Энергосбережение в Украине: что мы об этом знаем

Перегляди: 437

Закон Украины «Об энергосбережении», принятый в 1994 г. дает следующее определение понятия «энергосбережение» — это деятельность, направленная на рациональное использование и экономное расходование первичной и преобразованной энергии и природных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве и которая реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов

Определение энергоэффективности в данном документе почему-то нет, но есть упоминания о энергоэффективных технологиях, проектах и т.д. Поэтому попытаемся самостоятельно определить энергоэффективность как основной критерий эффективности использование энергии в производсте. Обычно основным индикатором энергоэффективности служит энергоемкость. Говоря еще более обобщенно, энергосбережение — это организационный процесс, а энергоэффективность — технический показатель.

Фото: depositphotos/LCalek

Как видим, энергосбережением наше государство озаботилось более двадцати лет назад. Естественно, что в условиях экономического кризиса и роста цен на энергоносители данная проблема приобретала общегосударственное значение и от ее решения зависела национальная безопасность. Прежде чем разобраться, как в Украине осуществлялось энергосбережение и повышалась энергоэффективность, уместно будет кратко проанализоровать, что делается в этом напралении в Европейском Союзе, куда мы так стремимся попасть.

Передовой европейский опыт

До конца девяностых годов прошлого столетия мероприятия по энергосбережению в Европе имели фрагментарный характер, что, естественно, не давало ощутимых результатов. В тоже время удалось разработать целостною идеологию экономии энергии и было доказано, что для успешного решения проблем энергосбережения необходим комплексный подход к нему.

В соответствии с этим в ЕС с конца 90-х годов принимается целый ряд документов, напраленных на создание правовой основы энергосбережения. Так, в Директиве «Об эффективности конечного потребления энергии и энергетических услугах», принятой в 2006 г., были определены плановые задания по экономии на национальном уровне и содержалось требование о принятии мер каждым государством-членом ЕС. В 2012 г. была принята Директива 2012/27 об энергетической эффективности, которая устанавливает общие рамки мер, способствующих повышению энергетической эффективности в Европейском Союзе к 2020 г. Данная Директива являлась первым нормативным актом, предусматривающим комплексный подход к политике энергосбережения на всех стадиях производства, трансформации и потребления энергии.

Системный характер деятельности ЕС по энергосбережению и повышению энергоэффективности обеспечивается также решением финансовых и информационных проблем.

Одним из крупнейших энергопотребителей в странах ЕС является жилищный сектор (40% всего потребления первичных энергоресурсов). Примерно две трети этой энергии расходуется на жилые здания и одна треть — на нежилые здания и сооружения. При этом две трети энергии, потребляемой зданием, необходимо для работы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.

Установка солнечных батарей

Фото: depositphotos/zstockphotos

Установка солнечных батарей

По расчетам Еврокомиссии, объем потребления энергии зданиями и сооружениями сокращается на 30 % при использовании экономически эффективных мероприятий. Для достижения этой цели были приняты соответствующие меры в сфере строительства и рынка недвижимости.

В целом, за период с 2005 г. по 2013 г. в большинстве стран ЕС рост ВВП сопровождался сокращением потребления энергии в среднем на 2%. Увеличение объемов производства при повышении энергоэффективности в ряде стран оценивается в диапазоне от 0,25% до 1% ВВП. Инвестиции в энергоэффективность способны увеличивать налоговые поступления, повышать доходность капиталовложений и уменьшать издержки, связанные с безработицей и выплатой социальных пособий. Изучение макроэкономического эффекта программ по ремонту зданий показало, что ежегодные капиталовложения в размере 56 млрд дол. приводили к созданию 760 тыс. дополнительных рабочих мест в год, непосредственно принося в государственные бюджеты чистый годовой доход в 41–56 млрд дол.; при учете общеэкономических выгод эта цифра более чем удваивается, достигая 91–174 млрд дол.

Важнейшей частью энергетической политики ЕС является увеличение доли энергии, получаемой из возобновляемых источников (ВИЭ). Европейский союз поставил перед собой цель получать 20% первичной энергии из ВИЭ уже 2020 году. Достижения и проблемы в этой сфере заслуживают отдельного внимания.

