Как 150 лет тому назад в Киев пришел первый поезд

Перегляди: 90

Столица Украины стала шестым городом из нынешних областных центров, где появилась железная дорога – первым был Львов, вторым Одесса, третьим и четвертым – Ивано-Франковск и Черновцы, пятым – Елисаветград (Кропивницкий)

thumb-item-523x332-336f

Первый проект строительства железной дороги с паровозной тягой на территории современной Украины датируется 1828 годом, т.е. он появился на год раньше, чем в Великобритании Джордж Стефенсон построил первую магистральную железную дорогу Манчестер – Ливерпуль. Автором проекта был венский профессор геологии Франц Ксаверий Рипль. По проекту Рипля, железная дорога должна была пересечь всю территорию Австрийской империи, начинаясь в Триесте на Адриатическом побережье и заканчиваясь в Бродах на австро-российской границе. Магистраль должна была пройти через Вену, Краков и Львов. В 1835 году Францу Риплю при поддержке банкира Соломона Ротшильда удалось попасть на аудиенцию императора Фердинанда І и доказать ему необходимость строительства железных дорог.

Венский профессор Франц Ксаверий Рипль — автор первого проекта железной дороги на территории Украины.

Что же касается Галиции, то тут первыми инициаторами строительства железных дорог стали известный драматург Александр Фредро (автор известной пьесы «Дамы и гусары») и бизнесмен и землевладелец Леон Сапега. В 1839 году они выдвигают идею строительства железной дороги от Бохни до Львова и Бережан на Тернопольщине. В начале 1840-х годов при поддержке правительства Австрийской империи в Галиции прошли изыскания, связанные со строительством железной дороги. Эти изыскания проводил профессор Львовской политехники Томашко и железнодорожный инженер Бредштайнер при участи Фредро и Сапеги. Проект был готов к 1845 году. Согласно с ним по территории Украины железная дорога должна была пройти от Перемышля через Мостиска и Городок до Львова, а отсюда – к селу Красное и далее на Тернополь и Подволочиск с веткой Красное – Броды.

К сожалению, по ряду причин реализация плана строительства такой железной дороги была отложена более чем на 15 лет. Первый поезд во Львов прибыл 4 ноября 1861 года, через девять лет первый поезд прибыл в Тернополь, а 4 ноября 1871 года – в Подволочиск, куда с российской стороны Общество Одесской железной дороги также построило железнодорожные пути.

Александра Фредро мы знаем как австрийского драматурга. Однако он был одним из инициаторов строительства железной дороги в той части Украины, которая находилась под властью Австрийской империи

Что касается Киева, вернее его правобережной части, то первый поезд пришел сюда из Курска в начале февраля 1870 года. До этого еще три города Надднепряншины получили железнодорожное сообщение. Это были Одесса, Елисаветград и Харьков. Однако вернемся на несколько десятилетий назад и расскажем о первых проектах строительства железных дорог на Надднепрянской Украине.

Первый проект строительства железной дороги на территории Украины, которая находилась под властью Российской империи, датируется 1837 годом. Его автором является отставной поручик А. Голиевский – он разработал план строительства целой сети железных дорог длиной около 3600 верст в европейской части Российской империи. Через Киев, по проекту А. Голиевского, должна была пройти железная дорога Санкт-Петербург – Одесса. Ее трасса должна была пройти через Новгород, Боровичи, Великие Луки, Витебск, Киев и Белую Церковь. Отставной поручик предложил весьма оригинальный способ финансирования строительства железной дороги – все жители империи, которые платили налоги, должны были перечислять определенную сумму на строительство железной дороги. Кроме того 15 губерний, по которым должны были проходить железные дороги сети должны были выделить рабочую силу – по одному человеку с топором, заступом и лопатой от каждых 500 человек населения. Все 3600 верст железных дорог, по мнению Голиевского, можно было выстроить в 10 лет без привлечения частного капитала.

Польско-украинский бизнесмен и землевладелец Леон (Лев) Сапега — инициатор, а затем и активный участник железнодорожного строительства в Галиции  и Буковине

Проект поручика А. Голиевского был рассмотрен в Главном управлении путей сообщения и общественных сооружений Российской империи. Хотя саму идею строительства сети железных дорог признали актуальной, однако способ их сооружения поддали сомнению. В первую очередь – из-за отсутствия экономического обоснования и расчетов.

В 1838 году О. Сафонов в журнале «Сын отечества» опубликовал статью, в которой обосновывал строительство железных дорог Курск – Харьков – Кременчуг и Москва – Одесса (через Курск и Киев).

