КАК «УКРЗАЛИЗНЫЦЯ» ЧУТЬ НЕ ЗАКУПИЛА РОССИЙСКОЕ НЕЛИКВИДНОЕ ВАГОННОЕ ЛИТЬЕ

Перегляди: 114

29 мая Административная коллегия Антимонопольного комитета по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок отказала зарегистрированной в Киеве компании «Максмед-Интернешнл» в удовлетворении жалобы по закупке филиалом «Укрзализныци» Панютинским вагоноремонтным заводом вагонного литья, а также передала материалы жалобы в СБУ

383468330 (2)

Это решение стало первым прецедентом в череде жалоб относительно тендеров на закупку вагонного литья «Укрзализныцей». Ранее несколько раз на одних и тех же основаниях коллегия АМКУ принимала решения в пользу компаний, продвигающих литье китайского производства. Но 29 мая, основываясь на тех же аргументах, коллегия приняла решения против импортеров. Возможно, что такое решение было принято под давлением медиа и общественности, которые стали активно следить за проведением тендеров на закупку литья. Тем более, что при рассмотрении жалобы чиновники АМКУ явно не были в восторге от присутствия журналистов и после вынесения решения отказались общаться с прессой.

История с китайским литьем началась еще в начале 2010-х годов. По данным, которые ранее были озвучены в СМИ отечественными производителями, продукция, с которой «Максмед-Интернешнл» намеревалась выйти на торги, была произведена в 2012—2013 годах на мощностях китайской литейной компании ООО «Ружоуская компания Тианруй» по чертежам расположенного в Нижнем Тагиле «Уралвагонзавода». Заказчиками литья, согласно информации в СМИ, выступали те же россияне, в том числе и вышеупомянутый «Уралвагонзавод».

Первоначально планировалось, что указанное литье будет реализовано Российской железной дороге в рамках ее закупок, однако в ходе испытаний было выявлено множество нарушений российских ГОСТов, технических регламентов и других технических стандартов. А обнаруженные изломы данного литья стали последним поводом для того, чтобы российская Федеральная служба по надзору в сфере транспорта своим предписанием №27.ГС.08.13 от 30 августа 2013 года, постановила изъять из эксплуатации вагоны, которые ранее были укомплектованы литьем вышеуказанного китайского производителя. Самому производителю позже было отказано в сертификации продукции.

После того как литье было забраковано российскими властями, оно, вероятно, превратилось для своих первоначальных заказчиков в некое подобие чемодана без ручки – тащить трудно (необходимость оплачивать складские помещения), а выбросить жалко (россиянам пришлось заморозить инвестиции на сумму примерно 70 млн долларов). При этом реализовать указанное литье можно лишь на территории стран бывшего СССР.

Вагонокомплекты так и остались бы пылиться на китайских складах, если бы неким предприимчивым людям не пришла в голову идея продать залежалое китайское литье «Укрзализныце», которая в прошлом году анонсировала масштабную программу по строительству вагонов.

Первая попытка продать китайские вагонокомплекты «Укрзализныци» состоялась в конце февраля текущего года. Тогда «Укрзализныця» объявила два тендера на закупку 960 вагонокомплектов при установленной максимально допустимой цене в 96 тыс. грн за один комплект, после чего объявила еще два тендера на закупку свыше двух тысяч вагонокомплектов на тех же ценовых условиях. Однако такие отечественные производители как «Кременчугский сталелитейный завод» и «Азовмаш», отказались участвовать в тендерах из-за того, что установленная максимально допустимая цена была на экономически не обоснованном уровне. Также в указанных тендерах были установлены требования, которыми позволили участвовать в торгах поставщикам литья произведенного с 1 января 2013 года. А после того как отечественные производителя подали соответствующую жалобу в Антимонопольный комитет, АМКУ своим решением подтвердил право «Укрзализныци» закупить литье производства вышеупомянутой «Ружоуской компании Тианруй», которое Укрзализныце намеревались продать две компании ООО «Центр промышленного субконтрактинга» и «Интерресурсы».

Стоит отметить, что с 1 декабря 2016 года в Украине вступил в силу государственный стандарт ГОСТ 32400:2016 который устанавливает современные требования к вагонному литью.

К тому же, по словам бывшего директора по технической политике «Укрзализныци» Ростислава Демина, все существующие технические условия на новые вагоны требуют установки тележек с новыми литыми деталями, общий срок службы которых должен быть не менее 32 лет, а гарантия завода-изготовителя должна быть не менее 5. И тот, и другой срок исчисляются от даты, отлитой на деталях в момент их выпуска на литейном предприятии.

