На каких троллейбусах ездят украинцы

Перегляди: 122

«Пассажирский транспорт» сегодня анализирует подвижной состав троллейбусных хозяйств Украины

thumb-item-523x340-7b1c

В Украине (за исключением оккупированных территорий Крыма и Донбасса) троллейбусные хозяйства работают в 29 городах. В основном это областные центры – из областных центров Украины троллейбусного движения нет только в Ужгороде. Кроме этого троллейбусные хозяйства есть в больших районных центрах. Это Бахмут, Славянск, Краматорск и Мариуполь в Донецкой области, Кривой Рог в Днепропетровской, Северодонецк и Лисичанск в Луганской, Белая Церковь в Кивской. Общее количество пассажирских троллейбусов, которые находятся на балансе предприятий электротранспорта в этих городах, составляет 2869 машин. В исправном состоянии находится 2234 пассажирских троллейбусов.

Сочлененный троллейбус ЛАЗ Е301 в Киеве на Софиевской площади. На данный момент ЛАЗовская «гармошка» — самая распространенная модель троллейбуса в столице Украины. Автор фото — Александр Вельможко.

Самым большим троллейбусным хозяйством в Украине владеет Киев – в столице Украины на балансе КП «Киевпасстранс» находится 614 троллейбусов, из них исправны только 380. На втором месте – Харьков. В этом городе насчитывается 196 троллейбусов, из них исправно 182 машины. На третьем месте – Одесса. На балансе КП «Одесгорэлектротранс» сейчас находится 173 троллейбуса, из них в постоянной эксплуатации 124 машины. Отметим, что в троллейбусном депо Одессы есть значительное количеством машин, пригодных к эксплуатации, однако они не выходят на линию из-за нехватки водителей — поэтому реальный выпуск троллейбусов на маршруты не превышает 95-100 единиц. Четвертое место по количеству «рогатых» у Винницы. В этом областном центре с населением менее чем полмиллиона жителей на балансе КП «Винницкая транспортная компания» находится 168 троллейбусов, 150 исправны. Пятое место – у миллионного Днепра у которого на балансе 147 троллейбусов.

Троллейбус ЗиУ-682 (ЗиУ-9) до сих пор является самой распространенной моделью троллейбуса в Украине. В частности, такие троллейбусы являются основой троллейбусного парка Винницы, в первую очередь — благодаря программе капитально-восстановительного ремонта. Автор фото — Денис Колесник.

Заметим, что мощные троллейбусные хозяйства есть у относительно небольших областных центров. К примеру, в Хмельницком в местном троллейбусном депо на балансе 116 троллейбусов, в Житомире – 112, в Чернигове – 102 и в Черновцах – 100 (в областном центре Буковины ожидаются еще поставки троллейбусов).

Есть, однако, города с населением более полумиллиона жителей, где троллейбусы – немногочисленный вид транспорта. К примеру, в Запорожье насчитывается всего 49 троллейбусов, в Мариуполе – 47…

Наиболее распространенной моделью троллейбуса в Украине является троллейбус советского, а затем российского производства ЗиУ-682 (ЗиУ-9) различных модификаций. Всего в Украине на балансе троллейбусных хозяйств насчитывается 710 троллейбусов этой модели, 526 из них в рабочем состоянии.


«ЗиУ-шные» и «Шкодные» города

Из 29 украинских городов с троллейбусным движением троллейбусы этой модели никогда не работали только в четырех городах – Киеве, Львове, Тернополе, Ровно и Черновцах – при советской власти это были классические «шкодные» города. Интересно, что в таком «шкодном» городе как Ивано-Франковск, изначально движение открывали советские троллейбусы ЗиУ-682, однако очень быстро их заменили «Skoda 14Tr» из Луганска.

Троллейбус «Skoda 14TR» во Львове. Покраска троллейбуса практически идентична заводской. Автор фото — Александр Вельможко

Чешские троллейбусы «сдали позиции» только в Киеве. В Ивано-Франковске, Львове, Ровно, Тернополе и Черновцах чешские троллейбусы суверенно удерживают свои позиции. К «Шкодным» городам уже в 2010-е годы примкнули Житомир, Запорожье, Николаев, Одесса, Харьков и Херсон. В эти города, правда, чешские троллейбусы поступали уже после эксплуатации «на исторической родине» или в других странах Европейского Союза. Наиболее значительное количество чешских троллейбусов – в парках двух традиционно «ЗиУ-шных» городов Украины – Житомира и Николаева.