Карл фон Мекк — основатель Общества Курско-Киевской железной дороги, которое в 1866—1870 гг. построило железную дорогу в Киев

Детально вопросами железнодорожного строительства в Правобережной Украине в 1840-х годах также занимался генерал-губернатор Бессарабии Михаил Воронцов. Железная дорога из Одессы в Москву, по замыслу Воронцова, должна была пройти не через Киев, а через Харьков. Приглашенный Воронцовым инженер Зибер даже провел изыскания на части трассы, однако из-за начавшейся Русско-Турецкой войны 1854-55 годов проект так и не был реализован…

Железную дорогу из Одессы начали строить за счет казны в 1863 году. Инициатором строительства выступил губернатор Павел Коцебу. Параллельно с государственным строительством планировали создать акционерное общество для строительства Киево-Одесской железной дороги. Хотя среди основателей акционерного общества были известные в свое время люди, собрать необходимый капитал не удалось. Что касается губернатора Коцебу, то он склонялся к варианту трассы, предложенному еще Михаилом Воронцовым. Поэтому от станции Балта строящаяся железная дорога повернула не на Киев, а на Елисаветград, а далее – на Кременчуг.

Павел фон Дервиз — один из основателей Общества Курско-Киевской железной дороги

Железную дорогу из Москвы в направлении Харькова и Киева до Курска построили за государственный счет – частного инвестора так и не нашли. В направления Курск – Харьков – Таганрог – Ростов-на-Дону на довольно сложных условиях, предусматривающих государственные вливания и гарантии прибыльности вложенного капитала, концессию на строительство Курско-Харьковско-Азовской железной дороги получил Самуил Поляков. Уже в конце мая 1869 года первый поезд прибыл в Харьков. Также на весьма сложных условиях удалось найти частного инвестора для строительства железной дороги Курск – Киев. Основателями общества Курско-Киевской железной дороги выступили  Карл фон Мекк и Павел фон Дервиз. Первый участок железной дороги от Курска до станции Ворожба был открыт для движения 14 (26 по новому стилю) ноября 1868 года. Уже в начале декабря был готов к открытию движения участок от Ворожбы до Броваров на левом берегу Днепра. Уже 12 (24) декабря 1868 года из Курска в сторону Киева отправился первый поезд, однако этот рейс закончился трагедией – поезд сошел с рельсов. Погиб машинист и кондуктор. Железную дорогу еще раз осмотрели и подправили дефекты – 17 (29) ноября 1868 года поезд благополучно пришел в Бровары.

Прибытие первого поезда на вокзал Киев-пассажирский 18 февраля 1870 года. Фото из архива Юго-Западной железной дороги.

Киеву еще больше года пришлось ждать первого поезда из Курска. Дело в том, что  в Устав Общества Курско-Киевской железной дороги не входила постройка моста через Днепр – оно достроило железную дорогу лишь до Кухмистерской слободы на левом берегу Днепра – поезда стали ходить сюда с 30 августа (11 сентября) 1869 года. До Киева пассажиров доставлял почтовый дилижанс, а их багаж везли на подводах.

Что же касается участка от Киева до Бирзулы (ныне Подольск в Одесской области), то частного инвестора на его строительство не нашлось. После рассмотрения ряда проектов было принято решение строить т.н. Киевско-Балтскую железную дорогу методом оптового подряда за государственные средства. Строило эту железную дорогу «Общество Де-Вриер, Шакен, Броно и Ко». Управлял строительством французский инженер и промышленник Фильоль-Броги. В строительстве задействовали военных.

Вокзал станции Ворожба Курско-Киевской железной дороги в конце ХІХ века. Фото из архива Юго-Западной железной дороги

Согласно с утвержденным проектом, Киевско-Балтская железная дорога должна была начинаться в Бирзуле и пройти через Рудницу, Вапнярку, Жмеринку, Винницу, Казатин, Фастов до Киева. От этой железной дороги должны были быть построены две ветки – до Волочиска через Проскуров  и от Казатина до Бердичева.

В Киеве пассажирский вокзал должен был быть общим для двух железных дорог. Станцией стыковки Курско-Киевской и Киево-Балтской дороги  должна была стать нынешняя станция Киев-Демеевский (ранее – Киев-Московский). Мост через Днепр строился по отдельному проекту А. Струве, а его строительство финансировалось государством. Мост был готов к февралю 1870 года. Испытания моста были проведены 12 (24) февраля 1870 года. Для испытания моста был сформирован специальный поезд из шести паровозов.

