На что в Днепропетровске нашлись «лишние» 2 миллиона

Перегляди: 393

В городе уже имеется более 50 автобусов, оборудованных для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями , но захотелось купить еще две машины

Деньги заплатили, а вот когда этот транспорт выйдет на дороги города, неясно.

25 мая 2015 года днепропетровский городской Центр социальной помощи закупил за 1 миллион 983 тысячи гривен два микроавтобуса Renault, которые согласно тендерной документации оборудованы для перевозки людей с ограниченными физическими возможностями и передвигающихся в инвалидных колясках.

Тендер выиграла киевская фирма ООО «Окраїна». Конкуренцию ей с автобусами за чуть меньшую цену в 1 миллион 968 тысяч составило ООО «Бюро научно-технических и экономических исследований и услуг», также зарегистрированное в Киеве.

Микроавтобусы Renault должны были быть переданы центру в срок до 22 сентября. В Днепропетровск они прибыли 4 сентября. Вот только оформлены по сей день эти транспортные средства на фирму-победителя. А в отношении директора центра открыто уголовное производство...

Закон — не для всех

Статья 49 Бюджетного кодекса Украины гласит, что распорядитель бюджетных средств (в нашем случае — Центр соцпомощи) после получения товаров, работ и услуг согласно условиям взятого бюджетного обязательства принимает решение об их оплате и предоставляет поручение на осуществление платежа органа Государственной казначейской службы Украины.

На эту же статью, к слову, ссылался и центр, разрабатывая и утверждая свою документацию конкурсных торгов.

Иными словами, с бюджетным законодательством, четко определяющим «утром — стулья, вечером — деньги» (т.е. сначала товар или услуга, а уж потом их оплата), руководство центра знакомо было. Но поступило строго наоборот — не по закону, а вопреки закону. 6 июля, не дождавшись поставки товара, Центр соцпомощи перечислил ООО «Окраїна» 1 983 000 гривен.

Смотрим документацию. Выясняется, что киевская фирма закупила микроавтобусы в... Днепропетровске, у нашего местного дилера «Рено» — ООО «Автотрейдинг-Днепр». Согласно договору купли-продажи от 22 июня дилер обязуется передать «Окраїне» два авто — Renault модели Master MAU по цене... 483 185 гривен за единицу. С НДС общая сумма покупки составила 1 159 644 гривны.

Первый платеж в размере 58 333,33 гривны (с НДС) «Окраїна», как следует из договора, оплатила в день его заключения. Остальную сумму должна была внести до 13 июля.

Тут как раз на «Окраїну» и бюджетные деньги от Центра соцпомощи подоспели. 9 июля между «Автотрейдинг-Днепр» и ООО «Окраїна» был составлен приемо-передаточный акт, и машины перекочевали к победителю торгов.

Однако 1,2 миллиона — это гораздо меньшая сумма, чем почти 2 миллиона, которые отдал за две машины городской бюджет.

Оставшаяся часть суммы, стоит полагать, пошла на переоборудование грузо-пасссажирских автобусов в машины для перевозки инвалидов.
Утверждать не берусь, но именно так 3 сентября поясняли мне отсутствие закупленных машин на территории Днепропетровска и представители ООО «Окраїна», и директор центра Юрий Клименко.

Интересный нюанс: стоимость самого переоборудования автомобилей не была прописана в тендерном предложении ни одного, ни второго участника. Калькуляция состояла исключительно из одной строки — цены предложения с НДС и без него.

«В период с 22.06.2015 по 02.07.2015 Клименко получил от ООО „Окраїна“ налоговую накладную № 4 от 02.07.2015, в соответствии с которой ООО „Окраїна“ поставило, а Клименко получил два микроавтобуса...» — значится в сообщении о подозрении в совершении уголовного правонарушения от 31 августа 2015 года, врученного под подпись Юрию Клименко.

О подозрении Клименко было сообщено в рамках уголовного производства, открытого 30.07.2015 по ч.2 ст.366 УК (Составление, выдача должностным лицом заведомо ложных официальных документов, внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, иная подделка официальных документов, повлекшая тяжкие последствия).

Накладную о получении неполученных еще автобусов Клименко подписал в графе «получил» и поставил резолюцию «Бухгалтерии к оплате», выдав таким образом заведомо неправдивый документ. 3 июля казначейство перечислило на счет ООО «Окраїна» 1 983 000 гривен. У киевлян не было денег на закупку? Хорошие победители, ничего не скажешь!

