Инвестиции или банкротство: промышленники и УЗ вновь решают, нужно ли повышать ж/д тарифы

Перегляди: 449

Государственная Регуляторная служба выступает против повышения грузовых ж/д тарифов на 15% с 1 марта. Целесообразность повышения тарифов будет рассматривать созданная при ГРС рабочая группа, которая проанализирует расчеты «Укрзализныци» и встречные аргументы отраслевых ассоциаций

Повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки Мининфраструктуры и «Укрзализныця» планировали провести в 2016 году в два этапа: тарифы должны были вырасти на 15% с 1 января, а затем еще на 15% — с 1 июля. Однако на дворе уже середина февраля, а железнодорожники по-прежнему возят грузы по старым расценкам: повышение тарифов было заблокировано Министерством финансов и Государственной регуляторной службой, где соответствующий приказ Мининфраструктуры назвали необоснованным.

Но это не остановило Мининфраструктуры и «Укрзализныцю». Там уверены, что без повышения тарифов железнодорожному перевозчику попросту не выжить. На данный момент в Мининфраструктуры вдобавок к уже имевшемуся согласованию с Минэкономразвития смогли заручиться поддержкой Минфина. И 10 февраля на круглом столе с отечественными зернотрейдерами Андрей Пивоварский заявил о грядущем повышении тарифов на 15%.

«Повышение тарифов запланировано с 1 марта при условии согласования со всеми ведомствами», — отметил министр.

Однако состоявшиеся днем позже общественные консультации по вопросам железнодорожных тарифов показали преждевременность такого заявления. Слушания были организованы с подачи Государственной регуляторной службы (ГРС), которая, видимо, станет тем бастионом, о который могут разбиться все чаяния железнодорожников о повышении тарифов.

Глава ГРС Ксения Ляпина по-прежнему придерживается мнения, что ни «Укрзализныця», ни Мининфраструктуры не привели достаточных обоснований для поднятия стоимости грузоперевозок с 1 марта на 15%.

«Как можно поднимать тарифы на железнодорожные перевозки, если нет никакого плана, не проанализировано, как это повлияет на экономику страны. Непонятно, какую проблему решает „Укрзализныця“ с помощью повышения тарифов. Проблема называется „нет денег“. Так их ни у кого нет! Всем хочется делать меньше, а получать больше», — заявила Ляпина в ходе общественных консультаций 11 февраля.

С другой стороны, по словам заместителя министра инфраструктуры Николая Снитко, повышение тарифов на 15% позволит «Укрзализныце» увеличить доход на 5,2 млрд грн. Эти деньги нужны для решения наиболее насущных проблем — обновления подвижного состава, ремонта путей и инфраструктуры.

Более того — финансовый план «Укрзализныци» на 2016 год сверстан именно с учетом повышения тарифов на 15%.

«Мы прекрасно слышим промышленность. Вы не хотите повышения тарифов? Тогда давайте вернемся к тарифам за 2010 год, только тогда стоимость закупки топлива, запасных частей и налогообложение также должны быть на уровне 2010 года. И этого будет достаточно, чтобы компенсировать развитие железнодорожного транспорта», — заявил исполняющий обязанность руководителя «Укрзализныци» Александр Завгородний.

А министр инфраструктуры Андрей Пивоварский упирает на то, что без повышения тарифов «Укрзализныця» лишится инвестиций.

«В прошлом году мы говорили, что запланировали инвестиции на 2016 год в объеме 10 млрд грн, но в условиях ведущихся дискуссий по поводу повышения тарифов „Укрзализныця“ может их не получить. Если тарифы не будут повышены, мы даже не выйдем на уровень инвестиций 2015 года», — отметил министр 12 февраля на совещании с производителями ж/д продукции.

Понятно, что у металлургов, химиков, строителей и других предприятий, которые используют железную дорогу, противоположный взгляд на необходимость повышения тарифов. Бизнес хоть и согласен, что новые тарифы позволят модернизировать железнодорожную инфраструктуру и повысить качество услуг, но считают, что сейчас крайне неудачный момент для повышения, учитывая плохую конъюнктуру внешних рынков.

По словам президента объединения предприятий «Металлургпром» Александра Каленкова сейчас горно-металлургический комплекс находится в беспрецедентно сложной ситуации, когда речь идет не просто о сокращении производства, а о закрытии предприятий. А это, как отмечает Каленков, прямым образом отобразится на объемах перевозок «Укрзализныци».

«В течение последних двух лет мировые цены на металл упали фактически в три раза, — отмечает генеральный директор предприятия „Запорожсталь“ Ростислав Шурма. — Сегодня цена рулона стали на заводе составляет 190-200 долларов, а после повышения ж/д тарифа на 15% к этой цифре придется добавить еще 5 долларов — а это 3-4% себестоимости».

Однако среди правительственных чиновников бытует иное мнение о степени влияния тарифов на себестоимость.

«Возможное повышение тарифов на 30% даст только 0,23% роста индекса промышленных цен. То есть повышение тарифа приводит к повышению себестоимости на долю процента. Ну, может быть, на 1-2% максимум для конкретного производителя», — такую точку зрения бывший замминистра экономического развития и торговли Руслан Корж озвучил в интервью Delo.UA, вторая часть которого будет опубликована в понедельник, 15 февраля.

По мнению Коржа, первый этап повышения тарифов следовало бы безусловно принять, а дальше создать рабочую группу из представителей всех заинтересованных министерств, ведомств, бизнес-ассоциаций, институтов, экспертов. И после анализа дальнейших тарифных изменений на экономики внедрять следующие мероприятия программы.

К тому же декабрьский провал мировых цен на железную руду, когда она подешевела до 38 долл/т, сменился ростом и стабилизацией: в конце января цены поднялись до отметки 46 долл/т и с тех пор держатся на этом уровне. Все это делает менее убедительными заявления производителей руды и стали о губительности повышения тарифов.

Правда, по мнению, аналитиков, сложившаяся ситуация с ценами на руду временная.

«Нынешние цены на руду — это следствие многих причин. Росту цен способствовали перебои с поставками из Бразилии из-за закрытия порта Тубарао, непогода в Австралии и деловое затишье в Китае в преддверии тамошнего нового года», — объясняет Денис Саква, старший аналитик Dragon Capital.

По мнению Саквы, в ближайшем будущем цены на руду скорее вскоре пойдут вниз. А значит, горнякам и металлургам будет труднее справиться с повышением тарифов.

«Для производителей руды повышение тарифов окажется очень болезненным, — отмечает Денис Саква. — Сейчас стоимость ж/д перевозки руды в порт составляет около 60 грн/т. При себестоимости тонны руды в 18-20 долларов это довольно существенная часть затрат. Для стали — несколько меньше, но учитывая, что сейчас и руда и сталь находятся на чрезвычайно низких уровнях и компании балансируют на грани убытков, любое повышение для них очень негативно».

Однако уже ясно, что с 1 марта повышения грузовых железнодорожных тарифов не произойдет. С подачи Государственной регуляторной службы искать консенсус в конфликте интересов перевозчика и производителей будет искать созданная при ГРС рабочая группа, которая проанализирует расчеты «Укрзализныци» и встречные аргументы отраслевых ассоциаций. «Укрзализныце», а равно и Мининфраструктуры не осталось ничего иного как поддержать это начинание.

Автор:Вадим Добровольский

По материалам: «Дело»

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code