«Экономика должна быть экономной»

Украинская экономика на протяжении последних десятилетий является лидером по энергозатратности среди европейских стран. Для сравнения, ВВП Германии в 2013 г. превышал соответствующий показатель Украины почти в 25 раз, при этом затраты первичных энергоресурсов всего лишь в 3,2 раза были больше украинских. Общее энергопотребление нашего соседа Польши составляло 96% от украинского, а ВВП был в 3,6 р. был больше. Энергоемкость экономики Украины превышает показатели России и Беларуси, ближайших конкурентов на постсоветском простанстве. (см. данные по странам на сайте IEA).

Трипольская ТЭС

Фото: EPA/UPG

Трипольская ТЭС

Украина одна из первых в СНГ приняла закон об энергосбережении, который с поправками действует и в настоящее время. Определяющим недостатком этого закона является отсутствие четко определенных методов правового регулирования в сфере энергоэффективности и средств его внедрения. Многолетние попытки совершенствования законодательства в сфере энергосбережения привели к созданию неэффективных подзаконных актов по вопросам энергосбережения и породили функционально не структурированную, аморфную систему государственного управления в этой сфере. Так, например, в сфере энергосбережения и энергоэффективности действует более 250 нормативно-правовых актов. В то же время, объем реализованных успешных энергоэффективных проектов настолько мал, что он не соотносится с масштабами нерационального потребления энергоресурсов в Украине и не влияет на качественные показатели экономики государства в целом.

Определенное снижение энергоемкости ВВП Украины в конце девяностых — начале двухтысячных годов было достигнуто не в результате реализации государственной политики по энергоэффективности, а стало результатом увеличения объемов промышленного производства.

В последующее дясятилетие в деятельности госорганов по энергосбережению и энергоэффективности не произошло существенных изменений. Так, начало работы государственного Фонда энергоэффективности запланировано только на апрель 2017 года. До этого украинский парламент должен принять законопроекты о самом Фонде, «О жилищно-коммунальных услугах», «О коммерческом учете жилищно-коммунальных услуг» и «Об энергоэффективности зданий». Для справки: подобный государственный Фонд по энергосбережению должен был быть создан согласно закона «Об энергосбережении» (1994 г., ст.13). Однако почему-то за двадцать лет он так и не заработал, а некоторые из перечисленных законопроектов обсуждались и должны были приниматься еще в середине нулевых годов. Значит ли это, что новое – это хорошо забытое старое?

Последние двадцать лет энергосбережение и энргоэффективность остается для украинской экономики труднодостижимой целью. В 2000 – 2013 гг. основными потребителями первичных енергоресурсов в Украине были: промышленность ( 35-40%) и жилищно-коммунальный комплекс (в среднем 33%). Самые энергозатратные отрасли – металлургия и химическая промышленность. В 2010 г. они потребляли около половины всего импорта газа, а на металлургию припадало более половины всех энергоресурсов промсектора.

Фото: EPA/UPG

Украина является лидером по выплавке стали в мартеновских печах (устарешая технология): из всей выплавленной в мире стали только 2,2% выплавляется в мартенах, из них 40% — в Украине. При этом энергоемкость мартеновской технологии более, чем в три раза превышает энергоемкость выплавки стали в элетродуговых печах (40% мирового производства стали).

Большинство металлургических предприятий в нашей стране были построены в советские времена, а значит технологически, несмотря на частичные модернизации, они представляют ниспадающий тренд в экономическом развитии (износ производственных фондов – 65%). Производительность труда на таких предприятиях составляет 200-250 т стали в год, а на современных метеллургических заводах — 3000—4000 т. В 2006 г. только треть меткомбинатов Украины по энергопотреблению были близки к мировым стандартам. При этом металлургическая продукция на 80% ориентирована на экспорт и остается одним из главных источников пополнения бюджета.