Что до троллейбусов завода имени Урицкого в городе Энгельсе (ныне – ТролЗа»), то они полностью сдали свои позиции только в Полтаве – в этом городе выведены из эксплуатации и списаны все троллейбусы ЗиУ-682. В Днепре, Кропивницком и Славянске история этих троллейбусов подходит к концу.

Троллейбус «Skoda 14Tr» после капитально-восстановительного ремонта во Львове. Во время КВР использована обшивка из композитного материала. Автор идеи КВР — экс-директор «Львовэлектротранса» Михаил Сидорович, разработка конструктива модернизации — инженер технического отдела Дмитрий Галкин. Автор фото — Александр Вельможко

«Зиушной твердыней» в Украине является Винница – тут на балансе местной «Винницкой транспортной компании» находится 120 троллейбусов ЗиУ-682. Такое большое количество троллейбусов этой модели сохранилось благодаря программе капитально-восстановительного ремонта троллейбусов. Значительное количество троллейбусов ЗиУ-682 насчитывается также в Харькове, однако эти троллейбусы закупали уже в 2000-е годы. «ЗиУ-шки» «рулят» также в Хмельницком – тут 79 троллейбусов ЗиУ-682, из них 64 на ходу. Немало очень старых троллейбусов ЗиУ-682 есть в Житомире – тут вообще эксплуатируется самый старый в Украине (если не считать неисправного луцкого троллейбуса № 62) троллейбус ЗиУ-682 1977 года выпуска. Причина такая же, как и в Виннице – троллейбусам проводят капитально-восстановительный ремонт. А вот в Одессе таких троллейбусов на линиях осталось буквально две-три машины в оригинальном виде, и еще около полутора десятков — после различных модернизаций.

Старейший в Украине рейсовый пассажирский троллейбус ЗиУ-682 и старейший в мире пассажирский ЗиУ-682В 1977 года выпуска. После проведения капитально-восстановительного ремонта работает на линии в пассажирами в Житомире. Автор фото — Тарас Коротун.

Что до других троллейбусов, произведенных в Энгельсе, то в ряде городов Украины все еще эксплуатируются «гармошки» ЗиУ-683. Самое большое количество таких троллейбусов сохранилось в Черкассах – 30 машин. Одесса является единственным городом Украины, где эксплуатируются троллейбусы ТролЗа-5265 «Мегаполис» – их город закупил в 2009 году в количестве 16 штук.

Троллейбусы ЮМЗ Т2 в Одессе. Фото 2012 года. Автор фото — Александр Вельможко

В целом же, троллейбусы модели «Skoda 14Tr» на четвертом месте по распространенности в Украине – их насчитывается 272 машины, 239 из них исправны. Второе и третье место заняли троллейбусы украинского производства – ЮМЗ Т2 – вместе с «ампутантами» ЮМЗТ1Р их насчитывается 367 единиц (280 исправны) и «Богдан Т701» – таких машин насчитывается 277, из них в эксплуатации 274.

Ровно — единственный город Украины, где в пассажирской эксплуатации все еще работают чешские троллейбусы «Skoda 9Tr», выпускавшиеся до 1982 года. Кроме ровно служебные и экскурсионные «девятки» есть еще в Тернополе, Луцке, Черновцах и Киеве. Автор фото — Орест Солтивский.

«Шкодной твердыней» Украины является Ровно – в этом городе насчитывается 60 троллейбусов, произведенных на заводе «Шкода-Остров»: кроме 49 троллейбусов «Skoda 14Tr» тут все еще работает 11 троллейбусов «Skoda 9Tr», которые являются объектом паломничества фанатов электротранспорта. На втором месте после Ровно по количеству троллейбусов этой модели – Черновцы – тут 47 таких машин. На третьем – Львов с 36 «Skoda 14Tr». А вот четвертая позиция – у традиционно «ЗиУ-шного» Николаева – 33 чешских троллейбуса.


