Мировая житница: Украина увеличивает объемы экспорта аграрной продукции

Перегляди: 110

Объемы украинского экспорта за первое полугодие 2017 года выросли на 33% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

fc997ae0789955b29aee87679ce80920

Главная заслуга этого подъема принадлежит аграрному сектору — экспорт сельхозпродукции увеличился на 39%. За счет чего удалось его нарастить и каковы перспективы нашей внешней торговли в будущем?

По словам Богдана ТЕРЗИ, аналитика ГК «Телетрейд», доля экспорта сельхозпродукции составила 42,6% к общему государственному.

В структуре аграрного экспорта выросла доля продуктов растениеводства (на 35%), в том числе овощей на 54%, жиров и масел (почти на 36%). Не подкачало и животноводство (рост на 55%), в частности экспорт мяса увеличился на 71%, группы молочных продуктов, яиц и меда – на 43%.

Фото: АиФ в Украине

Сергей ПОПЛАВСКИЙ, директор Фибо Украина, говорит, что основными экспортными товарами считаются сельскохозяйственные продукты, зерновые и технические культуры. По его словам, первое место по экспорту сельскохозяйственной продукции Украины занимает подсолнечное масло. За шесть месяцев 2016—2017 маркетингового года (с сентября по февраль) Украиной было экспортировано 2,7 млн тонн подсолнечного масла. Если сравнить с такими же показателями прошлого маркетингового года, то он вырос на 23%. Отметим, что этот показатель является историческим максимумом для государства. Так, в прошлом году Украина зафиксировала рекорд по объему экспорта подсолнечного масла, он составил 4,8 млн тонн на 4,8 млрд долл. В этом году есть шанс  установить новый рекорд.

Хорошие показатели у Украины и по экспорту зерна. За пять месяцев текущего года наша страна экспортировала более 5 млн. тонн зерна.

Продукция животноводства тоже показывает рост. Так, мяса птицы и субпродуктов мы поставили на 42% или на 161 млн долл. больше, чем за такой же период прошлого года. Экспорт свинины повысился до 3,1 тыс. тонн. Хорошо виден рост показателя в деньгах: в этом году мы экспортировали на 6,31 млн долл., тогда как за это же пятимесячный период прошлого года экспорт составил 1,68 млн долл. То есть разница в цифрах составляет 4,63 млн долл.!

Еврозона привела к росту

Рост украинского экспорта сельскохозяйственной продукции, по мнению Вадима ИОСУБА, старшего аналитика Альпари, связан прежде всего с функционированием зоны свободной торговли с Евросоюзом и, соответственно, выходом на новые европейские рынки.

Кроме того, как считает Андрей ШЕВЧИШИН, старший аналитик ГК FOREX CLUB, нарастить экспорт позволили также увеличение квот со стороны ЕС на украинские аграрные товары и позитивные ценовые тенденции на мировом рынке. И тем, и другим  украинские компании сумели воспользоваться.

«Экспорт в Европу был увеличен почти на четверть, и именно украинская агропродукция занимает львиную долю этого роста, — говорит А. Шевчишин. — И это позволяет на сегодня говорить о наличии четкой тенденции, а не просто сиюминутных показателях».

По его мнению, длительный период переформатирования экспорта с СНГ на другие рынки подходит к завершению.

Добавленная стоимость

Еще одной позитивной новостью является тот факт, что Украина пытается перейти от поставок сырья к поставкам готовой продукции, цены на которую выше. Так например, мы нарастили экспорт муки на 44%, в то время как зерна — на 23%. Правда, по словам В. Иосуба, проблема в принципиально разной базе этого роста: зерна Украина продает в 36 раз больше, чем муки. Тем не менее, мы пытаемся отойти от экспорта исключительно сырья. Доказательством тому служат закупки со стороны Украины техники, необходимой для производства агропродукции в нашей стране.

«Несмотря на приличный рост экспорта (+24%) в первом полугодии, импорт вырос еще больше (+30%). Однако радует то, что ввоз продукции рос не за счет потребительского импорта, а за счет импорта оборудования и техники, в том числе сельскохозяйственной, что говорит о переоборудовании промышленности и транспорта, а не о «проедании» валюты», — говорит В. Иосуб.

В целом, как говорит Алексей ДОРОШЕНКО, директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, группа готовой продукции растет каждый год в среднем на 10%, но пока она все равно составляет меньше 7% от общего украинского экспорта.

По его словам, общий анализ структуры экспорта-импорта Украины за первое полугодие показывает то, что мы используем собственные сильные стороны в экспорте, а в импорте товары заменили сырьем для их изготовления и закупкой оборудования. А так как при нашем небольшом потребительском спросе Украина вынуждена производить практически все товары сама, то при росте экономики это даст возможность наладить экспорт широкой линейки товаров.

Потенциал для роста

Эксперты считают, что у Украины есть потенциал для роста экспорта сельхозпродукции во всем мире.

