Конец банковской тайны – «за» и «против» реформы Минфина

Перегляди: 4 332

На прошлой неделе Верховная Рада Украины проголосовала не только за бюджет страны на следующий год, но и за ряд весьма важных и знаковых законопроектов, многие из которых будут являться ключевыми в процессе внедрения реформ в 2016 году

Такими являются законопроекты № 3629 и № 3628, содержащие норму, позволяющую Министерству финансов раскрывать банковскую тайну граждан во время мониторинга пенсий, помощи, льгот, субсидий и других социальных выплат при проведении контроля над выполнением бюджетного законодательства.

В основном эти законы предназначены для запуска процесса обязательной верификации получателей пенсий и социальной помощи с целью повышения их адресности, предотвращения возможного мошенничества для экономии бюджетных средств.

Минфину станет доступна информация об открытых на имя претендента на получение льгот счетах, операциях и остатках по ним по его письменному запросу для достоверности информации, представленной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработных плат, других выплат, которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда и фондов общеобязательного государственного социального страхования. В случае начисления и получения соцвыплат, предназначенных на семью или домохозяйство, информация будет предоставляться  в полном объеме по каждому из членов семьи или домохозяйства.

Не секрет, что в Украине льготами пользуются многие люди, относящиеся к категории состоятельных граждан, — «фиктивные бедняки», а также «мертвые души» в лице членов семьи уже умерших пенсионеров, продолжающих исправно получать ежемесячную помощь от государства. О возможности введения подобного процесса верификации с целью внедрения глобальной социальной реформы говорили давно, однако многие эксперты до сих пор сомневаются в правильности данного решения.

Представители Минфина заявляют, что запланированный объем экономии для бюжета вследствие реализации данной инициативы — около 5 млрд грн., так как на субсидирование фиктивных бюджетников сейчас идет существенная часть госрасходов. Проверка материального положения будет использована также при расчете субсидий, ведь данная статья расходов в проекте госбюджета 2016 года увеличена с текущих 24,4 млрд грн. до 35 млрд грн. с целью повышения социальных стандартов.

По мнению правительства, доступ к банковской тайне позволит им решить две важнейшие проблемы в системе социальных выплат в Украине — провести верификацию получателей социальной помощи и увеличить ее адресность с целью обеспечения льготами действительно малообеспеченных граждан. Именно вторая цель является важнейшей на данный момент как для Минфина, так и для Минсоцполитики — новые правила запустят проверку благосостояния граждан, претендующих на получение или уже получающих социальную помощь.

По мнению представителя Минфина, для определения реального материального положения соискателя необходимо оценить все их источники доходов, в том числе заработную плату, пенсии, доходы от имущества и депозитов, остатки на банковских счетах, что позволит перенаправить сумму из бюджета объемом около 400 млрд грн., предназначенную на выплаты по различным социальным программам, с максимальной адресностью.

После введения в действие законопроектов при оформлении заявки на получение субсидий, пособий и разного рода льгот из государственного бюджета необходимо будет раскрыть полную информацию о совокупном финансовом доходе заявителя и членов его семьи с учетом объема финансовых средств на банковских депозитах. Однако, учитывая крайнюю степень неохоты, с которой украинские льготники обычно делятся подобной информацией, управления соцзащиты населения официально будут иметь право запросить непосредственно в банковском учреждении информацию о состоянии счета заявителя, а с 1 января 2016 года банк будет обязан предоставить данную информацию по первому же запросу соответствующих органов.

До принятия данного закона банковская тайна могла быть раскрыта только по запросу физлица, по соответствующему решению суда или письменному запросу правоохранительных и налоговых органов. Теперь же для получения и обработки персональных данных Минфину юридически нет необходимости получать официальное разрешение физлица в случае, если такое согласие было предоставлено любому другому центральному органу исполнительной власти, например, Министерству социальной политики. Фактически данная инициатива ликвидирует само базовое понятие «банковская тайна» в Украине, что может быть расценено двояко с точки зрения возможных последствий.

Банковская тайна — это информация о деятельности и финансовом положении клиента, которой обладает банк, и разглашение которой может причинить материальный ущерб клиенту. Банковская тайна всегда актуальна и важна для любого вкладчика, ведь доверяя банковскому учреждению собственные деньги, клиент хочет получить полную уверенность в том, что вся информация о его финансовых делах останется только между ним и банком, и будет потенциально конфиденциальной для любых проверочных органов, особенно — государства.

Закон, с одной стороны, предназначен для верификации личности и экономии бюджетных средств, с другой — является механизмом, включающим функцию контроля финансовых средств и транзакций любого гражданина Украины, претендующего на получение льготы от государства. Сейчас фактически инициируется прекращение функционирования самого глобального института «банковской тайны» в Украине, так как инициировать процесс проведения верификации и проверки достоверной информации о финансовом состоянии человека можно в отношении практически любого физлица.

Уже сейчас можно утверждать, что, несмотря на все плюсы внедрения данного решения, раскрытие банковской тайны является весьма спорным аргументом в процессе повышения доверия граждан к банковской системе Украины. За последние полтора года отток депозитов физлиц поистине побил рекорды, учитывая финансовый и экономический кризис, масштабный «банкопад» и сильную девальвацию национальной валюты. Банковская система, проходящая через сложный процесс очищения и трансформации, начала демонстрировать первые признаки хрупкой стабильности в конце 2015 года, что статистически отразилось в постепенном небольшом притоке депозитных средств в крупнейшие банки.

Новая инициатива Минфина может быть расценена любым гражданином страны как постороннее необоснованное вмешательство в частную жизнь и нарушение прав человека на конфиденциальность собственного финансового состояния путем внедрения дополнительных оснований для раскрытия банковской тайны и назначения специально уполномоченных для этого лиц.

Потенциально можно прогнозировать новую волну паники среди населения, что приведет к очередному витку оттока из банковской системы вкладов среднего украинского гражданина. Решение большинства украинцев хранить собственные деньги «в матрасе» уже давно не способствует оздоровлению экономики и поддержанию баланса системы. Низкая финансовая грамотность населения и желание сохранить уровень своих доходов в тайне, скорее всего, сыграет злую шутку с банками — клиенты, которые получают субсидии, незамедлительно заберут все свои вклады из системы, что автоматически еще сильнее снизит уровень доверия к банковским учреждениям. Потенциально это может принести ущерб банковской системе Украины и нивелировать положительный аспект столь важной и необходимой социальной реформы.

Источник: Буквы

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code