Троллейбусы украинского производства

Первыми троллейбусами, производство которых было налажено в независимой Украине стали троллейбусы «Киев-11» и «Киев-11у», которые производились на Киевском заводе электротранспорта. На данный момент ни один троллейбус этой модели не находится в пассажирской эксплуатации. Поскольку КЗЭТ не имел возможности для серийного выпуска троллейбусов, чертежи были переданы в Днепр на «Южмаш». Этот завод смог наладить серийное производство троллейбусов в сочлененной (ЮМЗ Т1) и «одиночной» версии (ЮМЗ Т2).

«Гармошки» ЮМЗ Т1, выпуск которых начался в 1992 году, на данный момент относятся к «вымирающей» модели троллейбусов. В Украине сохранилось лишь 39 троллейбусов этой модели (выпущено было 479 троллейбусов этой модели). Из них только 14 находятся в эксплуатации, и 4 из 14 — в Одессе. Многим троллейбусам ЮМЗ Т1 сделали «обрезание» прицепа – сейчас так поступают с последними полтавскими «гармошками». Односекционные машины, полученные из ЮМЗ Т1 внешне схожи с ЮМЗ Т2, их обозначают как ЮМЗ Т1Р.

Один из старейших не только в Одессе но и в Украине троллейбусов ЮМЗ Т1 № 2015 выпущен в 1992 году. До сих пор на ходу. Автор фото — Александр Вельможко.

Троллейбусов ЮМЗ Т2 (вместе с ЮМЗ Т1Р) сейчас в Украине насчитывается 367 машин, из них 280 на ходу. Эти машины выпускались с 1993 по 2008 год. В общей сложности их было выпущено 545.

Третий украинский троллейбус начала 1990-х годов ЛАЗ-52522 также относится к «вымирающим» моделям. Эта модель была вторым в Украине опытом построить серийный троллейбус на базе автобусного кузова. Первый эксперимент был еще в 1960-х годах, когда на базе кузова автобуса ЛАЗ-695 был построен троллейбус, известный как «Киев-5ЛА» или «ОдАЗ-695Т». Во второй раз экспериментировали с кузовом городского автобуса ЛАЗ-52521. Кузов этого автобуса и троллейбуса был оригинальной разработкой львовского НИИ «Укравтобуспром», в то время, как Киев-11 и ЮМЗ Т1 были ну уж очень сходны по конструкции кузова с чешским троллейбусом «Skoda 15Tr». Однако львовских машиностроителей подвело низкое качество стали из которого делали раму и кузов троллейбуса. Кроме того, у троллейбуса была устаревшая реостатно-контакторная система управления тяговым электроприводом. В сумме это дало то, что из почти восьми десятков выпущенных троллейбусов ЛАЗ-52522 до наших дней сохранилось всего 21 машина. Из них 15 в рабочем состоянии.

Троллейбус ЛАЗ-52522, один из первенцев троллейбусостроения независимой Украины. Львовская машина № 042 выпущена еще в конце 1990-х, однако начала эксплуатироваться в 2006 году. КР 2016 года. Автор фото — Юрий Скишляк.

Сочлененные троллейбусы «Киев-12.03», которые выпускались на киевском заводе «Авиант» также «сдают» свои позиции. В основном эти машины с дюралевым кузовом и чешской силовой электроникой поступили в столицу Украины – Киев. При надлежащем обслуживании они могли бы еще многие годы успешно работать, однако они высокопольные, что в столице считается «моветоном». Поэтому на данный момент в эксплуатации находится только 29 из 74 машин этой модели.

Двухсекционные троллейбусы-гармошки «Киев-12.03» выпускал киевский завод «Авиант». Автор фото — Александр Тарасов.

Первый украинский крупносерийный низкопольный 12-метровый троллейбус ЛАЗ Е183 занимает шестое место по распространенности в городах Украины (мы не учитываем оккупированные территории Крыма и Донбасса) – в целом в 29 городах Украины сейчас насчитывается 166 троллейбусов этой модели. Из них исправны 116. Самая значительная «популяция» этих троллейбусов в Киеве – 53 машины, однако исправны из них только 30. В родном Львове из 12 машин 2006-8 годов выпуска сейчас на ходу только 6. Как и в случае с предшественником – ЛАЗ-52522 подвело низкое качество металла кузова.

