Лоббизм и продажность нардепов. Законопроекты для личной выгоды

Перегляди: 314

Время народных депутатов Украины стоит дорого, как и нажатие кнопки во время голосования. По неофициальным данным, цена нажатия – не менее 10 тысяч долларов США. Но эти усилия стоят так дорого не потому, что нардепы делают нечто важное для интересов рядовых украинцев. А потому, что они с важным видом нажимают кнопки, лоббируя интересы бизнеса, который готов платить за такую «работу»

Денежная работа лоббистов

Работа в Раде приносит некоторым нардепам тысячи долларов США, сообщил «ОЛИГАРХУ»юрист Сергей Онищенко. По его словам, например, написать депутатский запрос стоит от 3 до 15 тысяч долларов США.

«Я знаю, что запрос по нелегальной добыче янтаря стоил около 15 тысяч у.е.», — сказал он, не вдаваясь в детали, какова была цель запроса.
Так что за каждым принятым законом могут вдруг могут обнаружиться чьи-то денежные интересы. Корреспондент «ОЛИГАРХА» начал разбираться, за что платят крупные суммы народным депутатам Украины.

Приватизация и «отжим» акций

Нардепы могут получать денежное вознаграждение, например, за формирование списка объектов, которые будут приватизированы в таком-то году. Или за то, чтобы изъять из этого списка ряд объектов. Понятно, что такая «работа» нардепа дорогого стоит. Ведь одно дело арендовать земельный участок, расписать бизнес-план, приобрести оборудование, нанять рабочих, административный персонал, найти клиентов и сбыть им продукцию. Другое дело – купить готовый завод по остаточной балансовой стоимости. Это проще и не так дорого.

Бухгалтера знают, что на все объекты на территории завода – здания, сооружения, оборудование, мебель, специальные цеховые устройства, мебель – ежемесячно начисляется амортизация. Таким образом, все указанное постепенно списывают, то есть уменьшают стоимость этих объектов за счет части прибыли. Таким образом, через несколько лет после начала работы завода все его здания, оборудование, мебель, цеховые устройства еще могут быть физически пригодны для использования, но по документам они – списаны. То есть, сняты с баланса. Так стоимость всего завода уменьшается раз в 5-10, если сравнивать с первоначальной.

Когда речь идет о приватизации украинских заводов, то большая часть их была создана еще в СССР. То есть остаточная их стоимость достаточно низка и потому выгода инвестору. Инвестору также выгодно, что к заводу обычно прилагаются уже готовые и действующие разрешения, лицензии.

Надо полагать, нардеп (нардепы), инициирующие законопроект о старте приватизации и списке объектов, рассчитывают не на устную благодарность бизнеса, а вполне осязаемую денежную премию. Или на то, что подконтрольная нардепу (нардепам) фирма получит свою выгоду от приватизации. Например, станет поставщиком, подрядчиком.

В январе 2016 года парламент принял законопроект №2319а-д, необходимый для старта приватизации. Его подал автор, нардеп от «Народного Фронта» Андрей Иванчук. В документе сказано, что к приватизации в качестве покупателей не допускаются юридические лица или связанные с ними лица, зарегистрированные в странах, признанных Верховной Радой странами-агрессорами. Кроме того, не допускается участие в приватизации представителей стран, в отношении которых применены санкции. Есть еще одно новшество: предложено отменить обязательную предварительную продажу на фондовых биржах пакета акций акционерных обществ групп «Б» и «Г» в размере 5-10% уставного капитала.

1

Андрей Иванчук

Ясно, что так инвестор получит максимально полный пакет акций и установит максимально допустимый украинскими законам контроль над приватизируемым объектом.

Учитывая, что депутат Иванчук имеет руководящий опыт работы в банках, а также в НАК «Энергетическая компания Украины» и в ГПВД «Укринтерэнерго», можно предположить: пост нардепа он использует для лоббирования законопроектов, связанных с банками и энергорынком.

СМИ называют Андрея Иванчука соратником экс-премьер-министра Украины Арсения Яценюка. Который, кстати, в сентябре 2015 года подал законопроект №1567 «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации, и некоторые вопросы деятельности объектов, исключаемых из такого перечня».

В пояснительной записке к документу сказано: «Законопроектом устанавливается временная защита предприятий, исключаемых из приложений в закон Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации», от внеприватизационных процедур отчуждения их имущества, в том числе в процедурах банкротства. Так, законопроектом предусмотрено прекращение производства по делам о банкротстве указанных предприятий, а также вводится мораторий на возбуждение производства по делам об их банкротстве в течение трех лет».

