Насколько активно украинцы пользуются железнодорожным транспортом?

Перегляди: 52

«Пассажирский транспорт» проводит анализ пассажиропотоков и мобильности населения на железнодорожном транспорте Украины

thumb-item-523x340-d48c

Говорят, что статистики знают все. Поэтому, чтоб проанализировать пассажиропоток и транспортную мобильность украинцев на железнодорожном транспорте за весь период независимости Украины, мы воспользовались данными с сайта Государственной службы статистики Украины, а также данными, приведенными в работе М.В. Макаренко и И.М. Гойхмана «Динамика и структура перевозок пассажиров»– из этой работы мы почерпнули информацию о пассажиропотоке поездов дальнего следования в 1995 и 2000 – 2009 годах. Кроме этого, мы воспользовались статистической информацией на сайте Министерства инфраструктуры чтоб проанализировать генерацию пассажиропотока различными железными дорогами Украины.


Пассажиропоток железных дорог Украины в 1990 – 2018 годах

Согласно с данными Государственной службы статистики, самое значительное количество пассажиров за последние 28 лет «Укрзализныця» перевезла в 1990-м году – тогда ее услугами воспользовалось 66 миллионов и почти 900 тысяч пассажиров. В 1991- 93 годах был зафиксирован значительный спад пассажиропотока украинских железных дорог, а в 1994 году – новый пик: за год было перевезено почти 63 миллиона и 100 тысяч пассажиров. Начиная с 1995 года и до 2013 года наблюдалось плавное сокращение количества пассажиров железнодорожного транспорта. В 2014 году было зафиксировано довольно резкое падение пассажиропотока – оно связано с конфликтом с Россией и оккупацией Крыма и части Донбасса. Резкое падение пассажиропотока, которое видно на диаграмме, в 2017 и 2018 годах связано с тем, что изменилась методика подсчета пассажиров-льготников в пригородных поездах, что связано с изменением методики подсчета размера бюджетных компенсаций за перевозку льготников.

Данные по пассажиропотоку поездов дальнего сообщения, к сожалению, Госстат не имеет. Поэтому данные по нему мы взяли из упомянутой работы М.В. Макаренко и И.М. Гойхмана, а также из статистических данных Мининфраструктуры и «Укрзализныци», которая публиковала данные о количестве проданных билетов в дальнем сообщении. Согласно с этими данными, в 1995 году украинцы приобрели 67,9 миллионов билетов на поезда дальнего следования (тут и учтены т.н. «местные» поезда, имевшие номера от 600 до 699). В начале 2000-х пассажиропоток поездов дальнего следования значительно сократился – в 2000-м было реализовано 44,9 миллиона билетов, затем фиксировался постепенный рост – в 2005 году в дальнем сообщении было перевезено 60,4 миллиона пассажиров. После этого – новый спад.

К сожалению, мы не располагаем данными по пассажиропотоку поездов дальнего следования в начале 2010-х годов, чтоб можно было оценить, как сказалась на пассажиропотоке «оптимизация» пассажирского сообщения времен правительства Азарова, когда активно ликвидировались не только убыточные поезда местного сообщения, но и поезда за рубеж.

В 2013 году поезда дальнего следования в Украине перевезли 56,34 миллиона пассажиров, затем из-за оккупации территорий, экономического спада и общей нестабильности в 2014 году был зафиксирован резкий спад пассажиропотока – поездами дальнего следования было перевезено 41,066 миллиона пассажиров.

Поезда дальнего следования на Одесском железнодорожном вокзале.

Величину пассажиропотока поездов дальнего следования можно связать с такими общими факторами, как благосостояние населения Украины и стабильность внутренне-политической ситуации в стране – нестабильность 2014 года и вооруженный конфликт на востоке Украины привели к резкому спаду пассажиропотока.