Б. Терзи отмечает, в 2017 году Киев увеличил количество категорий товаров для беспошлинного экспорта в страны ЕС до 36. При этих условиях нашей стране за первое полугодие удалось выполнить на 100% вывоз по 6 категориям, что свидетельствует об активности наших экспортеров. Кроме того, только за январь—март беспошлинный вывоз сливочного масла был осуществлен почти на 50% годовой нормы, пшеничной клейковины — без малого на 75%, пшеницы — около 85%. По его мнению, вскоре может быть принято решение по расширению экспорта без пошлин по некоторым товарам.

Есть у Украины шансы на рост экспорта и в других странах. Это касается не только агросферы, но и других отраслей. Так, наша страна активно расширяет внешнеэкономические границы в странах Азии, Африки и др.

«Украина нарастила экспорт товаров не только в Евросоюз (на 26,1%), но также увеличила поставки товаров в Азию на 14,8%, СНГ на 24,6% и в Африку на 27,1%, — говорит С. Поплавский, — При этом потенциал рынков как Азии, так и Европы до конца не раскрыт. Более того, рынок Латинской Америки остается непопулярным для украинских производителей, а новые возможности от свободной торговли с Канадой пока даже не учитываются теоретически. Все это говорит о наличии существенного потенциала роста внешнеторговых отношений».

Кроме того, по словам эксперта, необходимо учитывать и тот факт, что страна экспортирует не только сырьевые группы, но и ряд других товаров, что можно расценивать как положительный сигнал для экономики Украины. Это и электроэнергия, и изделия из стали, ферросплавы и многое другое. И спрос на украинские товары растет.

«В целом тенденция для страны позитивная, Украине необходимо стремиться повышать качество производимых товаров с целью стать конкурентоспособным государством на мировой арене», — подводит итоги С. Поплавский.

Украинцы предпочитают украинское

 

Интересно, что сами украинцы отдают предпочтение отечественной агропродукции и все меньше покупают импорт.

Так, по словам А. Дорошенко торговля продуктами питания украинского производства за первое полугодие выросла на 34% по сравнению с прошлым годом. Лидером является сахар и  кондитерские изделия, которые показали трехкратный рост. Кроме того, на 59% увеличился спрос на продукты из зерна.

Б. Терзи выделяет три причины роста популярности отечественных продуктов среди украинцев. В первую очередь, по его словам, это вызвано ценовой политикой. Как показывает практика, отечественные товары немного дешевле импортных. Во-вторых, средние доходы украинцев в этом году немного выросли, так как в начале года была увеличена минимальная зарплата до 3200 грн. В-третьих, наши продукты более или менее натуральные и доверие к ним немного выше, чем к импортным.

А. Шевчишин поясняет этот фактор рекордной девальвацией гривны – более 220% с начала 2014 года. Именно она сделала импорт не выгодным. По его словам, внутренний спрос не может его поддерживать на прежнем уровне. В итоге, при достаточно качественном внутреннем предложении, население потребляет отечественные продукты. Также на выбор украинцев повлияла политика импортозамещения, которая перекрыла часть импорта.

Виктория Хаджирадева

Мнение Поплавского: Ставка на экспорт

— Наращивание экспорта Украины поможет стране улучшить экономическую ситуацию. Украинская экономика на сегодняшний день демонстрирует положительную динамику, что подтверждает и прогноз от Всемирного банка. Так, январский прогноз по ВВП Украины был пересмотрен в сторону повышения с 3% до 3.5% в следующем году, и в 2019 году – с 3% до 4%. На 2017 год прогноз остался на том же уровне 2%.

Одной из составляющих роста ВВП является улучшение ситуации по экспорту страны. Даже принимая во внимание тот факт, что Украина частично потеряла российский рынок, производители как сырьевой группы, так и не сырьевых групп товаров смогли найти для себя новые рынки сбыта. За первые три месяца этого года ВВП повысился на 3%, во втором квартале – на 2,4%. Это стало возможным благодаря хорошему урожаю в 2016 году, а также на фоне роста экспорта на 39% за первые четыре месяца 2017 года. За полгода экспорт товаров из Украины увеличился на 24% и достиг отметки 20,6 млрд долл.

Казалось бы, прослеживается положительная тенденция, но стоит учитывать, что за два квартала импорт товаров вырос на 30% или на 22,5 млрд долл. Вследствие чего получилось отрицательное сальдо торгового баланса в размере 1,9 млрд долл.

При этом, в 2016 году было зафиксировано положительное сальдо внешнеторгового баланса, которое составило 337,3 млн долл. Объем экспорта товаров и услуг Украины в прошлом году достиг 44,9 млрд долл., импорта – 44,5 млрд долл. До конца года еще есть время, чтобы улучшить ситуацию с торговым балансом. Над этим нужно этим работать.

Источник Аргументы и Факты

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code