Судя по тому, что за некоторыми подконтрольными Иванчуку фирмами числятся крупные долги, ему самому выгодно ввести приостановку банкротства на период приватизации в отношении некоторых госпредприятий.

А как сообщает журналист Александр Дубинский, А.Иванчук имеет долг в виде задолженности аграрной группы «Креатив» перед «Ощадбанком» в Кировоградской области, пишут СМИ. Долг накопился крупный: в иске «Ощадбанка» указаны суммы 182,4 млн долларов, 12,8 млн евро и 117,2 млн гривен.

Далее издание пишет, что сфера интересов Иванчука в бизнесе распространяется на производство сахара, торговлю топливом, сельское хозяйство и СМИ. Его партнерами в бизнесе выступает семья Валерия Келестина.

1

Валерий Келестин

Кстати, Келестин в 2005 году прошел в Верховную Раду по спискам «Нашей Украины» Виктора Ющенко. В 2007-м переметнулся в Партию регионов. «Регионалы» помогли ему по итогам выборов в 2010 году попасть в парламент.

Так что связи с Партией регионов у Иванчука остались. И, видимо, как следствие этих связей, «региональные» соратники нардепа теперь транслируют ему свои пожелания. Например, создать законодательные условия для … «отжима» мажоритарными держателями акций корпоративных прав у миноритариев.
В законопроекте №2302а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня корпоративного управления в акционерных обществах», среди инициаторов которого также есть Андрей Иванчук, предлагается правовая норма, нарушающая личные права каждого украинца. В пояснительной записке сказано: «Законопроект направлен на имплементацию Директивы 2004/25 / ЕС Европейского Парламента и Совета относительно предложений о поглощении в рамках выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Указанным Директивой урегулированы вопросы предоставления права миноритарным акционерам требовать от акционера — владельца 95 процентов акций общества обязательного приобретения по справедливой цене акций, принадлежащих таким миноритарным акционерам (sell-out) и предоставление права акционеру — владельцу 95 процентов акций общества требовать от миноритарных акционеров обязательной продажи принадлежащих им акций (squeeze-out)».

Стоит отметить, что среди соавторов этого законопроекта указаны нардепы Сергей Фаермарк, Анатолий Денисенко, Алена Кошелева, Олесь Довгий, Вадим Кривенко, Виктория Пташник, Юрий Воропаев.

1

Справа — Олесь Довгий

Финансовая полиция, налогообложение пенсий и раздел земли

Пока одни нардепы лоббируют тему приватизации, другие занялись изменением процедуры проверки работы предприятий всех форм собственности государством. Видимо, сомневаются в честности действующей налоговой полиции.

Так, 21 марта 2016 года Рада приняла законопроект №4239 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно создания финансовой полиции».

Депутаты Верховной Рады предлагают ликвидировать налоговую милицию и создать вместо нее финансовую полицию, деятельность которой будет координироваться Кабинетом министров через министра финансов.

21 марта 2016 года соответствующий законопроект №4239 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно создания финансовой полиции» зарегистрирован в Раде 16 марта.

Авторами законопроекта выступили депутаты от комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий (фракция «Самопомич»), Татьяна Острикова (фракция «Самопомич»), Александр Кирш (фракция «Народный фронт»), Андрей Антонищак (фракция «Блок Петра Порошенко»), Михаил Кобцев (фракция «Блок Петра Порошенко»), Анатолий Евлахов (фракция «Блок Петра Порошенко»), Максим Курячий (фракция «Блок Петра Порошенко»), а также депутаты из других комитетов Виктория Войцицкая (фракция «Самопомич») и Виктор Галасюк (фракция Радикальной партии Олега Ляшко).
Интересно, что среди авторов создания финансовой полиции есть нардеп Максим Курячий (БПП). Он же инициировал внесение изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно ограждение интересов населения при начислении и выплате пенсионного обеспечения законопроектом 4542-6 от 16 мая 2016 года. В пояснительной записке к документу сказано, что есть необходимость ликвидировать налогообложение пенсий для тех граждан Украины, кто … получает повышенную пенсию.