Спад пассажиропотока дальнего следования в 2000-х годах по сравнению с 1995 можно связать тем, что к тому времени из составов поездов дальнего следования (за исключением местных поездов) были выведены общие вагоны, кроме того сократилось количество остановок ПДСов на малых станциях, которые и обеспечивали пассажиропоток общих вагонов.

Пригородный электропоезд ЭР9Т-725 Одесской железной дороги на станции Выгода.

Основная часть пассажиропотока железных дорог Украины – это пригородное пассажирское сообщение. Нужно отметить, что украинские пригородные поезда не совсем отвечают определению «пригородные». За рубежом пригородным сообщением называют такое сообщение, которое осуществляется в границах административно-территориальной единицы (области). У нас же часто пригородные поезда выходят далеко за пределы области (Одесса – Вапнярка, Львов – Тернополь, Львов – Ровно, Здолбунов – Луцк – Ковель и др.) — но следуют в пределах одного регионального филиала «Укрзализныци». Максимальное расстояние, преодолеваемое пригородными поездами в Украине, составляет 230 – 320 километров.

Доля пассажиров, перевезенных поездами пригородного сообщения, в Украине составляла в разные годы с 1995 по 2016 от 86,44% в 2005 году до 91% в 2000. В 2013-6 годах доля пассажиров пригородных поездов составляла около 87% всего пассажиропотока «Укрзализныци».

Заметим, что самый массовый сектор пассажирских перевозок «Укрзализныци» одновременно является и самым убыточным. И если планы руководства компании по очередной «оптимизации» пригородного сообщения будут реализованы, можно будет ожидать значительного падения пассажиропотока в этом секторе перевозок.


Мобильность украинцев на железнодорожном транспорте в 1990 – 2018 годах

Воспользовавшись данными Госстатата о численности населения Украины в 1990—2018 году (в данных за 2014-8 годы количество населения указывается без учета оккупированных территорий), мы вывели показатель мобильности населения Украины железнодорожным транспортом: т.е. сколько поездок по железной дороге приходится на одного гражданина Украины. Оказалось, что жители нашей страны не очень-то и любят путешествовать: на одного гражданина приходится от 8,6 до почти 13 поездок в год. Самые низкие показатели железнодорожной мобильности зарегистрированы в 2014 – 6 годах: – 8,6 – 9,13 поездок на одного гражданина Украины. Самые высокие – 12,98 и 12,2 поездок на одного гражданина Украины в год зафиксированы в 1990-м и 1994-м годах.

Что до дальнего пассажирского железнодорожного сообщения, то тут показатели мобильности населения крайне низкие – за год на гражданина Украины приходится чуть больше одной поездки поездом дальнего сообщения в год: в 1995 – 2018 году зафиксированы показатели от 0,91 (2000 и 2001 годы) до 1,32 (1995 и 2018). Поскольку железнодорожный транспорт является основным в междугородных и межобластных перевозках, то можно прийти к выводу, что, к сожалению, украинцы редко покидают пределы своего региона. Другим выводом следует признать растущую конкуренцию поездам дальнего следования со стороны автобусов и гражданской авиации.

Что до пригородного сообщения, то в среднем гражданин Украины в 1995—2018 году пользовался услугами поездов пригородного сообщения от 8 до 10 раз в год. Причем количество поездок пригородными поездами имеет тенденцию к снижению, начиная с 2000-го года. Объясняется это различными факторами – от постоянного снижения количества рейсов пригородных поездов до падения популярности дачного хозяйства – в 1990-х множество поездок осуществлялось электричками на пригородные «фазенды», ведь в те времена продукты питания были в дефиците и горожане старались максимально обеспечить себя тем, что выросло на дачах. В то же время в пригородах крупных городах — Киева, Харькова, Одессы, Днепра, Запорожья, Львова, сохраняются значительные маятниковые миграции — утром население пригородов массово едет на работу в город, вечером — обратно. Также значительную часть пассажиров пригородных поездов взяли на себя автобусы, обеспечивающие более высокую регулярность движения и, зачастую, более высокую скорость — как, например, на направлении между Одессой и Белгородом-Днестровским через Затоку.

