Куда продаться: рынки, где будут рады украинским продуктам

Перегляди: 392
Куда смотреть дальше украинским экспортерам и на кого? Какую продукцию из Украины ждут за рубежом, где именно, в каком количестве и пр. И какая угроза нависла над основным импортным товаром в ЕС

На эти вопросы отвечает Дмитрий Приходько, экономист Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО).

Потенциальные покупатели украинских аграрных товаров – прежде всего это группа стран – импортеров продуктов питания, не являющихся базовыми товарными продуктами. Это страны, импортирующие продукты питания с более высокой добавленной стоимостью: Монголия, Таджикистан, Туркменистан, Сербия и другие.

Страны Африки южнее Сахары увеличат свой спрос на мясо на 56%, страны Азии – на 29%. Так, в ближайшее десятилетие Вьетнам и Индонезия увеличат импорт мяса на 2 млн и 1 млн тонн в год каждая. Для украинских производителей курятины это очень хорошая новость, и это рынки, к которым нужно присмотреться.

Что касается молочной продукции, то, как известно, в Украине этот сектор больше всего пострадал от введения санкций Российской Федерации. К тому же это важный сегмент украинского АПК и пятый по величине экспортер аграрной продукции из Украины.

Мы ожидаем, что потребление сыра в странах южнее Сахары вырастет на 49%, в Азии – на 41%. Таким образом открываются дополнительные рыночные возможности для сбыта в таких станах, как Бангладеш, Нигерия, Египет.

Например, в одном только Китае рост потребления сыра приведет к тому, что в ближайшие 10 лет эта страна увеличит импорт на 100 000 тонн ежегодно. А это в два раза превышает объем молочного экспорта Украины в Россию. Разумеется, на этих рынках придется конкурировать по качеству и цене с такими странами, как Новая Зеландия, США и другие. Так что следует готовиться.

Европейский покупатель

Особое внимание – на расширение экспорта в Европейский Союз, который является основным торговым и инвестиционным партнером Украины.

За последние три года экспорт в европейском направлении показал феноменальный рост – с 2 млрд в 2012 году до 5 млрд в 2014-м. Это результат совместных усилий правительства и частного сектора. Безусловно, в рост общего показателя внесли свой вклад продукты с более высокой добавленной стоимостью – соковые концентраты, мясо птицы, мед. Однако стоит отметить, что 50% этого роста генерировала «наша царица полей» – кукуруза.

На этом товаре остановимся подробнее, поскольку в настоящий момент торговля Украины с ЕС по данной товарной группе довольно уязвима. Так, размер тарифной квоты, выделенной ЕС, составляет всего 5-6% от общего объема торговли. То есть лишь 5-6% всего экспорта попадают под действие нулевой тарифной пошлины ЕС, а оставшиеся 95% украинского кукурузного экспорта попадают под общую систему пошлин ЕС, которые на данный момент также нулевые. Но это может измениться. Размер этих пошлин зависит от цен на кукурузу в США, стоимости фрахта от США до Роттердама и соотношения курса доллара и евро. Именно ввиду последнего параметра есть риск того, что ЕС может применять импортную пошлину к украинским поставкам кукурузы.

Не стоит думать, что только Украина – заинтересованная сторона. Это зерно очень важно для Евросоюза. Для понимания масштабов простой пример – только Голландия в среднем импортирует на одного голландца 103 кг кукурузы в год (понятно, что это и продовольственное, и кормовое потребление, и переработка). Это очень мощный аргумент, и его нужно использовать с нашими европейскими партнерами на переговорах об условиях торговли.

Если вернуться к экспорту товаров с добавленной стоимостью, отдельного внимания требует случай с украинскими мукомолами. Им довольно тяжело конкурировать с украинскими зернотрейдерами при поставках пшеницы и муки в ЕС, поскольку они объединены в одну тарифную квоту. Выделение отдельной тарифной квоты для мукомолов помогло бы им закрепиться на европейских рынках.

И не следует забывать о других продуктах – грецкий орех, замороженные ягоды, бобовые культуры. Так, маленькая Сербия – второй по величине в мире производитель малины, и один из ведущих экспортеров данного продукта в Европейский Союз. То есть нужно работать над нишевыми продуктами.

Поддержка украинского экспорта крайне необходима для мелких и средних производителей. Их действительно нужно вытягивать и предоставить маленькие пряники, для того чтобы они начали экспортировать. Экспортные страховки и служат таким пряником.

Источник:  Forbes

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code