«С изменениями в законодательстве в период до 1 января 2015 года, налогообложению подлежали суммы пенсии, если их размер превышал десять тысяч гривен в месяц, — в части такого превышения. С 1 января 2015 и по настоящее время налогообложению подлежат пенсии, размер которых превышает три минимальных заработных платы (в настоящее время 4134 грн.), В части такого превышения по ставке 15%», — говорится в пояснительной записке.
При этом, судя по всему, Курячий не учел, что он обязан печься о благе всех пенсионеров, даже тех, у кого пенсия в пределах 1 тысяча-2 тысячи гривен…

Издание ОРД называет Курячего «человеком нардепа БПП Андрея Павелко»,который начинал политическую карьеру под влиянием Александра Вилкула.

Видимо, имея таких наставников, скромный экс-сотрудник Днепропетровского горсовета, а в настоящем – нардеп Курячий стал одним из соавторов законопроекта № 1735 от 14 января 2015 года «О внесении изменений в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» по обеспечению условий развития градостроительной деятельности и городского хозяйства». В пояснительной записке к документу предложено «предоставить до 1 января 2017 органам местного самоуправления возможность передачи (предоставления) земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в собственность или пользование физическим и юридическим лицам для градостроительных нужд при отсутствии плана зонирования или детального плана территорий населенного пункта». Ведь спрос на землю есть, а «после 1 января 2015 практически остановится процесс передачи в собственность и пользование физическим и юридическим лицам земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности, поскольку главным условием осуществления этих операций будет именно наличие плана зонирования или детального плана территории».

1

Максим Курячий

Как говорят юристы, детальный план территории и определение границ земучастков на картах населенных пунктов называется «выделением в натуре». Если выделения нет, то арендатор или владелец участка сможет самовольно присоединить себе пару, тройку и даже десяток квадратных метров самовольно, ведь в документах границы участка все равно не указаны. Это может стать предпосылками для захвата и самовольного присвоения земучастков.

Разумеется, Курячий и Ко заинтересованы создать финансовую полицию вместо налоговой полиции, чтобы набрать на должности в новой структуре робких неопытных сотрудников. Ведь они навряд ли станут штрафовать тех владельцев земли, кто присвоил ее незаконно и не платит налоги за этот участок.

Закон о спецконфискации и злоупотребление служебным положением

Истинные интересы нардепов становятся очевидными, когда их политические силы выдвигают ультиматум. Как это произошло с главой Народного фронта М.Бурбаком и Сергеем Пашинским.

4 июля 2016 года Бурбак заявил, что нардепы от «Народного фронта» не будут голосовать ни за один законопроект, пока Верховная Рада Украины не примет закон о спецконфискации,сообщали СМИ. «Сегодня мы согласовали позиции относительно того, что первым в повестке дня завтра будет рассмотрен вопрос о привлечении к уголовной ответственности господина (нардепа) Онищенко, а вторым — режим спецконфискации. Именно поэтому от имени «Народного фронта» заявляю, что наша фракция настаивает на немедленном утверждении закона о спецконфискации», — сказал Бурбак.

1

Максим Бурбак

Стоит отметить, что законопроекты о спецконфискации имущества — №2540 — о внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины относительно отдельных вопросов наложения ареста на имущество с целью устранения коррупционных рисков при его применении, и №2541а — о внесении изменений в Уголовный и Гражданский кодексы по совершенствованию института специальной конфискации с целью устранения коррупционных рисков при ее применении,обсуждались нардепами и политиками еще в 2014 году. Тогда нардеп Сергей Власенко заявил, что закон о спецконфискацию не имеет ничего общего с борьбой с коррупцией. «Сколько должностных лиц получили приговор за полтора года? Ноль ... Судебная реформа даже не начиналась ... Где реформы?», — цитируют его слова СМИ.

В «Центре противодействия коррупции» разъяснили, что изменения, предусмотренные проектом закона №2540, позволят следователю арестовывать имущество на ранней стадии, когда еще отсутствует подозреваемый. Также станет возможно арестовывать имущество, записанное на третьих — подставных — физических или юридических лиц.

При этом юристы заявили журналистам, что если указанные законопроекты примут, как есть, без изменений, то применение санкции «спецконфискация» будет применима не только к чиновникам, подозреваемым в коррупционном деянии, но и к остальным гражданам.

В Главном научно-экспертном управлении парламента также высказали точку зрения, что без уточнения нормы этих законов можно будет применять ко всем без исключения подозреваемым.