Специальными данными, пассажиры каких именно возрастных и социальных групп чаще всего пользуются железнодорожным транспортом, ни Госстат, ни «Укрзализныця», ни Мининфраструктуры не располагают. А вот непрямые данные (о количестве проданных льготных билетов через систему «booking.uz.gov.ua», которая до недавнего времени была недоступна для покупки льготных билетов пассажирами с инвалидностью), говорят о том, что чуть не львиную долю пассажиропотока пассажирских поездов дальнего следования составляют студенты высших учебных заведений, которые имеют 50% скидку на билеты.

Скоростной двухсистемный электропоезд ЕКр1-001 «Тарпан» в Одессе.

Поскольку студенты пользуются правом льготного проезда, «Укрзализныця» делает все, чтоб сократить убытки от перевозки этой категории пассажиров. С конца мая 2015 года студенты лишились права льготного проезда в купейных вагонах и вагонах 1-го класса дневных экспрессов «Интерсити» и «Интерсити +»… Постепенно во многих фирменных ночных поездах пропали плацкартные вагоны… Так «Укрзализныця» заставляет студентов приобретать билеты за полную стоимость…


Генерация пассажиропотока

Мы решили проанализировать генерацию пассажиропотока как в расчете с 1 километра железных дорог Украины, так и по регионам нашей страны, используя данные Мининфраструктуры за 2013-14 годы.

Общую протяженность железных дорог в Украине мы взяли по данным Госстата за 1990 – 2018 год. Своего пика протяженность железных дорог Украины достигла в 1992 году – тогда у «Укрзализныци» было 22938,1 километров путей. после этого эксплуатационная длина путей начала снижаться, что было связано в основном с закрытием промышленных предприятий. Кроме того, в упадок приходили многие приграничные железнодорожные ветки. Часть их просто разобрали (как это случилось в Одесской области), а часть по разным причинам была закрыта для движения (например, пути из Рахова в Румынию, перегон Нижанковичи – Перемышль и т.п. на Львовской железной дороге).

Заброшенные железнодорожные пути на станции Березино Одесской железной дороги. Раньше от этой станции пути вели к станции Бесарабяска Железных дорог Молдовы.

Таким образом, в 2013 году в эксплуатации было 21604,9 километров путей, что более чем на 1300 километров меньше, чем в 1992. Сокращение эксплуатационной длинны путей в 2014 году связано с оккупацией Крыма и Донбасса, однако процесс закрытия движения на части железнодорожной инфраструктуры продолжился, поэтому в 2018 году, по данными Министерства инфраструктуры Украины, в эксплуатации находится 19790 километров путей.

Доступной точной информации о том, сколько километров железнодорожных путей в Украине используется для движения пассажирских (дальних и пригородных) поездов нет. Поэтому при определении показателя генерации пассажиропотока с 1 километра железных дорог мы использовали данные об общей протяженности железных дорог.

Итак, самый высокие показатели генерации пассажиропотока с одного километра инфраструктуры были зафиксированы в 1990-м и 1994-м годах: тогда на 1 километр путей приходилось 29,34 и 27,76 тысяч пассажиров поездов в год. В 1994—2016 годах показатель генерации пассажиропотока с 1 километра украинских железных дорог постоянно падает: если в 1995 году он составлял 25,37 тыс. пассажиров с одного километра железных дорог, то в 2016 году он составил 18,57 тысяч пассажиров на 1 км. железных дорог. Падение этого показателя связано, в первую очередь, с сокращениями объемов пригородных пассажирских перевозок.