Из-за низкого качества металла кузова и некачественного обслуживания в депо, ряд троллейбусов ЛАЗ Е183 уже пришли в полную негодность. В первую очередь это касается Киева и Львова. На фото — первый во Львове низкопольный троллейбус ЛАЗ Е183 скоро, скорее всего, пойдет на металлолом.

Сочлененный «собрат» ЛАЗ Е183 – ЛАЗ Е301 занимает пятое место в Украине по распространенности – ЛАЗовских «гармошек» в 29 городах насчитывается 188. Из них на ходу 123. Большинство троллейбусов ЛАЗ Е183 эксплуатируется в Киеве – 67 (общее количество троллейбусов этой модели в столице – 133 единицы).

Низкопольному троллейбусу ЮМЗ Е186 – общему детищу «Укравтобуспрома» и «Южмаша» не повезло. Было выпущено всего 11 машин этой модели. Из них работает только 3 – в Кривом Рогу и Полтаве. Все машины, которые поступили в столицу Украины простаивают неисправными.

Луцкий автозавод, ныне ДП «Автосборочный завод № 1» АК «Богдан Моторс» начал осваивать производство троллейбусов в средине 2000-х. Это предприятие выпустило единственную украинскую модель трехосного троллейбуса – «Богдан Е231», который жители Луцка называют «зеленым крокодилом». Этих троллейбусов было выпущено всего 8. Если на родине, в Луцке, работают все 5 машин, то три киевские «отдыхают» в автопарке № 7.

«Богдан» Т701.10 — 12-метровый низколольный троллейбус с тяговым приводом постоянного тока. Его собрат 17-й модификации практически ничем не отличается по дизайну, однако имеет асинхронный привод. Автор фото — Александр Вельможко

Две «промежуточные» модели – «Богдан Т501» и «Богдан Т601» широкого распространения не получили. А вот 12-метровый троллейбус «Богдан Т701» оказался на втором месте по распространенности в Украине. Больше всего троллейбусов этой модели работает в столице Украины – Киеве. На втором месте – Винница, однако ее скоро потеснит Харьков, который получит 57 таких троллейбусов, которые приобретены за средства ЕБРР. Пять «рогатых» этой модели уже поступило в Харьков.

Весьма распространены также и «гармошки», произведенные на Луцком автозаводе – их сейчас насчитывается 125 машин. В основном они ездят в Киеве.

Сочлененный троллейбус «Богдан» Т901.10. Эта модификация имеет электропривод постоянного тока. Сейчас выпускается модель Т901.17 с асинхронным приводом. Автор фото — Александр Вельможко.

Троллейбусы других украинских производителей, как говорится, «погоды не делают». Концерну «Эталон», который производит троллейбусы под брендом «Барвинок» удалось продать свои машины в три города – родной Чернигов, Сумы и Славянск. Всего этот производитель выпустил 32 троллейбуса. Количество троллейбусов, выпущенных концерном «Электрон» во Львове и того меньше – 12 штук. 10 из них работает во Львове, еще 2 – в Хмельницком.


Троллейбусы белорусского и совместного украино-белорусского производства

Троллейбусы белорусского и совместного украино-белорусского производства в городах Украины представлены моделями БКМ321 различных модификаций, МАЗ 103Т, а также «Днипро Т103» и «Днипро Т203».

Самое большое количество троллейбусов «Белкомунмаша» в Украине эксплуатируется в Одессе – это 47 троллейбусов БКМ 321, купленных за средства кредита ЕБРР. В августе этого года аналогичные машины начнут поступать в Ивано-Франковск. 15 троллейбусов этой модели также эксплуатируется в Черкассах, 23 троллейбуса БКМ 321 у разных поставщиков приобрел Днепр. Есть такие троллейбусы также в Северодонецке и Краматорске.

