Как трамвайно-троллейбусный «секонд» заполонил украинские города

Перегляди: 428

Украинские транспортные предприятия в подержанной технике из Европы видят единственную возможность хоть как-то заменить устаревший советский фонд

325548

За всю более чем столетнюю «трамвайную» историю, винницкое городское депо нечасто могло баловать себя новыми вагонами. Впервые это случилось аж через полвека с момента возникновения трамвайной системы в городе — в 1960-х, когда в Винницу прибыла довольно большая партия совершенно новых немецких вагонов «Гота» из Нюрнберга. Примерно 40 «поездов» были более емкими, нежели предыдущие деревянные киевские «коробочки», поскольку состояли из главного и прицепного вагонов.

В 1970-х годах на смену «немцам» начали поступать чешские трамваи Татра-Т4, специально приспособленные под узкую колею. На то время уже успела хорошо себя зарекомендовать аналогичная модель ширококолейного вагона Татра-Т1, Т2 и Т3, поэтому Винница закупила 45 вагонов. А в 1980-х годах пришла очередь КТ-4, двухсекционних вагонов с «гармошкой», также чешского производства. Они и составили основу трамвайного парка Винницы на следующие 20 лет.

Щедрые цюрихчане

В 2007—2009 годах, когда пришло время обновлять подвижной состав городского ТТУ, мэру Винницы того времени Владимиру Гройсману удалось договориться о получении более сотни швейцарских вагонов 1950—1960-х годов выпуска. Трамвайный «секонд» достался Виннице абсолютно бесплатно, ведь швейцарцы все равно собирались утилизировать устаревший транспорт. Впрочем вагоны, которые откатали свой возраст по улицам Цюриха, оказались заметно комфортнее и надежнее потрепанных винницких «чехов».

Результатом сотрудничества с Цюрихом винничане пользуются уже десять лет. Более того, швейцарские трамваи, которыми полностью заменили подвижной состав городского депо, полюбились жителям города и стали новым символом Винницы.

Поэтому не удивительно, что муниципалитет продолжил «трамвайную» дружбу со швейцарцами — в октябре 2017 года винницкий городской глава Сергей Моргунов отчитался об успешной поездке в Швейцарию – Цюрихская транспортная компания готова передать Виннице еще одну партию бэушных трамваев. Швейцарцы планируют в течение четырех лет полностью обновить подвижной состав и традиционно готовы отдать списанные вагоны Виннице.

В «Винницкой транспортной компании» давно смирились с тем, что покупать новые трамваи городу не по карману, поэтому швейцарский подарок оказался ощутимо своевременным и, как показали годы эксплуатации, надежным.

«Цена в размере 30 миллионов гривен, которую предлагают производители, для нас неподъемная. Определенной альтернативой является производство трамваев на базе старых вагонов, однако в целом швейцарская техника остается основным подвижным составом нашего трамвайного депо», — говорит директор КП «ВТК» Михаил Луценко.

Опыт других городов

Винница — не единственная в желании пересесть на подержанную технику из Европы. Сегодня большинство крупных и средних украинских городов также ездят на подержанном общественном транспорте: Харьков, Одесса, Николаев, Ровно, Тернополь, Львов, Житомир и даже Киев, у которого бюджет на обновление общественного транспорта — не чета другим. Перечень городов-владельцев «евросеконда» велик и пополняется каждый год.

География поставщиков подержанной техники не слишком разнообразна. Чаще всего, свое «ретро» в Украину отправляют соседние Польша, Словакия, а также Чехия и Германия. Троллейбусы к нам в основном везут из Пльзени, Брно, Люблина, Остравы, а трамваи — из Праги и Братиславы. Это объясняется, в первую очередь, адаптированностью местных «бэушных» трамваев – по украинским путям уже много десятилетий ездят именно чешские «Татры». Также свою использованную технику отправляет «донашивать» латвийская Рига, которая два года назад продала Одессе десять вагонов за девять миллионов гривен.

