Как монополизм уничтожает рынок агентских услуг

Перегляди: 178

Портовая отрасль нуждается в равных и прозрачных правилах игры в сфере агентирования, считает гендиректор ЧГМА «Инфлот» Ольга Бронецкая

Как монополизм уничтожает рынок агентских услуг

За последние несколько лет неблагоприятные для конкурентной среды тенденции укрепились, а в некоторых портах стали реальностью. Агенты, разумеется, остались, но рынка агентирования уже практически нет – пишет в эксклюзивной колонке для журнала «Порты Украины» глава ЧГМА «Инфлот» Ольга Бронецкая.

Выбор без альтернативы

В современной украинской портовой практике принято, что если судовладельцу (фрахтователю) по своему усмотрению удалось самостоятельно назначить агента на частном или взятом в аренду терминале, то это скорее случайность или недосмотр. В большинстве же случаев выбор навязывается ему еще на стадии подписания договора на перевалку груза.

У этой цепочки много звеньев. Но, так или иначе, суля преференции или объясняя это тем, что на данном терминале может работать только один агент, стивидорная компания добивается своего – обеспечивает работой прямо или косвенно связанную с ней агентскую компанию.

Чем такой подход отличается от государственного монопольного агентирования советского образца? Только тем, что во втором случае у принципалов не было выбора, так как существовал всего один агент, а в первом – потому что за него этот выбор сделал фрахтователь или грузовладелец.

Зачем нужны агенты

Давайте вспомним, с какой целью создавался институт агентирования. Подобно принципу состязательности судебного процесса в морской перевозке существует конфликт интересов судовладельца, фрахтователя, грузовладельца, стивидорной компании и других вовлеченных участников. Поэтому главная ценность портового агента в том, что он, представляя интересы своего принципала, вносит баланс в этот конфликт, является, возвращаясь к сравнению с судом, его (принципала) адвокатом.

Неудивительно, и это общепринятая морская практика, что в заметно превышающую затраты ставку агентского вознаграждения заложена плата за лояльность (чтобы избежать таких пафосных определений, как порядочность и верность агента своему принципалу). Именно такими качествами должен обладать агент, берущий обязательства не только разумно и честно распоряжаться деньгами судовладельца, но и по мере возможности предостерегать его от излишних расходов.

О том, какие искушения и соблазны возникали и продолжают возникать перед агентами, несмотря на прошлогодние успехи в борьбе с коррупцией в экологической инспекции и работе приходной и отходной комиссий, можно написать отдельную статью. Без содействия или в лучшем случае безразличия агентов это компрометирующее не только наши порты, но в целом страну явление не поразило бы систему так глубоко.

К слову, подробно и исчерпывающе стандарты поведения судовых агентов изложены в Минимальных нормах, принятых 7 сентября 1988 года Конференцией по торговле и развитию ООН. И за тридцать лет они не потеряли свою актуальность.

Нечестная игра

Вернемся к технологиям современного монопольного агентирования. Главная причина исчезновения еще недавно свободно существовавшего в Украине рынка агентских услуг кроется в монополизации этих услуг в рамках отдельных портов, терминалов или грузовых комплексов. Что стоит, например, частному стивидору подписать договор с агентской компанией? Это несколько десятков минут рабочего времени работника договорного отдела и технически абсолютно несложный процесс обмена документами.

Именно так, по накатанной, работают все государственные стивидорные компании и ряд частных или взятых у государства в аренду терминалов. Да, такое бывает, они могут лоббировать интересы отдельных агентов и навязывать клиенту их услуги. Но они, следуя, кстати, закону, подписывая договор, сохраняют такое право и за любым другим агентом, открывая ему беспрепятственный доступ на свой терминал, то есть формально придерживаются честной игры.

Другое дело осыпанные наградами и покрытые славой лучших инвесторов терминалы, которые в ответ на простую просьбу заключить договор с агентской компанией хранят молчание или сообщают без тени стеснения о том, что «на нашем терминале работает только один агент и мы не пустим на свою территорию больше никого», или, и это в лучшем случае, предлагают предоставить список из двадцати нотариально заверенных документов для «рассмотрения и принятия окончательного решения», исход которого предрешен.

Остановимся на этом и опустим подробности гибридных правил такой нечестной и незаконной игры. Напрашивается вопрос, а что стоит за такой закрытостью и настороженностью по отношению к конкурентам? Только ли желание заработать несколько нелишних в хозяйстве тысяч агентского вознаграждения? Пусть так, но ведь подписание договора с агентами, обратившимися с такой просьбой, не меняет привычку переключать всю агентскую деятельность на своего агента. Такая перестраховка бросает тень на репутацию и служит поводом для обращения в Антимонопольный комитет для устранения нарушений действующего антимонопольного законодательства.

В этом есть своя логика, ведь несправедливые и незаконные действия силовых структур или органов власти в отношении различных украинских терминалов вызывают у них похожую реакцию и желание искать защиты в суде. Так замыкается круг, в который нас постепенно, год за годом толкала власть. Все самое плохое приходило сверху и сегодня разъедает нашу отрасль изнутри.

Что делать

Управление морем – это скорее история ухудшений и набор сменяющих друг друга противоположных задач и лозунгов. Как правило, все это подавалось в монохромной манере, в черно-белых красках, разделяясь строго на добро и зло. Роли распределялись в разное время по-разному между государственной и частной формами собственности.

Самым же печальным результатом непрофессионального управления или вредных реформ стало исчезновение такой нематериальной ценности, как честные правила игры – fairplay, особенно присущей морскому сообществу при всем уважении к другим видам транспорта. Те самые правила, которые не вмещаются ни в один закон или конвенцию, но об их нарушении догадаться не сложно (я знаю, что ты знаешь, что я знаю). Наверное, они утонули, раз мы становимся свидетелями таких громких и некрасивых скандалов в нашей отрасли (агентирование – это просто один из симптомов) и их необходимо поднять и вернуть в нашу жизнь. Если сверху по разным причинам даже порядочные люди не в силах нам в этом помочь, то мы в состоянии это сделать самостоятельно. Нужно же, в конце концов, сделать неактуальными слова Юрия Нагибина: «Что у нас хорошо, так это то, что никогда не бывает так плохо, чтобы не было еще хуже».

Для начала не разделяться по видам собственности, по количеству нолей в финансовых показателях, не помалкивать, когда руководителей тасуют, как колоду карт, а постараться быть честными по отношению друг к другу.

Источник Порты Украины

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code