Малый и средний бизнес в Украине: основные препятствия и вызовы

Перегляди: 81

Лучший деловой климат в Украине наблюдается в Винницкой, Львовской, Ровенской, Тернопольской и Закарпатской областях

884659

Таковы результаты ежегодного исследования Института экономических исследований и политических консультаций. Об общей картине делового климата и как функционирует малый и средний бизнес в Украине – читайте дальше.

Бизнес-климат в регионах

Эксперты оценили регионы Украины на основе опроса предпринимателей по 4 критериям: качество деловой среды, текущая бизнес-активность, долгосрочная бизнес-активность и оценка основных 3 регуляторных процедур (регистрации, налогового администрирования, проверок).

«Первое место среди регионов заняла Винницкая область. Это единственная область Украины, где предприниматели положительно оценили текущее состояние деловой среды. Также в Винницкой области зафиксированы самые высокие долгосрочные ожидания среди всех регионов Украины», – говорится в отчете.

Худшие результаты зафиксированы для Харьковской области (25 место) с самой низкой оценкой деловой среды; Луганской области (24), где индекс регуляторных процедур оказался выше, чем на Харьковщине, Донецкой области (23) с низкой текущей деловой активностью.

Малий і середній бізнес в Україні

Лучший деловой климат – в Винницкой области

Проверки на предприятиях

Что касается проверок, то в Украине значительно выросло количество малых и средних предприятий, которые проверялись хотя бы одним органом. В 2015-м таких предприятий было 51,2%, а в 2016-м – 68%. Причем штрафами заканчивались 60,7% всех проверок. Одновременно уменьшилась общая стоимость всех проверок: в 2016 она составляла в среднем 27 325 грн.

Чаще всего с проверками приходят на предприятия в Хмельницкой, Ивано-Франковской, Ровенской и Винницкой областях. Меньше всего беспокоят с проверками предпринимателей в Закарпатской, Житомирской и Донецкой областях.

Зачастую расходами (штрафами, конфискациями или/и неофициальными расходами) заканчивались проверки для предприятий Закарпатской (58,8%), Ивано-Франковской (56,2%), Тернопольской (51,6%), Черкасской (51,5%) и Запорожской (51,4%) областей.

Перевірки на підприємствах

Проверки на предприятиях: как часто и скольки длятся?

Среди государственных органов наибольшее количество проверок осуществляли органы пожарной охраны (23,9% предприятий за год), ГНИ (15,5%), Государственная служба по вопросам труда (11,4%). В ТОП-7 самых активных госорганов также попали органы Пенсионного фонда (9%), Госсанэпидемстанция (7,3%), Министерство экологии и природных ресурсов (7,2%) и органы МВД (5,3%).

Зачастую расходами заканчивались проверки ГНИ. Так, 49% малых и средних предприятий, которые прошли проверку этим органом, должны были заплатить штрафы, а 4,9% сообщили об уплате неофициальных платежей. Ничего не платили в результате проверок налоговой 46,5% МСП. Значительная доля предприятий понесла расходы и в результате проверок Министерством экологии и природных ресурсов (46,3%), Государственной службой Украины по вопросам труда (36%), органами пожарной охраны (26,4%) и Государственной финансовой инспекцией (23,5%).

В среднем госорганы приходят на малые и средние предприятия с проверками до 4 раз в год, и длятся они в общем около 15 дней.

Малое и среднее предприятие: расходы, тенденции, проблемы

В среднем организационные расходы на новое малое или среднее предприятие составляют 27 412 грн. В эту сумму входят регистрация, лицензирование, техническое регулирование, санитарно-гигиенический контроль и проверки.

В частности, полная регистрация или перерегистрация бизнеса в среднем составляет 432 грн и длится 11 дней.

Одно малое или среднее предприятие трудоустраивает в среднем 22 человека, при чем физические лица-предприниматели трудоустраивают в среднем 3 человек, а предприятия-юридические лица – 30 человек. Три четверти руководителей МСП – мужчины, одна четверть – женщины.

Украинский бизнес не доверяет банковской сфере. 67% всех малых и средних предприятий никогда не брали кредиты у банков. В сфере IT банкам не доверяют 80% предприятий.

Основными препятствиями для развития предприятия бизнесмены назвали низкий спрос (59%), неблагоприятную политическую ситуацию (44%) и высокие ставки налогов (35%). На уплату налогов в 2016 году предприятия тратили в среднем 24,9% дохода.

МСП в Украине: общие тенденции

Половина МСП имеют либо отдел маркетинга, либо отдельного сотрудника, который полностью или частично занимается вопросами маркетинга на предприятии. 57% предприятий имеют бизнес-план или стратегию развития бизнеса, которой они придерживаются.

Такие предприятия работают преимущественно на местном рынке (города или области). И больше половины из них не планируют выходить на новые географические рынки в течение следующих двух лет. Основные причины этого – недостаток финансирования, отсутствие партнеров за рубежом и непредсказуемость торговой политики Украины.

Источник 24tv

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code