Троллейбус БКМ321 в Одессе. Автор фото — Александр Вельможко.

Что до троллейбусов МАЗ 103Т, то машины с электрооборудованием белорусской компании «ЭТОН» (МАЗ-ЭТОН Т103) поступили в Киев, Николаев и Белую Церковь. Столица Украины также закупала троллейбусы, произведенные на Минском автозаводе, в 2004 году. Тогда было куплено 59 троллейбусов МАЗ 103Т, из которых работает 16.

Троллейбус МАЗ Т103 в Киеве. Троллейбус «Днипро Т103» практически идентичен по кузову и ходовой, отличие в использовании электроники молдавского производства. Автор фото — Александр Вельможко.

Заметим, что выпуск троллейбусов на базе кузовов МАЗ 103 и МАЗ 203 освоило днепровское ООО «Торговый дом «Литан», которое ранее было дилером троллейбусного производства «Южмаша». Сборка троллейбусов проводится на «Южмаше». Используются белорусские троллейбусные кузова и электрооборудование молдавской компании «Информбизнес». Троллейбусы выпускаются под брендами «Днипро Т103» и «Днипро Т203». Эти машины имеют возможность автономного хода. «Литан» довольно успешно нашел свою нишу на рынке троллейбусов – всего в города Украины было продано 62 троллейбуса «Днипро Т203» и 61 троллейбус «Днипро Т103». Самое большое количество троллейбусов «Днипро Т103» купил Кропивницкий – 20 машин, а троллейбусов «Днипро Т203»– Краматорск (16 машин).

Благодаря относительно невысокой цене белорусские троллейбусы в ближайшее время могут попасть и в другие города Украины, в том числе их могут купить за средства кредитов ЕБРР.


Троллейбусный «евросеконд-хенд»

Поскольку новые троллейбусы весьма дорогие, многие украинские города сделали ставку на закупку европейских троллейбусов, бывших в употреблении. Именно таким образом в такие украинские города, как Запорожье, Житомир, Николаев, Одесса и Харьков попали чешские троллейбусы «Skoda». Сами «шкодные города» также пополняли свои троллейбусные парки «евросекондхендом».

Троллейбус «Skoda 14Tr» в традицонно «ЗиУ-шном» Николаеве. Автор фото — Александр Вельможко.

К примеру, все сочлененные троллейбусы «Skoda 15Tr», которые сегодня эксплуатируются в Украине завезены в Украину из стран Европейского Союза. В Киеве, правда, на балансе «Киевпасстранса» еще остались машины «Skoda 15Tr», однако все они не ходовые. В общей сложности в городах Украины насчитывается 67 троллейбусов «Skoda 15Tr», из них на ходу 53. Самая большая популяция этих «рогатых» в Тернополе – 29 машин. На втором месте – Черновцы, где таких машин 11. Заметим, что в этом городе эти машины успешно эксплуатируются несмотря на узкие улочки. На третьем месте по количеству чешских «гармоней» Житомир – тут 8 машин этой модели.

Троллейбус «Skoda 15Tr» в троллейбусном депо Львова. Автор фото — Юрий Скишляк.

Весьма интересный троллейбусный «секонд-хенд» можно встретить на улицах областного центра Прикарпатья. Несмотря на небольшие размеры города Ивано-Франковск решил пополнять свой троллейбусный парк именно «гармошками». Сейчас в городе уже 22 сочлененных машины. Одна из них – это «Skoda 15Tr», все остальные – «бэушные» машины из городов Австрии. 17 троллейбусов в Ивано-Франковск прибыло из Зальцбурга. Это высокопольные троллейбусы «Gräf & Stift GE112 M16» (5 машин начала 1990-х годов) и низкопольные «Gräf & Stift NGT204 M16» (12 машин средины 1990-х). Эти троллейбусы имеют несколько нестандартную длину кузова – 16 метров и скосы в задней части прицепа, что повышает их маневренность. Кроме них в Ивано-Франковске есть 4 троллейбуса «Volvo V 7000 AT», которые прибыли в Ивано-Франковск из австрийского Линца, где на сегодня выведены из эксплуатации.

