Кредитные долги Фонда гарантирования собираются перевести в условные обязательства

Перегляди: 91

Новый вариант пока окончательно не утвержден, но имеет высокие шансы на реализацию

45_main

Кредитная задолженность Фонда гарантирования вкладов физлиц по процентам (около 85 млрд грн) перед Министерством финансов может быть конвертирована в условные обязательства. Об этом UBR.ua сообщила директор финансового департамента Фонда гарантирования вкладов физлиц Елена Нужненко, добавив, что такой вариант сейчас находится в разработке в рамках компании по сокращению долгового портфеля организации.

ФГВФЛ стал заемщиком Минфина, как только потребовалось провести широкомасштабные выплаты компенсаций вкладчикам украинских банков во время системного банковского кризиса. С 2014 году Нацбанк стал массово выводить финансовые структуры и за четыре года отозвал лицензии у 94 банков (у половины банковской системы). Этот подразумевало многомиллиардные выплаты пострадавшим вкладчикам, каждый из которых, по действующему законодательству, имеет право на компенсацию по своему банковскому вкладу до 200 тыс. грн. Чтобы обеспечить выплаты 90 млрд грн в 2014—2016 гг. Фонд гарантирования позаимствовал в Минфине 59 млрд. грн. и 20 млрд. грн. у Нацбанка.

Обязательства перед Министерством финансов оформлялись кредитом, который выдавался облигациями внутреннего государственного займа (ОВГЗ) и тут же погашался процентными векселями, а перед НБУ — кредитным договором. И в каждом случае предусматривалось начисление процентной ставки: от 9,99% до 12,5% годовых у Минфина и 12,5% у центрального банка. Начисление всех процентов на протяжении 2014—2031 лет выльется для ФГВФЛ в колоссальные расходы — 85 млрд грн. В итоге совокупная кредитная задолженность Фонда достигнет 144 млрд. грн., то есть вдвое превысит сумму первоначальных заимствований. Стоит отметить по нацбанковским кредитам сроки заимствований истекают в конце этого года, а по минфиновским — в 2031 г.

Сейчас сложно понять, чем руководствовались власти, когда финансировали Фонд гарантирования вкладов не под 0% годовых или под условные 1-2%, а под рыночные на тот момент ставки (рассчитывались тогда исходя из учетной ставки НБУ). Ведь речь шла о кредитовании госструктурами друг друга. Может быть ФГВФЛ хотели максимально мотивировать к эффективной работе с продаваемыми активами проблемных банков, а может речь шла о банальной несговорчивости чиновников.

Тем не менее, факт остается фактом — Фонд гарантирования оказался в долговой яме, которая к 202-2031 годам (на погашении векселей Минфину) может привести к его потенциальной неплатежеспособности (дефициту).

«Неопределенность в способах урегулирования проблемы на фоне негативного капитала Фонда гарантирования будет держать в напряжении банковский рынок и потенциальных инвесторов из-за увеличения давления на банки — путем введения специальных сборов, повышения ставки регулярных сборов в Фонд. А также ФГВФЛ будет финансово не готов поднять сумму гарантирования и взять на себя дополнительные риски, связанные с ее увеличением (уровень возмещения в зоне Евросоюза составляет 100 тис. евро). Поэтому Фонд гарантирования уже сейчас хочет урегулировать долговую проблему», — сказала Нужненко.

С Нацбанком Фонду договориться не получилось. Тот отказался от «льготного кредитования». «Наш аргумент, что кредит должен стоить близко 0% годовых Нацбанк не принимает. Их позиция, что они выдают кредиты только на рыночных условиях. Хотя законодательно нигде не установлено, сколько должен стоит кредит для Фонда гарантирования со стороны Нацбанка, и мировая практика свидетельствует о ставкам близким 0%. Единственное, чего мы добились на переговорах с НБУ — это снижения кредитного процента до уровня учетной ставки на момент выдачи. Еще пришли к соглашению о том, что при пересмотре НБУ размера учетной ставки, наш процент по кредитам повышаться не будет. На текущий момент кредитная задолженность перед Нацбанком сократилась до 2,3 млрд. грн., и она будет погашена в срок — в январе 2019 года», — заверила Елена Нужненко.

Кредитная история с Минфином намного сложнее, поскольку речь не о денежном кредите, а о долгах, оформленных векселями (погашение которых должно состояться в 2025—2031 годах) с одновременной выплатой процентов в конце срока. Сейчас Фонд платит проценты только по первым 10 млрд грн обязательств, ежегодно в сумме 1,3 млрд грн в госбюджет.

«Процентные ставки по векселям разные — от 9,99% до 12,5% годовых в зависимости от момента, когда занимались средства. Расчеты куда сложнее, чем в классическом кредитовании», — отметила Нужненко.

ФГВФЛ получил от Министерства финансов не живые деньги, а облигации внутреннего госзайма, которые Фонд гарантирования монетизировал на вторичном рынке, когда ему нужна была гривна для выплат вкладчикам.

«Из-за того, что это ценные бумаги, нельзя просто взять и опустить процентную ставку в ноль. Ведь ЦБ выпускали с определенной доходностью, и если ее не обеспечить, то у Минфина в будущем появятся разрывы, чего никто не хочет допускать. Нужно чем-то компенсировать эти проценты. Просто простить процентный долг Фонду никто не согласится», — объяснила Нужненко.

Именно этим она объяснила комбинацию действий ФГВФЛ:

  • Первое, что уже сделано — Министерство финансов приняло досрочное погашение векселей Фондом. Летом 2018 года выплачен первый миллиард гривен. За счет этого увеличиваются отчисления в госбюджет, и такой шаг позволяет снизить долговую нагрузку на сам Фонд гарантирования, у которого сокращается сумма займа, на который насчитывается процентная ставка.
  • Второе что необходимо сделать — это конвертировать процентные долги в условное обязательство. «При условии, что Фонд будет гасить проценты только с денежного потока который получит от реализации 52 статьи Закона в части компенсации убытков связанными лицами или менеджментом неплатежеспособных банков которые довели банк до банкротства», — уточнила Нужненко.

Вышеупомянутая конвертация процентов в условные обязательства — это один из сценариев — базовый сценарий, который поддержал Мировой банк, и, как надеются в Фонде, поддержат и остальные заинтересованные стороны.

«Конвертация процентных долгов в условные обязательства позволит нам привести наш капитал к положительному значению и в случаи еще новых банковских кризисов выдержать их глубиной до 30 млрд грн.», — уточнила Нужненко.

На сегодня Фонд гарантирования инициировал рассмотрения вопроса урегулирования потенциальной неплатежеспособности на Совете финансовой стабильности и получил поддержку в необходимости урегулирования этой сложной проблемы. Для этого в сентябре будет создаваться рабочая группа, которая займется урегулированием долговых обязательств.

«Мы хотим еще привлечь независимых консультантов, и надеемся это сделать за деньги международных доноров. Консультанты нужны, чтобы, во-первых, подтвердить расчеты нашего дефицита. Во-вторых, подтвердить способ урегулирования долга, чтобы он был приемлем и Минфину, и Фонду, и не вызывал ни у кого отторжения. И в-третьих — чтобы правильно провести эту сделку, возможно даже с внесением изменений в законодательство», — сказала Нужненко.

По ее словам, в Фонде гарантирования рассчитывают на принятие окончательного решения по долговому портфелю в 2019 году.

Источник ubr.ua

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code