На плохом счету. Сработают ли украинские финансовые санкции против России

Перегляди: 493

НБУ обязал банки предоставить сведения о счетах лиц и компаний, причастных к агрессии против Украины, запустив тем самым санкции против РФ. Как будет работать этот санкционный механизм – в 7 вопросах и ответах

Вопрос антироссийских санкций стал актуальным после аннексии Крыма и его присоединения к РФ в марте 2014 года. США, ЕС и другие государства отреагировали молниеносно: санкции начали вводить буквально на следующий день после незаконного референдума. В процессе эскалации российско-украинского конфликта санкционные списки неоднократно расширяли, а меры воздействия на агрессора ужесточали.

Почему Украина так долго не вводила санкции

Украинскую реакцию вряд ли можно назвать оперативной. Государство после аннексии Крыма столкнулось с отсутствием правового механизма для введения санкций и взялось за разработку соответствующего законопроекта. Рамочный закон «О санкциях» (№4453а) был проголосован в августе и вступил в силу в сентябре 2014 года. До этого, в июле 2014-го, премьер Арсений Яценюк сообщил о разработке некоего «чёрного списка» из 172 человек и 65 предприятий, подпадающих под санкции. Впрочем, этот перечень «украиноедов» так и не был обнародован. Звучало мнение, что из-за тесных связей обеих экономик санкции против восточного соседа могут больно ударить по Украине. Возможно, именно это и стало истинной причиной промедления.

Для того чтобы перейти от рамочного законопроекта к его применению, Украине потребовалось около года. Санкции против 388 физлиц и 105 предприятий, причастных к агрессии против Украины, Совет национальной безопасности и обороны утвердил только 2 сентября 2015-го. Президент Пётр Порошенко своим указом №549/2015 ввёл санкции в действие 16 сентября. Тогда же был обнародован «чёрный список». В частности, в него попали 11 авиаремонтных заводов, 22 авиакомпании и 29 небольших российских банков.

Какие вопросы о применении санкций возникли у финучреждений

Санкции, предусмотренные президентским указом, в большинстве случаев предполагают ограничение финансовых операций в Украине. Тем не менее украинские банки, которые должны реализовать подобные меры на практике, на момент введения санкций так и не получили каких-либо инструкций. Как рассказал Фокусу заместитель председателя правления ПУМБ, глава комитета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) по вопросам регуляторной политики и надзора Артур Загородников, на заседании комитета 23 сентября 2015-го банкиры выразили обеспокоенность в связи с отсутствием понимания механизма конкретных действий банков в отношении компаний и физлиц, вошедших в санкционный список. Чтобы внести ясность, участники заседания направили соответствующие запросы в Нацбанк и Госфинмониторинг.

Что предписал банкам НБУ

Постановление НБУ №654 от 01.10.15, по оценкам Артура Загородникова, как раз и дало ответы на многие вопросы банкиров. В частности, Нацбанк сообщает о том, что для разных физических и юридических лиц применяются разные санкции – от блокирования средств до остановки операций, от запрета устанавливать деловые контакты до запрета выдавать кредиты и финансовую помощь. Кроме этого, регулятор обязывает банки блокировать операции, которые приводят к выведению денежных средств. Отметим, согласно тексту постановления НБУ в трёхдневный срок после его вступления в силу банки должны были направить регулятору информацию о счетах, подпадающих под санкции физ- и юрлиц. Далее информацию о применении санкций финучреждения обязаны подавать ежемесячно.

Как выполняется постановление НБУ о реализации санкций

Несмотря на то, что установленный срок для подачи данных о санкционных счетах истёк, Фокусу по состоянию на 7 октября так и не удалось получить информацию от регулятора о том, как банки справились с задачей. В НБУ ссылаются на то, что для каких-либо оценок пока прошло слишком мало времени. Воздержались от комментариев и коммерческие банки, к которым Фокус обратился с соответствующим запросом. «Скорее всего, информация (о счетах подсанкционных лиц. –Фокус) банками была предоставлена сугубо „технически“, чтобы формально соблюсти букву постановления, поскольку не предусмотрена ни форма подачи такой информации, ни её объёмы», – предполагает директор ЮФ «Киевская юридическая группа» (уполномоченный юрконсультант Фонда гарантирования вкладов) Андрей Котик.

Осложнить ситуацию с выявлением и блокированием средств участников «чёрного списка» может распространённая практика оформления счетов не на выгодополучателя, а на связанных с ним персон. «В Украине немало активов оформлено на подставных лиц или на нерезидентсткие структуры с непрозрачной собственностью. Такие связи отследить сложнее, однако нет ничего невозможного», – говорит Максим Копейчиков.

Будут ли наказывать банкиров за неприменение санкций

Финучреждениям, которые проигнорируют санкционные инициативы, вряд ли удастся избежать наказания. Как объяснили Фокусу в юридическом департаменте Нацбанка, за невыполнение нормативно-правового акта НБУ предусмотрена ответственность в статье 73 закона Украины «О банках». То есть НБУ имеет право применить адекватные меры воздействия за невыполнение постановления №654, в частности, наложить штраф.

«Вряд ли банки (за исключением финучреждений, связанных с фигурантами списка, если таковые остались) будут играть в игры с НБУ», – отмечает партнёр ЮФ «Ильяшев и Партнёры» Максим Копейчиков. Он считает, что у регулятора есть достаточный арсенал мер воздействия и большие полномочия, чтобы выявить нарушения и наказать за них. "Если соответствующие нарушения не обнаружатся в режиме реального времени, рано или поздно это увидят аудиторы, – продолжает партнёр АО «Правовая группа „Доминион“ Михаил Гончарук. – А невыполнение предписаний (содержащихся в постановлении НБУ. – Фокус) может повлечь уголовную ответственность должностных лиц банка».

А есть ли что блокировать

Пока Украина в течение года готовила пакет антироссийских санкций, лица из «группы риска» получили возможность обезопасить себя от возможных мер воздействия. «Думаю, что многие заинтересованные лица знали о своём попадании в список ещё на этапе его подготовки. Кроме того, после обнародования указа президента остались вопросы по технике его исполнения. Уверен, что многие воспользовались этим временем», – говорит Михаил Гончарук.

Андрей Котик также подтверждает, что у подсанкционных лиц после 16 октября оставалась возможность вывести активы: «Отношения между банком и крупным клиентом – это коммуникации между руководителем банка и собственником или управленцем клиента. Поэтому, базируясь на личных симпатиях, клиентам часто даются советы по выводу активов, перечислений денег, снятия депозитов и т. п. Аналогичная ситуация часто происходит в проблемных банках при введении временной администрации – за день до её входа в финучреждение зачастую оформляются сделки взаимозачёта, которые запрещены для банков с временной администрацией и т. п».

Учитывая вышесказанное, нельзя исключать, что активов, которые можно заблокировать, у подсанкционных лиц в украинских банках практически не осталось. Поэтому, как отмечает Гончарук, санкции будут работать на будущие операции. То есть с момента введения санкций они станут невозможными.

Какие ответные действия могут предпринять подсанкционные лица

Если Украине всё-таки удастся отыскать и заблокировать средства людей и предприятий из «чёрного списка», последние вряд ли смирятся с потерями. «Санкционное законодательство и его применение в Украине – это новаторство, – говорит Михаил Гончарук. – Многие вопросы остаются неурегулированными, имеется достаточно пробелов. Думаю, активы де-юре будут менять своих собственников, в том числе с использованием судебных процессов». При этом не реформированная украинская судебная система вполне может принимать неожиданные и неоднозначные решения.

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code