Мировая статистика: в XXI веке больше всего систем трамвая запустили в США и Франции, а закрывают — в России

Перегляди: 300

Южный Курьер Транспорт анализирует статистику строительства новых трамвайных систем. Лидером по темпам открытия новых трамваев стали США, а вот в антирейтинге по закрытию трамвайного движения побеждает Россия

a3cd956508ea590c97531f194d73334d

Начиная с 1990-х гг. во всем мире начался своеобразный трамвайный «ренессанс» — во множестве городов нашей планеты начали строить с нуля или восстанавливать закрытые несколько десятков лет назад линии трамвая. Не стал исключением и XXI век — начиная с 2000 года запустили несколько десятков новых систем трамвая.

Мы публикуем самую краткую информацию о вновь построенных системах трамвая в тех городах, где его ранее не существовало вообще, или он был закрыт в промежутке с 1930-х по 1980-е гг... В данный список попали лишь те системы, которые занимаются реальными пассажирскими перевозками, пусть даже на одной относительно короткой первой линии, и не попали так называемые «ностальгические» и иные трамвайные системы, фактически являющиеся лишь туристическими аттракционами. Также сюда включены те системы, которые намечены к открытию на 2017 год — где, соответственно, уже проведен большой объем работ, закуплен подвижной состав.

Строительство трамвая отражает его наибольшую эффективность для обслуживания пассажиропотоков свыше 5000 человек в час на данном направлении. В большинстве случаев новые системы трамвая имеют выделенное полотно для отделения вагонов от потока автотранспорта, в ряде случаев используются многоуровневые развязки, эстакады или отдельные участки в подземных тоннелях. Таким образом, современный трамвай в полной мере использует свои преимущества вместительного и быстрого вида транспорта, при этом по некоторым моментам его запросто можно называть LRT или даже соотносить с метрополитеном по принципу организации движения.

Ниже — список стран и открывшихся в них систем трамвая в алфавитном порядке. Абсолютным лидером являются США, где открыто 17 трамвайных систем и еще более десятка — в 90-е. Второе место с 16 открытыми системами занимает Франция, на третьем — Испания с 13 новыми трамваями. Четвертое место занимает Китай с, как минимум, 12 системами,  при этом, учитывая гигантские темпы урбанизации, за последние два десятка лет там открыто с нуля больше десятка систем метрополитена... На этом фоне интересно выглядит Турция, открывшая семь систем трамвая — и это пятый показатель в мире по темпам развития. Шестую позицию занимает Италия с шестью новыми линиями трамваев.

Австралия
Голд-Кост — 2014


Трамвай в тоннеле — Голд-Кост, Австралия, фото Simon Morris

Алжир
Алжир — 2013
Константина — 2013
Оран — 2013
Сиди-Бель-Аббес — 2017
Уаргла — 2017

Аргентина
Буэнос-Айрес — 2007—2012 (фальстарт, демонстрационная, полностью закрыта)
Мендоса — 2012

Аруба
Ораньестад — 2012

Бразилия
Рио-де-Жанейро — 2016
Сантос — 2016

Великобритания
Ноттингем — 2004
Лондон (Кройдон) — 2000
Эдинбург — 2014


Трамвайное депо Эдинбурга с вагонами CAF Urbos, фото Kim Traynor

Германия
Хайльбронн — 2001

Греция
Афины — 2004

Дания
Орхус — 2017

Испания
Аликанте — 2003
Барселона — 2004
Бильбао — 2002
Велез-Малага — 2006 (фальстарт, с 2012 официально в консервации)
Гастез-Виттория — 2008
Гранада — 2017
Мадрид — 2007
Малага — 2014
Мурсия — 2007
Санта Круз де Тенерифе — 2007
Сарагоса — 2011
Севилья — 2007
Хаен — 2011 (фальстарт, официально в консервации)


Мечта «новых русских» — Канары, Санта-Крус-де-Тенерифе, фото Dino Lippi

Италия
Кальяри — 2008
Мессина — 2003
Местре-Венеция (транслор) — 2011
Палермо — 2015
Сассари — 2006
Флоренция — 2010

Израиль
Иерусалим — 2011


Бронированный пуленепробиваемый трамвай Иерусалима, фото Alon Dreerman

Китай
Жухай (или Чжухай) — 2014
Гуанчжоу — 2014
Нанкин — 2014
Сучжоу — 2014
Тяньцзин — 2007
Циньдао — 2016
Ухань — 2017
Хуайань — 2015
Чаньчунь — 2002
Чэнду — 2015
Шанхай — 2017
Шеньян — 2013