Троллейбус австрийского производства «Gräf & Stift NGT204 M16» в Ивано-Франковске. Автор фото — Вадим Галюк

В Белой Церкви можно встретить легендарные троллейбусы-«гармошки» «Ikarus 280.94» венгерского производства, а троллейбусный парк Черновцов недавно начал пополняться троллейбусами швейцарского производства «Hess SwissTrolley 2» (BGT-N2). Эти троллейбусы-«гармошки» ранее эксплуатировались в городе Биль. Всего в областной центр Буковины должно прибыть 10 таких машин. В Черновцах также эксплуатируются весьма интересные троллейбусы «Den Oudsten B88» совместного шведско-голландского производства, которые ранее эксплуатировались в голландском Арнеме. Кстати троллейбусы «Van Hool AG 300T» из этого города скоро должны начать работу в Запорожье.

Троллейбус «Ikarus 280.94» в Белой Церкви. Автор фото — Дмитрий Недашковский.

Троллейбусы польского завода «Jelcz», которые раньше работали в Люблине попали в два областные центра Волыни и Полесья – Луцк и Ровно. Транспортная компания Люблина продала эти троллейбусы по крайне низкой цене. Именно поэтому власти Луцка и Ровно охотно их приобрели. Луцку досталось 23 польских троллейбуса четырех разных моделей, а Ровно – 10 «рогатых» трех различных моделей. На данный момент по одному польскому троллейбусу уже списано как в Ровно, так и в Луцке. В Луцке также работает польский троллейбус «Mercedes-Benz O405NE», собранный силами троллейбусного депо Гдыне на базе автобусного кузова.

Польские троллейбусы завода «Jelcz» в Луцке. Ранее они работали в Люблине. Автор фото — TFA.

Два весьма интересных сочлененных троллейбуса «Mercedes-Benz O405GTZ» работает в Краматорске. Эти машины ранее работали в швейцарском городе Винтертуре. В 2016 году эти троллейбусы были приобретены частным инвестором и переданы за символическую плату КП «Краматорское трамвайно-троллейбусное управление».


Возраст украинских троллейбусов

Средний возраст пассажирских троллейбусов, которые находятся на балансе предприятий городского электротранспорта Украины, составляет 17,14 лет. Он значительно превышает нормативный срок службы троллейбуса, принятый в Украине – 10 лет. Однако, как говорят у нас в Одессе, возраст и техническое состояние троллейбуса – это две большие разницы. К примеру, в Киеве, где средний возраст троллейбусов составляет менее 15 лет из 614 машин, которые находятся на балансе КП «Киевпасстранс» в исправном состоянии только 380 (62%). В то время как в Житомире, где средний возраст троллейбуса составляет 26,22 года (самый большой средний возраст троллейбуса в Украине) из 112 троллейбусов на балансе исправна 91 машина (81,3%).

Заметим, что самым «юным» по возрасту является троллейбусный парк Кропивницкого – здесь средний возраст троллейбуса составляет 11,28 лет.

Троллейбусы «ТролЗа-Мегаполис» 5265.00 российского производства эксплуатируются в Украине только в Одессе. Автор фото — Александр Вельможко.

Самый старый пассажирский троллейбус Украины можно встретить в Ровно – это троллейбус «Skoda 9Tr» с деповским номером 001 1974 года выпуска, которая открывала движение в этом городе. Этот троллейбус, правда, на линии не работает, он используется только для экскурсий. Самый старый троллейбус Украины, который работает на маршруте, это, по видимому, троллейбус ЗиУ-682В 1977 года выпуска деповским номером 2018. Троллейбус прошел капитально-восстановительный ремонт в 2016-7 годах. Самые старые ровенские ходовые пассажирские троллейбусы «Skoda 9Tr» выпущены в 1979 году.

Что до других моделей, то в Одессе можно встретить троллейбус-«гармошку» ЮМЗ Т1, который относится к самой первой серии выпуска 1992 года, а во Львове эксплуатируется самый старый аутентичный (не проходивший капитально-восстановительный ремонт с модернизацией) троллейбус «Skoda 14Tr», это машина с деповским номером 596, выпущенная еще в 1983 году.

Источник traffic

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code