Безликий товар

По словам Юрия Клименко, которому я позвонила 3 сентября, закупленные машины «едут из Киева в Днепр». На вопрос, почему оплаченные еще 6 июля машины не были поставлены раньше, директор центра сообщил:

— Там подъемник какой-то нестандартный, что-то... Я сейчас толком не могу объяснить. Модель новая, не всякий подъемник входит в дверь, чтобы дверь закрывалась. Там какие-то технические причины были. Они на пути в Днепр, сегодня к вечеру будут....

Это, на секундочку, при том, что покупали машины в Днепропетровске.

— Почему не поставили? Это связано с тем, что там устанавливали дополнительное оборудование. Вот и все!— меланхолично заявили мне в ООО «Окраїна».

— Вы в курсе, что открыто уголовное производство? — спрашиваю.

— Вы же решения ждите, результата, впереди паровоза бежать не надо, — заботливо порекомендовали мне в фирме-победителе. — Там все нормально. Мы просто ставили дополнительное оборудование. Завтра приходите, смотрите.

Нарушение закона в понимании моих спикеров — очевидно, вещь субъективная. Но фактическая поставка товара уже никак не повиляет на тот факт, что бюджетными деньгами была осуществлена запрещенная законом предоплата.

— Сейчас директор центра находится в Киеве. Часа три назад сказал, что вместе с автобусами выезжает в Днепр. К утру, наверное, будут, — в тот же день, 3 сентября, сообщила мне начальник управления соцзащиты населения горсовета Виктория Сенаткина. — У них была такая ситуация, что они проплатили, а авто нет. Но у них там договор сохранности есть... Что машина требует дополнительной установки подъемников. И что в связи с этим доукомплектовывается!

Логика хороша, ничего не скажешь. А в том, что тендер проводился именно на закупку микроавтобуса с подъемниками, видимо, ничего странного и страшного нет.

Как и в том, что, получив бюджетные деньги, фирма вначале машины закупила, а после, опять же за заранее уплаченные (в нарушение закона, напомню) бюджетные деньги, их переоборудовала...

4 сентября два новых Renault стояли на территории АТП-11227 на ул. Стартовой, 7 в Днепропетровске. Стояли без номерных знаков. Рядом расположились два желтых «Эталона» — это тоже социальные автобусы, которые, как объясняли еще в начале года в центре (обосновывая необходимость закупки), «не маневренные».

— Можно техпаспорта автомобилей посмотреть? — спрашиваю у замдиректора центра Людмилы Матьяновой, которая была председателем тендерного комитета.

Мой вопрос переадресовывают штатному водителю центра. Тот пожимает плечами.

— Директор сейчас регистрацией занимается. Видите, номеров нет, — сообщает.

Вижу. Поэтому и интересуюсь.

— Почему была осуществлена предварительная оплата? — спрашиваю у Матьяновой.

— Был составлен дополнительный договор временного хранения в связи с недоделками. Дело в подъемниках. Они из Голландии. Пока дождались...

С просьбой «Покажите техпаспорта» звоню Клименко.

— Я сам бы на них посмотреть хотел! В ГАИ бланки отсутствуют, вот и не выдали нам.

В ГАИ мне уточнили, что бланков у них не было самое большее — неделю, да и то такой случай выпал единожды. Если заминка с бланками и случается, то вопрос решается за день, максимум за два, и то в эти дни могут дать временный техпаспорт. Клименко, однако, утверждает, что соответствующая бумага с отказом от ГАИ у него имеется.

— Они машины хотели переоборудовать здесь, в «Автотрейдинг-Днепр», но специалистов не оказалось, не взялись они. Модели-то новые, 2015 года. Только на нашу область две такие машины пригнали! Мы в них душу вложили, понимаете? Подъемник поставили, а дверь не закрывается — конфигурация на 5 миллиметров поменялась. Вот и понадобилась подгонка. Новые пришлось заказывать подъемники... Вот мы и заключили договор ответственного хранения. И их переделывали.

— Как прокомментируете уголовное производство?

— Вот мне очень сложно это комментировать. По налоговой накладной казначейство все проплачивает. Оно все проверяет. Я же ничего не украл. Автобусы на месте, никакого ущерба я не нанес. 2 числа мы их получили и перевели деньги.

