Мир, труд, НАЗ: решит ли новое Нацагентство занятости проблему безработицы в Украине

Перегляди: 469
И на что следует обратить внимание, оптимизируя трудовые отношения в стране

Государственная служба занятости разрабатывает изменения к закону Украины «О занятости населения». Среди ключевых новшеств – создание Национального агентства занятости. Сможет ли НАЗ изменить ситуацию с занятостью населения в стране и стать надежным партнером для работодателей, и тех, кто ищет работу? И самое главное – послужит ли Агентство качественной трансформации нынешней Государственной службы занятости, а не просто станет сменой вывески? Своим мнением с Forbes поделилась Жанна Балабанюк, советник Государственной службы занятости, CEO консалтинговой компании R&C Kyiv Group LLC, PhD in HRM.

Зачем нужны перемены?

На сегодняшний день Госслужба занятости – это огромный и низкоэффективный государственной орган, штат которого составляет 13 000 человек по всей Украине: около 180 человек в центральном аппарате, и еще 12 800 – в региональных подразделениях. Но если посмотрим на уровень безработицы и занятости в стране, пообщаемся с работодателями и теми, кто в поисках работы, мы увидим большой разрыв межу тем, чем должна заниматься Служба, и тем, что она реально делает.

Для большинства граждан Государственная служба занятости – это орган, который ставит на учет безработных и выплачивает им пособие по безработице, но никак не партнер в поиске работы или сотрудника для работодателя. Не говоря уже о ряде вопросов, которыми должна заниматься, но не занимается Служба – это профориентация, регулирование трудовой миграции, развитие новых форм занятости и их регулирования (удаленная работа), безопасность и продуктивность труда и т. д.

Однозначно, реформирование Государственной службы занятости – это остро необходимый и важный шаг. Первоначально нужно переориентировать вектор работы службы с безработных на работодателей, то есть на взаимодействие с теми, кто создает рабочие места. А также с потенциальной трудовой силой – школьниками, студентами, выпускниками вузов и трудоспособным населением (гражданами в возрасте от 18 до 65 лет).

К чему следует стремиться?

Целью НАЗ должна стать полная и продуктивная занятость населения и обеспечение экономической безопасности Украине в разрезе трудовой миграции. Для этого новое агентство должно поставить себе в приоритет стать признанным эффективным посредником между работодателями и рынком труда. Сформировать новую модель занятости населения Украины, которая будет отвечать следующим требованиям:

  • обеспечение разнообразных форм занятости, в том числе поддержка ее новых форм;
  • создание и популяризация новой трудовой этики;
  • развитие партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством;
  • стимулирование создания новых рабочих мест и обновление существующих;
  • содействие развитию предпринимательства.

Но для того чтобы новая модель была практичной и реально работала, первым делом нужно разработать Стратегию занятости населения Украины на 2017—2020 годы, которая будет базироваться на стратегии развития страны и приоритетных индустриях экономики Украины, начиная с 2020 года. Крайне важно уже сегодня ответить на вопрос, каким будет рынок труда в ближайшие 5-10 лет в Украине? Какие специальности и специалисты будут нужны нам после 2020 года? Кого уже сегодня должны готовить школы и вузы как потенциальный персонал для работодателей? Это невозможно сделать без определения приоритетных индустрий экономики Украины и прогноза рынка труда.

Также уже сегодня нужно ответить на вызовы глобального рынка труда и трудовой миграции. Проанализировать, кто уже покинул Украину, кто собирается, какое количество украинцев учится в школах и вузах за границей и сколько школьников и студентов планируют учиться за границей в ближайшие несколько лет.

Необходимо создавать программы трудоустройства молодежи и выпускников, программы репатриации трудовых мигрантов (возвращения в Украину тех, кто работает за границей). Также не решен вопрос с трудоустройством внутренне перемещенных лиц. Следует четко понимать, сколько трудовых мигрантов прибудут в Украину в ближайшие 2-5 лет в качественном и количественном разрезе; когда украинская экономика покажет рост и нужно будет восстанавливать временно оккупированные территории после их возврата в Украину.

Уже сегодня вполне понятно, что потенциальных трудовых ресурсов в Украине недостаточно, равно как у нас нет единого подхода и программ для трудовых мигрантов, которые приезжают в Украину. А с учетом экономической ситуации мы пока не столкнулись с теми вызовами и последствиями трудовой миграции, с которыми сталкивалась Европа. Но нас ждут не меньшие риски с момента, когда Украина начнет демонстрировать экономический рост.

Готовы ли мы к этому? Очевидно, что нет. Это только часть острых вопросов, которые государство должно решать уже сегодня. При этом в одиночку оно с этими вызовами не справится – только в партнерстве с работодателями, вузами, школами, профсоюзами, профильными ассоциациями и гражданским обществом.

С чего необходимо начинать?

По нашему мнению, нужно внести ряд изменений в трудовое законодательство Украины: ввести новые формы занятости, такие как удаленная работа (полная и частичная, фриланс). Реорганизовать существующую структуру Государственной службы занятости в ряд центров, а сами региональные отделения – в пространства для коммуникаций, консультаций, обмена опытом всех участников рынка труда.

Следует подойти к решению вопроса занятости системно, а не фрагментарно, и работать не с последствиями, а проводить активную политику, ориентированную на карьерное консультирование, помощь в поиске работы и трудоустройстве, поддержку в период решения трудовых вопросов, создание программ предотвращения ухода персонала с рабочих мест.

Центры, которые нужно создать в новом Национальном агентстве занятости:

  • Центр исследований, аналитики, прогнозирования занятости, рынка труда и заработных плат;
  • Центр продуктивности, охраны и безопасности труда;
  • Центр регулирования трудовой миграции;
  • Центр профессиональной ориентации;
  • Центр развития партнерского сотрудничества с работодателями;
  • Центр трудоустройства населения;
  • Центр содействия развитию предпринимательства;
  • Центр обучения и развития (повышения квалификации и переквалификации);
  • Центр поддержки и сопровождения безработных;
  • Центр по работе с партнерами (международные организации, общественные организации и инициативы, частные рекрутинговые компании, порталы трудоустройства, фриланс-биржи и т. д.)

Дальнейшие шаги

Разработать визию, стратегию и план ее реализации – это только первый шаг. Для реализации всех идей на практике нужна подготовленная и сплоченная команда. И начать следует в первую очередь с создания нового имиджа будущего НАЗ. Но не ряда публичных мероприятий и рекламных компаний, а реального преобразования – трансформации в платформу диалога и сотрудничества для всех участников рынка труда.

Второй шаг – подготовить и вовлечь в будущие изменения существующий персонал Службы и ее региональных отделений, научить руководителей управлять изменениями, внедрять их, работать с реакцией на изменения и оценивать их эффективность.

Третий шаг – показать всем заинтересованным сторонам, каким будет новое Национальное агентство занятости – что в нем каждый может найти свою площадку для взаимодействия и сотрудничества.

Четвертый – быть открытыми и вовлекать в изменения общественный сектор и экспертов, как ученых, так и представителей бизнес-среды, реальных практиков, которые работают с рынком труда ежедневно.

Пятый – начинать с небольших пилотных проектов, реализовывать их на локальном уровне, изучать практику и масштабировать на всю страну.

Шестое – демонстрировать гибкость и открытость к изменениям и наладить эффективное сотрудничество с международными организациями.

Это сложный процесс, но начинать его нужно уже сейчас.

Источник: Forbes

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code