«В проекте также предлагается исключить из санкций статей Особенной части УК Украины (статьи 176, 177, 201, 203-1 и др.) Положение о конфискации предметов, орудий, средств совершения соответствующих преступлений, заменив такой вид конфискации на «специальную конфискацию». Во-первых, в случае принятия этих положений в сочетании с положениями законопроекта специальную конфискацию можно будет применять за совершение какого-либо преступления, предусмотренного Особенной частью УК, в том числе преступления небольшой тяжести или средней тяжести, означало бы введение явно чрезмерной уголовной репрессии .

Во-вторых, системный анализ содержания проекта позволяет сделать вывод, что инициаторы проекта фактически предлагают применять специальную конфискацию в случаях, когда деньги, ценности или иное имущество были предметом преступления или использовались как средства или орудия совершения преступления, в сочетании с предложенными изменениями в ГК создает предпосылки для нарушения имущественных прав физических и юридических лиц», — заявили эксперты.

1

Арсений Яценюк

То есть Максим Бурбак, судя по всему, требовал принятия именно в таком виде законопроекта 2541а от 28.08.2015, автором которого стал Арсений Яценюк.
Юрист Руслан Чернолуцкий уточнил, что по теме спецконфискации Рада приняла третий законопроект — № 4057 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно особенностей обращения в доход государства денежных средств, ценностей и доходов от них до вынесения приговора суда)», инициированный нардепом Сергеем Пашинским, соратником Бурбака по «Народному фронту». По его словам, закон нарушает право граждан Украины владеть, пользоваться и распоряжаться частной собственностью.

«Имущество подозреваемого, без доказательства в ходе расследования и без решения суда, априори является заложником любого обвинения (как ложного, так и возможного) и становится объектом посягательства на него со стороны государства. Формулировка и идея идут в разрез с «Декларацией о государственном суверенитете Украины» 1990 г., с Законом Украины «О собственности» и Конституцией Украины. Сейчас в Основном Законе Украины установлено, что никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности является нерушимым. Принудительное отчуждение объектов частной собственности может быть применено только как исключение по мотивам общественной необходимости, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости», — сказал он.

1

Сергей Пашинский

Таким образом, любой гражданин Украины, пользуясь нормами этого закона, получал возможность лишить имущества своих недоброжелателей, даже если суд впоследствии не докажет их вину.

Поскольку же некоторые нардепы Народного фронта испачкались в скандалах с присвоением денег, то можно предположить, что они были сильно заинтересованы наказать свои обидчиков, ослабить их позиции. И если уж не тюрьмой, то отвлечением внимания на суды и попытки защитить свое имущество от конфискации.

Среди заинтересованных в таком «наказании» журналисты называют нардепа «Народного фронта» Сергея Пашинского. По информации Аргумента, его имя связано с нелегальным сбытом топлива бизнесмена Сергея Курченко.

А по сведениям ua1, Пашинский тесно взаимодействует со своим однопартийцем – министром юстиции Павлом Петренко, в подчинении которого находится регистрационная служба. Именно ее сотрудники «подчищали» госреестр в случае с рейдерскими захватами УНЛ, Житомирской кондитерской фабрикой и одесским рынком «Седьмой километр».

Более того, фигурирующий в этих захватах Шатковский является партнером Маркияна Дмитрасевича – адвоката, сопровождающего сделки Сергея Тищенко и Сергея Пашинского.

Что же касается бензина Курченко, то МВД в ходе оперативного сопровождения использования государственных средств и недопущения их хищения разоблачило организованную группу лиц, совершающую хищение государственных средств путем оформления закупок бензина от фиктивных субъектов хозяйствования.

1

Было установлено, что госпредприятие «Укртранснафтопродукт» (ЕГРПОУ 34355770), подведомственное Министерству топлива и энергетики Украины, в период октября—ноября 2014 года осуществило закупку нефтепродуктов (бензина А-92) у общества с признаками фиктивности «Итаникс стронг» (ЕГРПОУ 39373286) на сумму более 100 млн грн и «Трейд Инвест Компани» (ЕГРПОУ 39378216) на сумму более 74 миллионов гривен.