Люксембург
Люксембург — 2017

Марокко
Касабланка — 2012
Рабат — 2011

Мьянма
Янгон — 2016

Норвегия
Берген — 2010

ОАЭ
Дубай — 2014

Польша
Ольштын — 2015

Португалия
Альмада-Сейшаль — 2007
Порту — 2002


Трамваи в Порту

США
Атланта — 2014
Вашингтон — 2016
Детройт — 2017
Канзас-Сити — 2016
Кэмден — 2004
Литтл-Рок (Арканзас) — 2004
Миннеаполис — 2004
Норфолк — 2011
Нью-Джерси — 2000
Сиэтл — 2007
Такома — 2003
Тампа — 2002
Трентон — 2004
Тусон — 2014
Хьюстон (Техас) — 2004
Цинциннати — 2016
Шарлот — 2007


Главная улица американского Хьюстона: трамвай идет сквозь фонтаны, фото Андрей Гришин

Тайвань
Гаосюн — 2016

Турция
Бурса — 2011
Газыантеп — 2009
Измир — 2017
Кайсери — 2009
Коджаэли — 2017
Самсун — 2010
Эскишехир — 2004

Узбекистан
Самарканд — 2017 — строится с использованием вагонов из закрытой трамвайной системы Ташкента.

Франция
Анжер — 2011
Безансьон — 2014
Брест — 2012
Валенсьен — 2006
Дижон — 2012
Ле Манс — 2007
Лион — 2000
Марсель — 2007
Монпелье — 2000
Мюлуз — 2006
Ницца — 2007
Обань — 2014
Орлеан — 2000
Реймс — 2011
Тулуза — 2010
Тур — 2013

Эфиопия
Адис-Абеба 2015

В то же время в некоторых странах мира трамвайное движение в ряде городов прекращалось вообще. В большинстве своем — это страны бывшего СССР и постсоветского блока, а также слаборазвитые страны Африки. В некоторых случаях речь идет о закрытии построенных совсем недавно новых систем в случае их экономической несостоятельности. Как правило, такие системы трамвая перед закрытием движения в течении некоторого времени не развивались вовсе — не закупались новые вагоны, не ремонтировались пути и старые вагоны — и такой трамвай становился непопулярным. В некоторых случаях прямой или косвенной причиной закрытия стали боевые действия на Донбассе.

Количественно лидирует в данном списке Россия, где трамвай уничтожается благодаря политике местных властей ряда городов по прекращению дотирования планово убыточного муниципального электротранспорта либо даже в результате целенаправленного лоббирования интересов частных автобусных перевозчиков. Начиная с 2014 года на деградацию электротранспорта в России также косвенно влияют наложенные на эту страну экономические и политические санкции за ее признанную мировым сообществом агрессию против Украины в виде оккупации Крыма и поддержки боевиков на Донбассе. В Украине по вышеобозначенным причинам закрылись лишь две системы в Стаханове и Макеевке, а системы трамвая в Луганске, Константиновке и, возможно, в Авдеевке, прекратили работу в результате боевых действий и их последствий.

Азербайджан
Баку — 2004
Сумгаит — 2003

Аргентина
Буэнос-Айрес (Tranvía del Este) — 2012 — это была короткая тестовая линия с одним вагоном для испытаний перспектив строительства масштабной сети трамвая

Армения
Ереван — 2004

Грузия
Тбилиси — 2006

Египет
Каир: городская сеть — 2003, сеть на Гелиополис — 2015
Хелуан — 2011

Испания
Велез-Малага — 2012 — формально в консервации как убыточная

Казахстан
Алматы — 2015 — формально в консервации, в ожидании гипотетической перестройки в скоростную линию.

Китай
Аньшань — 2004

Румыния
Констанца — 2008
Сибиу-Рашинари — 2011
Решица — 2011

Россия
Архангельск — 2004
Астрахань — 2007
Воронеж — 2009
Дзержинск — 2016
Иваново — 2008
Ногинск — 2012
Рязань — 2010
Шахты — 2001


Окрашенный в цвета флага России трамвай в Астрахани за несколько недель до прекращения движения в мае 2007 г., фото Владислав Прудников

Украина
Константиновка 2004, восстановлена 2008, окончательно закрыта в  2016 г. из-за кражи контактной сети и отсутствия денег на восстановлениеМакеевка 2006
Луганск — 2015 — в результате повреждений от боевых действий и деструктивной политики контролирующих город сепаратистов
Молочное — 2013
Стаханов — 2007

Узбекистан:

Ташкент — 2016 — исправно работающая сеть ликвидирована весной 2016 г. по волевому решению покойного президента Ислама Каримова.

Источник Пассажирский транспорт

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code