Таким образом, литье, произведенное в 2012—2013 годах, в принципе не может соответствовать отечественным требованиям по безопасности и техническим стандартам.

Также стоит отметить, что премьер-министром в прошлом году было дано поручение относительно создания условий преимущественного привлечения к программе обновления парка «Укрзализныци» отечественных предприятий.

Однако и ГОСТ, и поручение премьер-министра были проигнорированы АМКУ и «Укрзализныцей».

Так, в ответ на запрос «Українських Новин» относительно того, как выполняется вышеуказанное поручение премьера в «Укрзализныци» ответили, что украинским законодательством не определено предоставление каких-либо преференций отечественным производителям в публичных закупках, отметив что в целом, они заинтересованы сотрудничать с преимущественно украинскими производителями, если такие преференции будут предоставлены отечественному производителю законодательно. Что касается сертификации указанного литья, то в «Укрзализныце» ответили, что в отношении китайского литья таки проводятся работы по его сертификации.

Однако после публикаций в СМИ, а также заявлений украинских производителей «АзовЭлектроСтали» и «Кременчугского сталелитейного завода» вокруг темы закупки литья возник общественный резонанс. В частности, Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что за попытку закупки китайского неликвида руководство «Укрзализныци» необходимо привлечь к уголовной ответственности.

«Я надеюсь это (закупка китайского литья) станет одним из уголовных дел, что должны расследоваться в рамках деятельности г-на Бальчуна на должности руководителя Укрзализныци», – сообщил Українським Новинам Омелян в кулуарах Кабинета министров.

Резонанс в СМИ вынудил «Укрзализныцю» при объявлении новых торгов, установить срок изготовления литья не позже 1 ноября 2016 года, а также включить в квалификационные условия требование соответствия характеристик литья вышеуказанному ГОСТу 32400:2016.

Однако компания «Максмед-Интернешнл» подала в АМКУ ряд жалоб, в которых указывала, что требование к сроку изготовления литья не позже 1 ноября 2016 года является дискриминационным, а литье, произведенное их партнерами до 2015 года, соответствует всем отечественным стандартам.

При этом жалобы этой компании на заседании коллегии АМКУ рассматривались в самом конце работы коллегии и один раз переносились из-за отсутствия на заседании представителя заказчика (кстати, представитель заказчика «Укрзализныци» на рассмотрение указанной жалобы так и не явился).

В конце концов, Антимонопольный комитет таки отказал «Максмеду» в удовлетворении жалобы, а указанным литьем заинтересовались отечественные спецслужбы. Так, по информации источника « Українських Новин», в апреле СБУ открыло уголовное производство по факту недопущения вытеснения и банкротства отечественных производителей путем поставок для потребностей «Укрзализныци» продукции низкого качества, произведенной российской оборонной промышленностью на сумму более 350 млн гривен.

Действительно, если бы украинский монополист железнодорожных перевозок закупил китайское литье, Украина получила бы в лучшем случае потерю государственных средств в размере более 350 млн гривен, в худшем (если бы кто-то построил вагоны, используя литье с изломами) – ряд аварий на железной дороге.

Хоть АМКУ и отказал компании «Максмед-Интернешнл» в удовлетворении жалобы, нам вряд ли стоит ждать что вышеупомянутые предприимчивые лица оставят попытки реализовать китайское литье в Украине. На последнем заседании АМКУ, представитель вышеуказанной киевской компании представил членам АМКУ документы, согласно которым их партнером является уже не китайская, а чешская компания. Мы не можем давать оценку подлинности таких документов, однако нам известно, что современный уровень развития технологий позволяет изготовить поддельную документацию довольно высокого качества. Это значит, что вышеуказанное китайское литье вновь может появиться на тендерах «Укрзализныци» с указанием новой страны происхождения, а также новой датой изготовления.

Стоит подчеркнуть, что объявив новые мелкие тендеры с условием закупки литья не старше декабря 2016 года, «Укрзализныця» не отменила старые тендеры, по которым возможны закупки литья 2013 года. Более того, по большому тендеру, который в совокупности перекрывает все объемы вновь объявленных мелких тендеров, и по которому коллегия АМКУ приняла решения в пользу импортера, отклонив жалобу КСЗ, торги должны состояться в начале июля. Единственное, что этому мешает – судебный иск КСЗ, и его требование в обеспечение иска запретить проведения торгов до рассмотрения дела по сути. Кроме того КСЗ подал в суд на решения самого АМКУ. Кроме того, коллегия должна рассмотреть еще несколько жалоб импортеров по новым тендерам. Война вокруг тендеров «Укрзализныци», в которой на кону может быть будущее отечественного вагоностроения, продолжается.

Ольга Сандул

Источник Цензор

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code