В ходе уголовного расследования стало ясно, что во исполнение решения КМУ ГП «Укртранснафтопродукт» было уполномочено на закупку по постановлениям суда бензина марки А-95, принадлежащего группе компаний подконтрольных бизнесмену С. Курченко. Указанное топливо закупалось государственным предприятием с целью дальнейшей реализации в доход государства. Однако руководством ГП «Укртранснафтопродукт» вместе с бензином марки А-95 было неправомерно оприходованы также бензин марки А-92 и дизельное топливо, которое не имеет отношения к группе компаний С. Курченко, и легализирует его через фиктивные предприятия ООО «Итаникс стронг» и «Трейд Инвест Компани».

В рамках уголовного производства установлено, что должностными лицами госпредприятия за период октябрь—ноябрь 2014 года по указанной неправомерной схеме разворовано и выведено в теневой оборот 174 млн. грн. государственных средств.

Как считают журналисты, указанная схема собственно подконтрольна нардепу Пашинскому: 4 февраля 2015 года через свои связи в правоохранительных органах без каких-либо правовых оснований нардеп пролоббировал закрытие уголовного производства N120141000500010518.

Вакцины. Бизнес на болезнях людей

Некоторые нардепы лоббируют интересы фармакологических компаний, связанных с производством и поставками вакцин в Украину, рассказал «ОЛИГАРХУ» юрист Сергей Онищенко.

Но начинать рассказ об этой схеме, связанной с парламентом, надо с госпредприятия, подконтрольного Минздраву. По его словам, в ГП «Экспертный центр Минздрава Украины» за то, чтобы зарегистрировать лекарственное средство, берут взятки.

«Не занес деньги – не получишь регистрацию», — говорит юрист.

Он также уточнил, что Центр МОЗ допускает ряд оплошностей, когда проводит экспертизу лекарственных препаратов, в том числе вакцин, которые вводят детям.

«Вакцину и документы к ней можно проверить не менее, чем за 270 дней, потому что документы представляют собой описание техники производства, условий производства, регламента, методики, а также данные о клинических испытаниях, чтобы знать побочные эффекты, которые могут возникнуть у детей, женщин, мужчин, стариков. Я знаю, что в 2016 году Центр провел экспертизу индийской вакцины за … один день. Я думаю, они даже не проверяли», — сказал он.

Юрист добавил, что сбыт вакцин любого качества в Украине произвести очень легко.

«Врач приписывает вакцину, он же говорит пациентам, что это обязательно. И если родителям говорит, они никак не могут проверить эту информацию. Ведь в инструкции к лекарству говорится, что она хорошая. А если будут побочные эффекты, то никак нельзя доказать, что это от вакцины. А некоторые вакцины являются обязательными, если посмотреть на календарь прививок ребенка», сообщил эксперт.

Об этом сказано в законах Украины «О защите населения от инфекционных болезней» (ст.12) и «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (ст.27) определено 6 инфекционных болезней, прививки против которых являются обязательными (туберкулез, полиомиелит, дифтерия, коклюш , столбняк и корь), а Законом Украины «Об утверждении Общегосударственной программы иммунопрофилактики и защиты населения от инфекционных болезней на 2009 — 2015 гг.» и Календарем профилактических прививок — 10 (туберкулез, полиомиелит, дифтерия, коклюш, столбняк, корь, гепатит В, гемофильная инфекция, краснуха и паротит).

Но, как мы помним, за каждым законопроектом виднеется тень нардепов и их личных бизнес-интересов. За рядом законопроектов и законов, связанных с иммунизацией, зафиксирована тень нардепа Татьяны Бахтеевой (фракция Оппозиционный блок).

Так, в 2014 году, когда Бахтеева была нардепом VII созыва, она инициировала законопроект №3818 «О внесении изменений в Закон Украины« О лекарственных средствах» относительно усовершенствования порядка обеспечения населения лекарственными средствами, предназначенными для лечения социально опасных и тяжелых заболеваний (одновременно с другими коллегами – Сергеем Тигипко, Владимиром Дудкой, Владимиром Литвиным, Валерием Сушкевичем, Ириной Спириной, Светланой Фабрикант, Марией Ионовой).

1

В центре — Татьяна Бахтеева

В пояснительной записке к проекту закона сказано, что «в США и ЕС также существует практика, когда лекарственные средства, предназначенные для лечения редких (орфанных) заболеваний, могут применяться без регистрации. Это связано с тем, что, во-первых, процесс регистрации таких лекарственных средств задерживается, поскольку производители не могут в полной мере проводить исследования указанных лекарственных средств через очень малое количество пациентов, а, во-вторых, незарегистрированные лекарственные средства, предназначенные для лечения орфанных болезней, очень часто является единственным возможным лечением. Итак, для того чтобы больных не лишать единственного шанса на жизнь, в США и ЕС таким лекарственным средствам предоставляется без регистрации статус орфанных и они могут применяться для лечения в тех случаях, когда не существует эффективного зарегистрированного лекарственного средства».

