на самом деле, экономит огромные бюджетные средства и, что самое главное – убирает коррупционную составляющую в предоставлении услуг от государства, потому что исчезает пресловутая прослойка в виде чиновника.

На Западе и Молдове

В западных странах электронные сервисы успешно работают давно и постепенно вытесняют человеческий фактор. Например, электронный паспорт-карточка (ID-карта). В Дании удостоверения личности не существует в принципе, а при необходимости датчане пользуются карточкой медицинского страхования, которую они получают с 12 лет. В Словении подойдет любой документ с фотографией. В Венгрии в ходу водительские права. В Молдове электронную карточку-паспорт выдают при рождении, куда вписывают имя-фамилию, имена родителей, дату и место рождения, группу крови. Да и института прописки (регистрации) там нет. Но самое интересное – карточки в Эстонии. Карточка-паспорт может использоваться как проездной документ в общественном транспорте; с помощью карточки можно оставлять цифровую подпись в Интернете, имеющую равные права с обычной; карточка заменяет водительские права; с помощью карточки можно голосовать на выборах. В 2007 году Эстония стала первой страной в мире, где на выборах в парламент можно было голосовать в Интернете.

Юридические основы для нормального функционирования е-правительства  Эстония начала закладывать еще в 1996 году, когда приняла закон о защите анкетных данных, что защищал фундаментальные права и свободы личности на защиту ее личной и информации. В 2000 году был принят закон о публичной информации. Он касается общегосударственных и региональных органов власти, юридических лиц, осуществляющих социальные услуги и, по сути, является аналогом нашего закона «О доступе к публичной информации». Следующими законодательными шагами модернизации электронного управления стали законы об информационных услугах, электронных коммуникациях, о цифровой подписи и базы данных. Для внедрения е-правительства эстонцам пришлось создать и новые структуры — Министерство экономических отношений и коммуникаций, Государственный департамент информационных систем и Центр информатики. Сейчас на развитие информационных технологий правительство Эстонии тратит около 20 миллионов евро ежегодно.

В Украине

В Украине, говоря о бюджетном финансировании подобных процессов, к сожалению, пока можно только мечтать, несмотря на принятие нескольких законов. Но зато в нашей стране очень развито волонтерское движение, в том числе, и в процессах по внедрению электронных сервисов.

Аналитики Информационной кампании «Stronger Together» утверждают, что можно смело говорить о прогрессе в сфере государственных закупок (волонтерский проект “Prozorro”, который стал официальным госресурсом), е-петиций (которые функционируют практически во всех областных и даже районных центрах страны на базе единой платформы) и предоставления госуслуг онлайн (из числа похожих проектов стоит отметить волонтерское iGov.ua). Вроде функционирует и Единый государственный портал административных услуг, однако он только недавно запустил несколько услуг из обещанного широкого перечня, тогда как его волонтерский конкурент iGov развивается очень быстро. Хотя стоит заметить, что этот портал действительно предоставляет исчерпывающую информацию об административных услугах, необходимые пакеты документов, сроки выполнения, ответственных за предоставление услуги и тому подобное.

В Украине также действуют проекты Государственной регистрационной службы Украины по внедрению электронной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, совместный проект Государственного агентства по вопросам электронного управления Украины, Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины и Координатора проектов ОБСЕ в Украине по внедрению электронных административных услуг в строительстве. Министерство образования и науки Украины дает возможность подавать заявления на поступление в вузы онлайн и записывать детей в дошкольные учебные заведения через онлайн-формы. Согласно информации Государственной фискальной службы, более 90% плательщиков НДС и почти 80% плательщиков ЕСВ отчитываются в электронной форме. На сайте Министерства юстиции можно зарегистрировать юридическое лицо или физическое лицо-предпринимателя, получить информацию о недвижимости, а также получить справку, выписку о компании, в том числе предоставление государственным органам, банкам, контрагентам, а также для участия в государственных закупках и так далее.

Николаев «пасет задних»?

Что же касается предоставления электронных услуг в Николаеве и области, узнаем мнение компетентных людей.