Если Юрий Васильевич запамятовал, напомню: приемо-передаточный акт между ООО «Окраїна» и «Автотрейдинг-Днепр» датирован 9 числом. Иными словами, 2 июля центр никак не мог получить автомобили. Более того, победителем торгов был определен тот, кто предоставит центру оборудованные для перевозки инвалидов машины, а не полуфабрикаты! То есть деньги центр должен был заплатить ООО лишь после того, как к нему доставят оборудованную по всем правилам технику.

Я не буду акцентировать внимание на том, что сумма закупки существенно отличается от стоимости авто. Сколько стоит переделать грузовую машину под машину для перевозки инвалидов, пусть разбираются правоохранители. Мне, к примеру, Интернет услужливо подсказывает, что подъемники для автотранспорта вполне можно купить за 57 тысяч. Но в Голландии они, видимо, значительно лучше и значительно дороже.

Согласно инсайдерской информации, по состоянию на 25 августа автобусы в Киеве лишь начали переоборудовать. До этого они были девственно грузовыми моделями. И неизвестно, когда и в каком виде дошли бы до Днепропетровска, если бы не уголовное производство.
Не стоит забывать и о том, что машины эти перед передачей заказчику (городскому социальному центру) вначале нужно было не только переоборудовать, но и оформить как пассажирские модели, зарегистрировать смонтированное в них спецоборудование, оформить на ООО «Окраїна» и лишь после передавать центру. Сегодня полноправными владельцами машин, стоящих на территории АТП-11227, является «Окраїна».
Что это значит? То, что центр сегодня распоряжаться ими не может. А в том, что техпаспорта будут оформлены в ближайшее время, лично я, учитывая открытое уголовное производство, очень сильно сомневаюсь.

О целесообразности

— Еще зимой мы обсуждали, нужно или нет эти машины покупать, — говорит и. о. председателя постоянной депутатской комиссии горсовета по вопросам транспорта Дмитрий Грищев. — Для участия в конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок в городе его участники обязаны были закупать и закупали транспорт, оборудованный для перевозки инвалидов-колясочников. Мы говорили представителям городской соцзащиты: не тратьте деньги, давайте подойдем к этому вопросу с точки зрения рационального расходования бюджетных средств. Зачем тратить такие деньги, если можно заключить договоры с нашими перевозчиками и они, когда нужно, будут возить инвалидов?

Приняли бы чиновники предложение депутатов, не тратились бы впоследствии на СТО, на техобслуживание, на покупку бензина. Все это, считают депутаты, звенья одной цепи неэффективного менеджмента управленцев, которые не понимают элементарных подходов к оптимизации. Вопрос «как будет дешевле», как всегда, чиновники обдумывать не стали.

А зря. Сегодня в Днепропетровске у автотранспортных предприятий в наличии 253 автобуса для перевозки инвалидов, в том числе — 87 (!) оборудованных подъемниками для инвалидных колясок. Но 54 автобуса из этого социального «богатства» на сегодняшний день вообще не задействованы на маршрутах.

К слову, машины эти закупались уже оборудованные подъемниками. И у директоров АТП с гарантией на эти автобусы все в порядке. А как, интересно, обстоят дела с гарантией производителя на новый автомобиль у «Окраїни», которая эти новые машины пустила «под лобзик»?
Днепропетровские перевозчики говорят, что за эти 2 миллиона, которые были потрачены городским Центром социальной помощи на закупку двух автомобилей, они готовы возить инвалидов по договору 5 лет беспрерывно и по 8 часов в день. Восемь часов в день центру и не нужно. Каждый из инвалидов-колясочников имеет право на три бесплатные перевозки в месяц. Как вы думаете, возят ли инвалидов автобусы каждый день по 8 часов непрерывно? Едва ли.

Сотрудники центра, однако, говорят, что сотрудничество с местными перевозчиками им «финансово невыгодно». Гораздо выгоднее, по логике социальных работников, платить за аренду, за услуги врача и механика АТП, платить зарплату водителю...

Это по-хозяйски, верно? Да и «хозяйственность» эта, в придачу, демонстрируется общественности за наши с вами деньги. А машины где, спрашивается? Когда выйдут на дороги Днепропетровска? Вопрос.

Источник: Фраза

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code