По мнению законодателя (Бахтеевой и Ко), в Украине указанные лекарственные средства (незарегистрированные) ввозить запрещено, чем создана угроза жизни и здоровью людей, страдающих редкими (орфанные) заболевания.

Как считает Бахтеева и коллеги, подавшие одновременно с ней законопроект №3818, в Украине крайне необходимо «совершенствование процедуры регистрации некоторых лекарственных средств и упрощения доступа на территорию Украины лекарств, которые получили в США и ЕС статус орфанных», — говорится в пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменений в Закон Украины« О лекарственных средствах» относительно усовершенствования порядка обеспечения населения лекарственными средствами, предназначенными для лечения социально опасных и тяжелых заболеваний».

«Для регистрации лекарственного средства, предназначенного для лечения туберкулеза, ВИЧ / СПИД, вирусных гепатитов, онкологических или редких (орфанных) заболеваний, который был зарегистрирован компетентным органом Соединенных Штатов Америки или Европейского Союза, добавляются только материалы относительно методов контроля качества лекарственного средства, переводы на государственный язык упаковки и инструкции по применению лекарственного средства, документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора »(абз. 3 п. 1 разд. и проекта). Таким образом, из числа документов, необходимых для оценки качества и безопасности лекарственных средств, исключаются материалы по их доклинического изучения, клинического испытания, экспертиз, фармакопейная статья («нормативно-технический документ, устанавливающий требования к лекарственному средству, его упаковки, условий и срока хранения и методов контроля качества лекарственного средства», проект технологического регламента или сведения о технологии производства, а также образцы лекарственного средства и его упаковка.

По словам юриста, корнем смертоносного фармакологического бизнеса является решение нардепов Рады. «Если бизнес проплатит депутатам продвижение какого-либо закона, они это сделают. Если бизнес проплатит, чтобы законом закрепить какие-то вакцины как обязательные, они это сделают», — подытожил он.

Интересы президента. Замена Клюева на Гонтареву

19 июня 2014 года Рада приняла постановление, поддержав предложение президента П.Порошенко о назначении Валерии Гонтаревой председателем НБУ. За это решение отдали голоса 349 нардепов.

Краткий экскурс в историю. До того, как Гонтарева стала у руля в НБУ, в интересах президента Украины В.Януковича активно действовал нардеп Андрей Клюев. Объем его влияния на тогдашнего президента В.Януковича был огромным. Об этом можно судить по тому, что подконтрольный ему «Завод полупроводников» получил в государственном банке «Укрэксимбанк» кредит на 150 млн евро для производства солнечных батарей. В 2010 году руководство «Укрэксимбанка» приняло решение предоставить тому же заводу Клюева еще один кредит на 200 млн гривен. Впоследствии ГПУ уже при президенте Порошенко выяснила, что эти деньги пошли не на производство фотогальванической продукции, а на уплату процентов «Укрэксимбанку».

Кстати, уже при президенте Порошенко ГПУ установила, что компании братьев Клюевых при содействии НБУ в 2009 году заработали более 600 млн грн на финансовых манипуляциях с кредитными средствами, привлеченными в «Укрэксимбанка».

1

Андрей Клюев

А поскольку во времена Януковича никто из правоохранителей даже не попытался открыть уголовное производство в отношении А.Клюева за нецелевое использование средств, то, видимо, тогдашняя власть смотрела сквозь пальцы на такие вот вольности с государственными средствами.

И вот, судя по всему, именно Гонтарева была призвана заменить смелого Клюева в системе влияния нового президента. Место ей нашлось не в Раде, где ее голосу могли быть противопоставлены 449 голосов других нардепов, а в НБУ, который имеет полномочия влиять на объемы ввозимой в Украину валютной выручки, влиять на платежеспособность банков, регулируя ситуацию в финансовой сфере, на рынке наличной валюты, косвенно влияя на оптовые и розничные цены в стране.