Мост через реку Тетерев. Фото из архива Юго-Западной железной дороги

Все было готово к приему первого поезда со стороны Курска. И тут случился весьма неприятный казус. Дело в том, что если у Общества Курско-Киевской железной дороги все уже было готово, в то время как строительство Киево-Балтской железной дороги еще не было завершено. Сформированная в январе 1870 года комиссия нашла много недостатков у участка Киев – Бирзула, а уровень готовности участка Жмеринка – Волочиск был очень низким. Закончилось это тем, что управляющий строительством Киево-Балтской железной дороги инженер Фильоль попросту… не пустил первый поезд Курско-Киевской железной дороги на вокзал Киев-Пассажирский. Вот как описывает этот случай газета «Киевлянин»: «К сожалению, несмотря на все старания компании поезд (из Курска) не смог остановится у нового пассажирского вокзала, общего для Киево-Курской и Киево-Балтской дорог. К нему не допустил г-н Фильоль, представитель Киево-Балтской железной дороги, приобретший в нашем обществе известность, только в другом смысле, совершенно противоположном известности почтенных строителей Киево-Курской железной дороги. Конечно, проезжающие еще несколько времени потерпят неудобство, в следствии отсутствия пассажирского вокзала, но зато репутация г-на Фильоля еще более выяснится и укрепится».

Водопропускная труба на Киево-Балтской железной дороге на участке Жмеринка — Волочиск

Несмотря на неприятный инцидент, первый поезд из Курска приняли на станции Киев-Московский. По этому случаю фон Мекк организовал банкет в зале киевского дворянского собрания. Одновременно в Санкт-Петербург министру путей сообщения полетела телеграмма о выходке Фильоля-Броги. Там приняли соответствующие меры, поэтому прибывший из Москвы 18 февраля 1870 года поезд был уже принят на станции Киев-пассажирский.

Что касается первого вокзала Киева, то газеты так писали о нем: «Киевский вокзал хорош и поместителен. Лица, коим вверено управление, вежливы и предупредительны, жандармы бдительны. Только один цербер, стоящий у дверей, ведущих на платформу І – ІІ класса, не отличается особой вежливостью».

Вокзал на станции Раздельная Одесско-Балтской железной дороги, снесенный в начале 2000-х.

Отметим одну интересную особенность – современная Юго-Западная железная дорога отсчитывает свою историю не от прибытия первого поезда в Киев 18 февраля (2 марта) 1870 года (дата прибытия первого поезда во Львов считается датой рождения не только Львовской железной дороги, но и всей «Укрзализныци»), а от 26 мая (7 июня) 1870 года. Почему же так? Может все дело в неприятном инциденте с участием Фильоля-Броги?

На самом деле – нет. Дело в том, что входящая сейчас в Юго-Западную железную дорогу линия Киев – Ворожба попала в ее состав уже после Второй Мировой войны. До этого она входила в состав Курско-Киевской, а затем Московско-Киевско-Воронежской и Московско-Киевской железных дорог. Потому то Юго-Западные железные дороги, которые были сформированы в 1878 году слиянием Киево-Брестской, Одесской и Брестско-Граевской железной дороги, как отправную точку своего существования взяли открытие движения между Киевом и Бирзулой, которое и состоялось 26 мая (7 июня) 1870 года.

Современный железнодорожный вокзал Киева, построенный в 1930-х гг.

Движение на линии Киев-Бирзула открыл поезд, который вышел из Киев 26 мая (7 июня) 1870 года в 11:30. В Бирзулу он прибыл рано утром в 6 часов 27 минут следующего дня. На преодоление 467 километров между Киевом и современным Подольском ему понадобилось почти 19 часов, в то время как скорый поезд № 105 «Черноморец» Киев – Одесса преодолевает это расстояние за 6 часов и 27 минут… Заметим тут, что сначала поезда Одесской железной дороги ходили из Одессы не в Киев, а в Волочиск. Для того, чтоб добраться до Киева нужно было пересаживаться в поезд Киев — Жмеринка Киево-Брестской железной дороги... Однако об этом мы расскажем в другой раз…


Использованные источники информации:
1. Андреев П.Н. Иллюстрированный путеводитель по Юго-Западным казенным железным дорогам / Андреев П.Н. – Киев: Типография С.В. Кульженко, 1898;
2. Ludwik Wierzbicki. Rozwoj sieci kolej zelaznych w Galicyi od roku 1847 do roku 1890 / Ludwik Wierzbicki. – Lwow: Zwiazkowa drukarnia, 1907;
3. Львівська залізниця. Історія і сучасність / [Гранкін П.Е., Лазечко П.В., Сьомочкін І.В., Шрамко Г.І.]. – Львів: Центр Європи, 1996;
4. Юго-Западная железная дорога. Вчера. Сегодня. Завтра / Под ред. Олийныка Б.С. – Ки
їв: Транспорт України, 1995;
5. Блиох И.С. Влияние железных дорог на экономическое состояние России. Том 1. Постройка и эксплуатация железных дорог / Блиох И.С. – Санкт-Петербург: Типография М.С. Вольфа, 1878.

Источник traffic

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code