Алексей Пройдисвет, волонтер- координатор рабочей группы «Офиса развития Николаевщины» по iGov:

В 2012 году был принят Закон «Об административных услугах», который задекларировал право наших граждан на получение услуг органов исполнительной власти и местного самоуправления в электронном виде. Предполагалось, что электронные услуги будут предоставляться по средствам Единого государственного портала административных услуг, ответственным за создание и администрирование которого было и есть Минэкономразвития. Портал был создан и находится по адресу: http://poslugy.gov.ua/. Обещанного 3 года ждут, но портал так и не заработал: форма есть, а содержания – ноль.
Не желая мириться с таким порядком вещей, вдохновлённые удачным опытом Prozorro, группа активистов разработала и запустила волонтёрский аналог: https://igov.org.ua/. Проект разработан волонтёрами за средства волонтёров (в т.ч. американцев – Amazon). Проект является Open source (т.е. исходный код находится в свободном доступе), а это означает, что любой желающий (при наличии соответствующих познаний) может проверить, нет ли там каких-то скрытых функций, не отправляются ли кому-то «налево» персональные данные и т.п.
Верификация пользователя в системе происходит благодаря электронной цифровой подписи или наличию банковской пластиковой карты одного из 9 наиболее крупных банков (Приватбанк, Ощадбанк и другие). Как же быть тем, у кого нет ни карточки, ни ЕЦП? Ответ: никак. К сожалению, наше законодательство не допускает других вариантов дистанционной верификации. Во Львове, благодаря Янике Мерило, отрабатывают технологию MobileID (идентификацию пользователя по мобильному телефону), но это только пилотный проект.
Изначально волонтёры планировали реализовать техническое решение, передав его на аудит в Transparency International, после чего передать портал в дальнейшее пользование Минэкономразвития. Сейчас как раз проходит аудит.
В марте 2015 года был подписан меморандум о сотрудничестве iGov с Николаевским областным советом и облгосадминистрацией. Но, к сожалению, долгое время не удавалось продвинуться дальше меморандума.
Основная проблема – саботаж чиновников на всех уровнях. Почему происходит саботаж? Причины для торможения процесса находятся разные:
— не все чиновники подключены к интернету;
— не введён электронный документооборот, поэтому чиновникам придётся распечатывать все сканы документов, а на это нужно много бумаги, а её нет, как и принтеров (и желания печатать тоже);
— нет соответствующей нормативной базы (обычно ссылались на инструкцию по делопроизводству, но в Типовую инструкцию внесли изменения в феврале 2016 года и обязали чиновников рассматривать электронные обращения наравне с бумажными);
— нет приказа/поручения/согласования с профильным министерством/ведомством и т.д.;
— чиновники опасаются волонтёрскому проекту отдавать такую информацию, потому что речь идёт о безопасности персональных данных (хотя через iGov уже предоставляют услуги Минюст, Нацполиция и другие серьёзные организации). В общем, почти год чиновники говорили, что iGov – это очень интересно, круто, но давайте как-нибудь потом этим займёмся.
И так было вплоть до появления «Офиса развития Николаевщины», который каким-то образом смог убедить облгосадминистрацию начать шевелиться.

4 апреля 2016 года была запущена первая услуга (подача заявления к губернатору). На днях была запущена вторая услуга по записи на личный приём к губернатору и его замам. С горем пополам, но процесс движется.

Кстати, если зайти на сайт iGov, в раздел Николаев, можно увидеть, что работают, якобы, 39 услуг. На самом деле, доступны всего две. Почему так? Разработчики объяснили, что остальные услуги, заявленные на сайте, в свое время прошли тестовую обработку, но… так и не заработали. Если же попробовать нажать на кнопку, к примеру, министерства юстиции, вас просто «перебросит» на сайт ведомства. И так со всеми остальными кнопками. По словам разработчиков-волонтеров, для запуска полноценного сервиса не хватает политической воли местных властей.

Комментарий из паблика «Офиса развития Николаевщины» в Фейсбук:

Пэрэмога! Заработало! Вы живете в самом дальнем уголке области и хотите обратиться к губернатору? Теперь Вам не надо тратить свои кровные тяжко заработанные, чтобы добраться до областного центра, блуждать по коридорам обладминистрации и искать место, где примут заявление или обращение. Просто переходим по ссылке (https://igov.org.ua/service/1403/general), идентифицируем себя и пишем обращение. А потом ждем ответа в удобной для Вас форме в установленные законом сроки. Что все это значит?! Да-да-да, в Николаевской ОГА появилась первая электронная услуга на базе IGov.