Что интересно: уволить Гонтареву будет крайне сложно. Ведь в мае 2016 года Верховная Рада со второй попытки приняла в первом чтении за основу президентский законопроект № 2742 (инициатор Петр Порошенко) о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно развития институциональной способности Национального банка Украины. В июне закон был принят. В документе, в частности, сказано, что изменен порядок смещения главы НБУ с должности по решению Рады: «установить, что Верховная Рада рассматривает вопрос об увольнении председателя НБУ в отставку только после его выступления о результатах деятельности на должности на заседании ВР».

Так что особый интерес представляют нардепы, отдавшие голоса за назначение Гонтаревой на пост председателя Нацбанка, и за законопроект, который крайне усложняет ее увольнение – их список можно увидеть по этой ссылке. К сожалению, на сайте ВРУ в повестке дня 19 июня 2014 года, когда Гонтарева возглавила НБУ, этот вопрос не был изначально включен в повестку дня.

1

Валерия Гонтарева

При этом 349 нардепов за 2 года ее деятельности так и не добились внятных ответов от Гонтаревой на вопрос: «Почему гривна подешевела в три раза?». А директор Консалтинговой компания «WILLIAM INVEST EXPERT» Виктор Медведь считает, что стабилизировать гривну можно относительно простым способом, без продажи золотовалютных резервов. И недоумевает, почему В.Гонтарева, если уж она такой ценный сотрудник, до сих пор не предложила этот метод.

«Стабилизировать финансовую систему можно через дедолларизацию экономики: уменьшить потребность населения и предприятий внутри Украины в долларе США как средстве сбережения наличных можно, если изменить процентную ставку, по кредитам и депозитам с статичной на динамичную включающую в себя собственно фиксированную ставку плюс индекс инфляции(индекс роста цен), что обеспечит надежность вклада от обесценивания. Это новшество можно внедрить через постановление НБУ, хотя желательно принятие соответствующего закона», — сказал он.

Интересы президента. Нелегитимная НКРЭКУ

12 апреля 2016 года Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «О Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ)». «За» законопроект №2966-д проголосовало 285 народных депутатов.

Согласно пояснительной записке, целью законопроекта является выполнение Украиной обязательств как стороны договора об Энергетическом Сообществе.

Но знали ли нардепы (среди которых – авторы документа Домбровский Александр Георгиевич (депутат ВРУ VIII созыва), Белькова Ольга Валентиновна (VIII созыва), Носилки Игорь Степанович (VIII созыва), Войцицкий Виктория Михайловна (VIII созыва), Мартовицкий Артур Владимирович (VIII созыва), Лопушанский Андрей Ярославович (VIII созыва), Пидлисецкий Лев Теофилович (VIII созыва), Рябчин Алексей Михайлович (VIII созыва), Кацер-Бучковская Наталья Владимировна (VIII созыва), Бондарь Михаил Леонтьевич (VIII созыва), Ливик Александр Петрович (VIII созыва), Бабак Алена Валерьевна (VIII созыва), что НКРЭКУ не является легитимным госорганом власти? Ведь, как сообщил правозащитник Александр Дядюк, Комиссия была создана Указом президента петра Порошенко, который не имеет таких полномочий.

Учитывая же, что руководство НКРЭКУ сконцентрировало в своих руках монополию на формирование коммунальных тарифов, Комиссию можно назвать мощным инструментом власти по выдавливанию из населения денег за коммунальные услуги. Которые, как мы помним, только в 2016 году повышались несколько раз.

1

Петр Порошенко

Впрочем, в июле 2016 года своим решением народные избранники закрепили за Комиссией правовой статус государственного органа власти. «Указом Президента Украины от 27 августа 2014 № 694 образована Национальная комиссия, которая осуществляет государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЕКУ). Положением о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, утвержденной Указом Президента Украины от 10 сентября 2014 № 715, установлено, что НКРЕКУ является органом государственного регулирования деятельности в сферах энергетики и коммунальных услуг, и предусмотрены основные задачи, функции и полномочия.Законопроект содержит прогрессивные нормы относительно прозрачного назначения членов НКРЕКУ на открытых конкурсных началах, независимости регулятора в принятых им компетентных и справедливых решений, открытости и гласности процесса государственного регулирования», — говорится в пояснительной записке.

Список нардепов, пролоббировавших законопроект, по этой ссылке.

И этот перечень случаев, когда нардепы преследовали свои личные цели, можно продолжать. Ведь еще не исследованы схемы лоббизма по законопроектам для энергорынка, по лицензированию, по таможенным пошлинам, по НДС…

Анастасия ЗВЕРЕВА, «ОЛИГАРХ»

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code