Как улучшить работу УЗ в направлении портов

Перегляди: 382

Что мешает железнодорожному монополисту эффективно оказывать транспортные услуги экспортерам агропродукции. Рассказывает заместитель директора регионального филиала «Одесская железная дорога» ПАО «Укрзалізниця» Сергей Никулин во время III Международной конференции «Зерновые терминалы: новые проекты, оборудование и технологии», организованной издательством «Порты Украины»

1468166351611666-zs33b11qzv-1516183166-qmdfe-171

Сегодня Региональный филиал «Одесская железная дорога» ПАО «Укрзалізныця» обслуживает 9 морских торговых портов, на которые приходится до 80% грузооборота. Среди них крупнейшие порты: «Южный», Одесский, Черноморский (Ильичевский), а также Измаильский, Ренийский, Белгород-Днестровский, Николаевский, Херсонский, СМП «Ольвия».

Учитывая существующую диспропорцию между перерабатывающей способностью портов, в частности Одесского МП, охваченного со всех сторон территорией города, железнодорожники ищут пути предоставления более выгодных услуг.

Прямой вариант

Одним из таких решений стало накопление на ближайшей сортировочной станции Раздельная вагонов с зерновыми грузами – объемом, достаточным для судовой партии. После этого вагоны подают на станцию Одесса-Порт организованными маршрутами, не создавая при этом нагрузку, связанную с дополнительной маневровой работой и т. п.

На сегодняшний день филиал заключил 11 договоров на выгрузку зерновых грузов по прямому варианту с возможностью накопления вагонов до судовой партии. В 2017 году работа по прямому варианту проводилась одним предприятием – ООО «Зектер» – с выгрузкой на станциях Одесса-Порт и Николаев-Грузовой. Среднесуточный простой вагонов при такой схеме составил 3,64 сут./ваг.

Взаимовыгодно также формирование отправительских маршрутов на местах погрузки зерновых грузов. За 10 месяцев 2017 года отправлено 222 маршрута с зерновыми грузами (10 862 вагона). Процент маршрутизации в этом году снижен, он составил 12% против 29% в 2016 году.

Нехватка согласованности

Проблемы возникают из-за недостаточного взаимодействия между грузополучателями (портами, элеваторами и др.) и грузоотправителями (экспедиторами). Это иногда приводит к накоплению вагонов в ожидании выгрузки или «бросанию» поездов в пути следования. УЗ несет расходы на охрану брошенных поездов, поездную и маневровую работу и, что самое главное, теряет погрузочные ресурсы в условиях острого дефицита подвижного состава!

За 10 месяцев этого года на дороге было брошено 27 поездов, в которых находилось почти 1362 вагона с грузом. Из них в адрес ООО «Укрэлеваторпром» были «брошены» 22 поезда (1100 вагонов), ООО «Одесский зерновой терминал» – 2 поезда (104 вагона), Одесского морского порта – 3 поезда (158 вагонов). Плата за простой вагонов компенсирована полностью – в сумме 1,2 млн грн.

За этот период из-за накопления вагонов с зерновыми грузами в ожидании выгрузки были объявлены конвенции для получателей зерновых грузов общей продолжительностью 70 суток среди таких предприятий: Херсонский и Ильичевский филиалы АМПУ, ПрАТ «Укрэлеваторпром», «Трансбалктерминал», ООО «Агроальфатерминал» и другие.

В целом за 10 месяцев 2017 года станциями региональных филиалов УЗ на экспорт отгружено 26 млн тонн зерновых грузов, что на 14% (или 3 млн тонн) больше, чем за тот же период в рекордном по этому показателю 2016 году. Возможно, до конца этого года будет поставлен новый рекорд.

В течение отчетного периода в среднем за сутки выгружалось 1411 зерновозов, что на 167 вагонов больше, чем в 2016 году. Зерна на экспорт в порты отправлено 85 тыс. вагонов (5,6 млн тонн), что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 3,5 тыс. вагонов.

За этот период среднее время использования зерновозов на подъездных путях Одесского филиала увеличилось на 1,03 часа по сравнению с прошлым годом и составило 18,07 часов. Основная причина – неудовлетворительная выгрузка вагонов на предприятиях. Акты задержки вагонов составляются в основном по таким причинам: неисправность механизмов и отсутствие трудовых ресурсов; несоответствия качества и массы груза; ожидание переадресовки; длительное таможенное оформление.

Дефицит состава

Негативное влияние на логистическую схему перевозок со стороны железной дороги имеют технические неисправности парка локомотивов, отсутствие запасных на период ремонта и экипировки, нехватка дизельного топлива и т. п.

На 47-м совещании стран участников содружества по железнодорожному транспорту принято решение продлить срок службы вагонов-зерновозов инвентарного парка на 15 лет, было согласовано их курсирование в международном сообщении. Сейчас срок пригодности зерновоза составляет 45 лет после проведения диагностики.

Сегодня в Украине эксплуатируется 16 214 зерновозов: на балансе Центра транспортной логистики ПАО «УЗ» – 10978 зерновозов, на балансе других предприятий – 5236 зерновозов, что превышает показатели предыдущих лет.

Оптимизация организации

С нашей точки зрения, есть ряд организационных проблем, решение которых может значительно усовершенствовать процесс перевозки зерновых грузов. Причем усилия следует предпринять всем участникам этого процесса, а не только железной дороге. Например, предприятия работают только в дневное время суток, не грузят в праздничные и выходные дни, в то время как можно организовать их круглосуточную работу.

Организация перевозок зерна стихийна (несвоевременно подаются заявки на перевозки, что усложняет их планирование). Предлагается своевременно согласовывать электронные заявки с помощью системы МЕСПЛАН.

Мы также видим решение ряда проблем во введении дополнительного парка локомотивов; содержании в исправном состоянии вагонно-измерительной техники; выполнении графика движения грузовых поездов, чтобы избежать остановок на промежуточных станциях, которые не имеют постов военизированной охраны, другое. Чтобы избежать случаев «брошенных» поездов с зерновыми грузами, предлагается совместно с портами проводить постоянную работу с грузоотправителями относительно ритмичности отгрузки грузов согласно плану завоза и с учетом перерабатывающей возможности станций и портов.

Что касается долгосрочных планов, то наш филиал совместно с инвесторами планирует продолжить строительство второго главного пути, электрифицировать участок Черноморская – Береговая. Это только первый этап в увеличении пропускной способности в направлении предприятий, расположенных в акватории порта «Южный».

Также планируется за сеёт средств ООО «Ника-Тера» увеличить пропускную способность станции Жовтневая, где уже построены и приняты в эксплуатацию три приемо-отправочных пути. Намечены другие мероприятия по дальнейшему развитию путевого хозяйства портов и припортовых станций.

Одесская железная дорога также располагает проектами реконструкции припортовых станций. При наличии соответствующего финансирования и реализации такие проекты дадут значительный экономический эффект от улучшения организации перевозок.

В печатной версии публикации смотрите также:

Табл. Перерабатывающая способность предприятий по зерновым грузам, 2017 год

Источник Порты Украины

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code