Перефразируя Армстронга – маленький шаг для человека и огромный скачок для Николаевщины. Пока что работает только обращение к губернатору, его замам и руководителю аппарата ОГА. Через неделю еще и запись на прием к оным лицам запустим. Ну и понеслось. Ни дня без строчки, ни недели без новой услуги.

***

И если можно порадоваться тому, что через портал iGov теперь можно хотя бы осуществить запись на прием к губернатору, его заместителям и написать обращение к главе администрации, то с николаевскими городскими властями все сложно.

Алексей Пройдисвет так комментирует такое положение дел:

— По городу Николаеву ситуация плачевная. Городской голова Александр Сенкевич на встрече с журналистами и волонтёрами сказал, что полностью поддерживает наш проект. Но ничего не происходило, одни разговоры, консультации, размышления «ни о чём».
В итоге, мы подготовили и подали ему на подпись поручение, в соответствии с которым до 4 апреля должна была запуститься как минимум одна услуга по каждому отделу и управлению исполкома. Подписание было как раз за день до его 100-дневного отчёта, на котором мэр не постеснялся заявить о своём революционном решении. И всё. Глухо. Документ в работу запущен не был. Мэр его «завернул», отправил своим юристам искать повод придраться, с чем юристы справиться не смогли, честно говоря.

Чем руководствуется николаевский мэр, отказывая разработчикам, не совсем понятно. Возможно, команда мэра работает над планом превращения сайта городского совета Николаева в полноценный портал, с помощью которого горожанам будет предоставлен доступ к электронным услугам по взаимодействию с властью и другими службами. Возможно, есть другие причины. Тем не менее, на сегодняшний день такие е-услуги николаевцам недоступны.

Что же касается предоставления административных услуг в электронном виде, осуществляемых ЦПАУ городского совета, то там, на сегодняшний день все сводится к испытаниям в тестовом режиме электронного документооборота, то есть к отсутствию такового. Когда система полноценно заработает, ясного ответа нет. Поэтому, гражданам приходится лично приходить в Центр и проводить соответствующие процедуры с документами с чиновниками. Отследить движение документов удаленно, в режиме реального времени, пока невозможно. Разве что человек укажет адрес электронной почты и ему придет ответ по движению документов. Но, это уже не соответствует велению времени, то есть является достаточно устаревшей функцией.

Начальник Центра предоставления административных услуг (ЦПАУ) Николаевского городского совета Инга Мураховская, на просьбу прокомментировать существующую проблему, ответила так:

— На сегодня администраторы в тестовом режиме испытывают программное обеспечение на базе системы документооборота Alfresco. После тестирования, ими будет дана оценка работы программы, внесены свои предложения и корректировки эффективности работы и улучшение данной системы. В дальнейшем планируется постепенный переход к полному электронному документообороту, в результате чего услуги будут предоставляться быстро, качественно и прозрачно и каждый гражданин будет иметь возможность следить за движением дел, и контролировать — на каком этапе находятся поданные им документы.

В ЦПАУ Николаевского городского совета предоставляются услуги в сфере государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество. Так как информация из Государственного реестра прав в бумажной или электронной форме имеет одинаковую юридическую силу, результат данных услуг граждане по желанию могут получить как в бумажной, так и в электронной форме, указав адрес своей электронной почты.
Внедрение программного обеспечения на базе системы документооборота Alfresco предоставит гражданам г. Николаева возможность самостоятельно проверять и получать результаты административных услуг в сфере регистрации недвижимого имущества, юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, регистрации земельных участков (выписка из ГЗК), и проверять документы по вводу объектов в эксплуатацию, используя сайт Николаевского городского совета в разделе: «Административные услуги».
***

Подытоживая все выше написанное, можно сделать вывод: внедрение электронных услуг очень медленно, но происходит. Хотя бы, на примере Николаевской ОГА. Остается надеяться, что у городской власти Николаева есть некий грандиозный план по внедрению этих необходимых населению услуг, с помощью которого город выйдет на первое место среди остальных украинских городов. Вот только – когда?

Игорь Пох, специально для «Преступности.НЕТ»

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code