Могут ли украинские города повторить историю Детройта?

Перегляди: 118

Моногорода могут пройти путь от процветания к забвению за считанные годы, как это сделал в свое время Детройт

324398

На востоке Украины, а именно в Донецкой и Луганской областях, где проходит АТО, а фактически война, находится наибольшее количество украинских моногородов. В монопрофильных городах жизнедеятельность основной массы населения непосредственно зависит от функционирования одного крупного предприятия. В этих городах, которые волей-неволей привязаны к предприятиям, если оно закрывается, человек трудоустроиться не может. Если в городе-миллионнике человек, потерявший работу, может найти новую, то в моногороде ему некуда идти. Как вдохнуть жизнь в города, которые зависели от одной фабрики или завода, который сейчас не функционирует? Провести аналогии меня вдохновил киносериал «Робокоп», который снимался в городе Детройт. Город-призрак, который за несколько лет из сумасшедшего благосостояния превратился в руину. Я попытался разобраться, почему так произошло.

С чего все началось – история расцвета

Из открытых источников

«Золотой век» Детройта начался рано утром 4 июня 1896 года. В этот день главный инженер Edison Illuminating Company и по совместительству изобретатель-любитель запустил в бывшем угольном сарае у дома №58 на Бэгли-стрит в Детройте двигатель своего первого «безлошадного экипажа». Изобретателя, который превратил сарай в настоящий гараж, звали Генри Форд. Так родился будущий город двигателей — Motor City. General Motors, Ford, Chrysler, Chevrolet — история почти всех крупнейших производителей автомобилей в США непосредственно связана с Детройтом. Автомобильные гиганты стали локомотивом экономики города. Так начали строиться чрезвычайно роскошные и помпезные здания, город впоследствии начали называть Западным Парижем. Внешний вид Детройта менялся на глазах одного поколения, и, казалось, впереди только светлое будущее. Детройт также пережил взрывной рост населения: он стал четвертым городом по количеству жителей в США. Однако что случилось через несколько лет?

Парадоксальная жертва собственного успеха

Автомобильная промышленность, обусловившая расцвет города в 1920-х, фактически его и убила. Начиная с 1950-х годов, Детройт стал быстро приходить в упадок. Бюджет Motor City перестал наполняться, местная власть вынуждена была урезать расходы на социальные программы и инфраструктуру, что повлекло отток платежеспособных граждан в пригород. Огромные, построенные в «бурные двадцатые» гостиницы, жилые дома опустели, ведь пользоваться ими стало некому. В местах, где раньше кипела жизнь, теперь была пустота, для которой американцы придумали даже специальный термин — urban prairie, городская прерия.

Деиндустриализация – еще один камень преткновения

Ко всем другим бедам Детройта добавилась и деиндустриализация. Особенно очевидной она стала после нефтяного кризиса середины 1970-х. Гигантские прожорливые американские машины начали проигрывать экономичным автомобилям японского и немецкого производства. Промышленность, которая была основой экономического благополучия Детройта, ждали нелегкие времена. Заводы один за другим закрывались, десятки тысяч людей теряли работу и, опять же, оставляли город. Вслед за автомобильной индустрией пострадала черная металлургия и другие отрасли тяжелой промышленности, чьи предприятия были размещены в Детройте и его окрестностях.

Шанс на возвращение жизни города

Власть пыталась любыми способами реабилитировать город. Меры по его воскрешению начали принимать еще в 1970-е годы. Открывались новые торговые центры, рестораны, кинотеатры и инфраструктурные объекты, задачей которых было вдохнуть новую жизнь в Детройт. Также средства вкладывались в развитие спорта в городе. В итоге он стал средоточием сразу четырех самых известных спортивных команд, включая неоднократного обладателя Кубка Стэнли Detroit Red Wings. Детройт – это еще и центр музыкальной культуры. Название песни группы Kiss «Detroit Rock City» стало вторым названием города, так же как и Motor City.

Еще одним спасителем города был туризм. Центральные районы Детройта начали восстанавливать, чтобы привлечь туристов. В это вкладывали колоссальные средства. Окрестности же города до сих пор находятся в запущенном состоянии, наглядно демонстрируя все недостатки моноцентричной экономики, когда путь от процветания до забвения, от столицы мира до города-призрака можно пройти за считанные годы.

Драматическая судьба автомобильной столицы мира должна стать уроком

По моему мнению, Детройт – это самый яркий пример феноменального упадка моногорода. Так, в 2008 году Motor City оказался самым неблагополучным городом США по уровню преступности, безграмотности населения, безработицы и экологии. За 50 лет население города сократилось более чем в два раза, опустели целые кварталы и небоскребы, на улицах расцвела наркоторговля. Однако властям все же удалось вдохнуть новую жизнь в этот город. Такие мировые уроки должны учить нас думать и прогнозировать.

Украинские владельцы крупных предприятий, от которых зависит развитие моногородов, должны быть социально ответственными, должны брать на себя дополнительные обязательства по развитию жизни в городе.

Как предприниматель могу уверенно сказать, что для работы бизнеса важную роль играют переподготовка и повышение квалификации сотрудников, поддержка учебных заведений, экологическая безопасность регионов. Все это в комплексе и социальной ответственностью бизнеса, которую сейчас самое время прививать украинским предпринимателям. А государство, в свою очередь, должно идти на диалог и создавать условия для развития малого и среднего бизнеса: он мог бы стать тем островком, который спасет город во время кризиса основного завода или фабрики.

Андрей Доценко

Редакция может не соглашаться с мнением автора.

Источник 112

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code