Бывает, в числе «евро-секонда» попадается и настоящая экзотика, как например в Черновцах, которые в 2013 году закупили у нидерландского города Арнем четыре подержанных троллейбуса «Den Oudsten», изготовленных на базе «Volvo» в начале 1990-х годов.

А некоторые «обновки» воспринимаются не иначе, как музейные экспонаты. В частности, в прошлом году Белая Церковь за сумму 750 тысяч гривен за штуку закупила в Будапеште редкие «Икарусы» на электротяге. В СССР такие официально не поставлялись, хотя его «безрогий» собрат «Икарус-280-гармошка» в не очень далеком прошлом являлся главным автобусом во многих украинских городах.

Закупка «секонд-хенда» из Европы в некоторых городах стала регулярным явлением. Начиная с 2010 года тернопольские чиновники ежегодно едут в Чехию за новой партией. За этот период город приобрел у местных партнеров 33 троллейбуса «Шкода». В то же время — не приобретен ни один новый.

Такой выбор в Тернополе объясняют надежностью европейской техники, пускай ей уже и более 20 лет.

«Они значительно лучше, чем общественный транспорт отечественного производства, который по качеству в разы хуже – уровень комфорта очень низкий. А эти уже „обкатаны“, и их цена в разы меньше таких же новых», — цитирует руководителя КП «Тернопольэлектротранс» Андрея Мастюха издание «Сут».

Более показательна картина в Ровно, в котором за последние десять лет в Европе закупили более 50 использованных троллейбусов, и на сегодня они составляют большинство подвижного состава депо.

Не гнушаются покупать подержанную технику и значительно более богатые города-миллионники, такие как Харьков, Днипро или Киев. В них, обычно, за европейцами «подбирают» трамваи. Пассажиров много, а на покупку «Электронов» или «РЕЅА» за миллионы евро — не хватит средств. В частности, один только Харьков с 2010 года приобрел у Чехии, Словакии и Латвии более 130 вагонов.

Цена, безусловно, является главным критерием при выборе между старым и новым. В сентябре 2017 года главный Ивано-Франковский перевозчик КП «Электроавтотранс» заключил договор о поставке трех подержанных троллейбусов МАN за сумму 2,55 миллиона гривен. Они должны дополнить приобретенные ранее восемь аналогичных машин 1995 года выпуска у австрийского Зальцбурга.

За те деньги, которые заплатит Ивано-Франковск за три троллейбуса, можно купить разве что половинку нового. Например, новые троллейбусы, которые приобрел Чернигов в 2017 году, обошлись городу 4,6 миллиона за один.

«Секонд» — не лом

Низкая цена подержанной техники – это светлая сторона медали. Существует и темная — в марте этого года в Луцке шума наделал пожар в троллейбусе, который утром выезжал из депо. Горел польский троллейбус «Jelcz», который волыняне приобрели у своего города-побратима Люблина. В 2014 году за него заплатили чуть ли не стоимость лома — 110 тысяч гривен.

А резонанс вызвал не единичный случай: в прошлом году польские троллейбусы в Луцке горели несколько раз. 29 июля троллейбус загорелся непосредственно на маршруте, перевозя пассажиров. Кроме того, в СМИ сообщалось еще о трех случаях.

Местное електротранспортне предприятие, сообщая о последнем факте возгорания, словно намекало, что машины, которые закупили для города, могут являться опасными.

Screenshot_122

Правда, случаи в Луцке вряд ли можно назвать показательными, поскольку присутствует субъективный фактор — насколько бережно используют технику в том или ином депо. Собственно, европейцы, как показал опыт Винницы, иногда готовы передать машины и бесплатно, однако при условии бережного ухода за своим подарком.

Спрос на подержанные трамваи и троллейбусы в Украине остается стабильным. В целом в течение десяти лет в Украину из Европы, по данным сайта СТТС, завезли почти тысячу единиц техники, и городские советы останавливаться не собираются, усматривая пока в европейском «секонде» главную возможность хоть как-то обновить устаревший советский парк общественного транспорта.

Источник vn.depo.ua

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code