В последние годы происходит вынужденная переориентация украинского металлургического экспорта на страны ЕС, а энергозатраты на метпредприятиях нашей страны превышают немецкие и итальянские аналоги на 50-70%. Поэтому продукция имеет высокую стоимость, которую зарубежные покупатели не заинтересованы оплачивать. Низкая кокурентноспособность отечественного металлургического комплекса уменьшает его инвестиционную привлекательность, а это значит, что собственники будут максимально использовать существующие мощности, которые имеют ограниченный потенциал повышения энергоэффективности.

Подобная ситуация сложилась и в химической промышленности, которая использует около 10% первичных энергоресурсов промсектора. Из 1300 предприятий отрасли только 12 соответствовали мировым стандартам энергоптребления (2006 г.) В 2014 г. энергоэффективность украинского химпрома составляла 51% от средневропейских показателей. На фоне машиностроения (22%) и строительства (21%) показатель не самый худший. Однако для химической промышленности, продукция которой во многом ориентирована на внешние рынки (8% от общего объема экспорта Украины) энергозатратность значительно снижает конкурентноспособность. Как и в металлургии перспективу на европейских рынках имеют полуфабрикаты, а не высокотехнологичная продукция. Поэтому повышение энергоэфективности изношенных мощностей украинского химпрома имеет свои пределы. Аналогичные тенденции присущи почти всем отраслям промышленности Украины.

 

Фото: 112.ua

Настоящей «черной дырой» в использовании первичных эергоресурсов остается жилищно-коммунальный сектор. Как утверждает министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Зубко потери газа в системе теплоснабжения и жилом секторе страны ежегодно составляют 11,4 млрд куб. м. Это составляет более 70% годового импорта газа стоимостью почти в 2,3 млрд дол. В целом потери в системах централизованного теплоснабжания достигают 60%.

Ежегодно на жилищные и бытовые потребности населения Украины расходуется пятая часть топливных ресурсов и электроэнергии и треть тепловой энергии. На одного жителя расходуется примерно 1,3 тонны условного топлива в год, что почти в два раза больше, чем в развитых странах. Ситуация с энергопотреблением продолжает ухудшаться в связи с естественным старением жилищного фонда страны.

По оценкам экспертов 90% украинских многоэтажек нуждаются в термомодернизации. Причем речь идет о комплексе работ по утеплению домов, а не о термоизоляции отдельных квартир, как это делается в настоящее время. Заметим, чтобы термомодернизировать 25% существующих зданий до 2020 года в Украине, по подсчетам Госэнергоэффективности, нужно привлечь 8,2 млрд евро.

Утепление кирпичного дома в Запорожье

Фото: profremontkr.com.ua

Утепление кирпичного дома в Запорожье

Текущая работа госорганов в этом направлении выглядит примерно следующим образом: с 2014 г. по середину 2016 г. так называемые «теплые» кредиты были выданы примерно 1% украинских домохозяйств и менее 2% ОСМД, которые созданы лишь в пятой части многоэтажных домов. Можно посчитать сколько десятилетий потребуется для утепления наших домов такими темпами.

Одной из главных причин сложившегося положения является отсутствие экономической мотивации повышать энергоэффективность у значительной части жильцов многоквартирных домов. Если правительство планирует в 2016 г. «облагодетельствовать» субсидиями на оплату жилкомуслуг 60% украинских домохозяйств, то, можно предположить. что в большинстве многоэтажек страны до половины собственников квартир – получатели субсидий. А это значит, что им не нужны ни ОСМД, ни термомодернизация.

В проекте бюджета на 2017 г. на мероприятия по повышению энергоэффективности заложено 800 млн грн, а на субсидии более 50 млрд грн. Вот так правительство планирует повышать энергоэффективность страны. Для сравнения в ЕС на энергоэффективность до 2020 г. планируют тратить не менее 100 млрд дол. ежегодно.

Таким образом, на сегодняшний борьба за энергосбережение и энергоэффективность по-украински в основном сосредоточена на полях отчетов для МВФ для получения очередных траншей кредитов. Реальная работа, наверное, еще впереди.

Источник lb.ua

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code