Что до генерации пассажиропотока поездов дальнего следования, то исторические минимумы были зафиксированы в 2001 (тогда на 1 км. железных дорог Украины приходилось 1989 пассажиров в год) и в 2014 (1960 пассажиров). Максимумы зафиксированы в 1995 (2984 пассажиров поездов дальнего следования на 1 км. путей в год), 2006 (2748 пассажиров) и 2018 годах (2824 пассажира).

Интерес составляют также данные по генерации пассажиропотока региональными филиалами «Укрзализныци». Для его анализа воспользуемся статистическими данными Министерства инфраструктуры Украины о железнодорожных пассажирских перевозках в 2013 и 2014 годах. Использовать данные 2015-6 годов не представляется возможным, поскольку они сильно отличаются от данных Госстата Украины.

Лидером по генерации пассажиропотока в Украине и в 2013, и в 2014 являлась Юго-Западная железная дорога – ее доля в пассажиропотоке всех железных дорог Украины составляла 30,31% в 2013 и 31,3% в 2014 году. В основном этот пассажиропоток генерируется за счет пригородных перевозок в границах Киевского железнодорожного узла – жители киевского региона активно пользуются железнодорожным транспортом для того, чтоб добираться на работу.

На втором месте – Приднепровская железная дорога, в составе которой такие крупные промышленные центры как Днепр, Запорожье, Кривой Рог. До 2014 года Приднепровская железная дорога включала и Крым, после аннексии которой ее доля в пассажиропотоке железных дорог Украины снизилась. Приднепровская железная дорога обеспечивала в 2013 году 17,98%. всего пассажиропотока «Укрзализныци», а в 2014 – 16,7%.

На третьем месте – Южная железная дорога с центром в Харькове – ей принадлежало в 2013-4 годах соответственно 15,6 и 15,83% всего пассажиропотока железных дорог Украины.

Фактически «наступает на пятки» Южной железной дороге Львовская. В 2013 году она генерировала 15,21% всего пассажиропотока железных дорог Украины, а в 2014 – 15,55%.

Хотя Донбасс характеризуется высокой заселенностью, Донецкая железная дорога – лишь на пятом месте по пассажиропотоку – ей в 2013 принадлежало 12,45% всего пассажиропотока «Укрзализныци», а в 2014 – 11,81%.

Наша Одесская железная дорога является аутсайдером по генерации пассажиропотока – ей принадлежит всего лишь около 8% всего пассажиропотока железных дорог Украины. Объясняется это тем, что значительная часть территории Одесской железной дороги практически не охвачена пригородным железнодорожным сообщением. В частности – это южная часть Одесской области, украинская Бессарабия. Электрички тут ходят только до Белгород-Днестровского. Также весьма низкий охват территории железной дорогой наблюдается и в Николаевской, и в Херсонской областях.

Весьма интересны данные генерации пассажиропотока поездов дальнего следования региональными филиалами «Укрзализныци» в 2013 и 2014 годах (т.е. до и после начала конфликта с Россией и оккупации части территории Украины).

При общем спаде пассажиропотока поездов дальнего следования из-за конфликта с Россией, значительнее всего он упал на Донецкой железной дороги (с 5,06 млн. в 2013 до 2,7 в 2014 году). На втором месте по спаду дальних перевозок (с почти 11 млн. пассажиров в 2013 до 5,73 в 2014) – Приднепровская железная дорога, где это падение связано с утратой Крыма. Спад генерации пассажиропотока на Юго-Западной железной дороге, скорее всего, связан с теми же факторами.

Интересно, что если рассматривать пассажиропоток дальнего сообщения в разрезе железных дорог Украины, то в 2014 году возросли доли Львовской и Одесской и Юго-Западной железных дорог в дальнем сообщении. В то время как из-за утраты Крыма доля Приднепровской железной дороги значительно снизилась.

Если рассматривать пригородное сообщение, то несмотря на события, связанные с оккупацией Крыма и части Донбасса, распределение пассажиропотока пригородных поездов по региональным филиалам «Укрзализныци» практически не изменилось.

Лидером по генерации пассажиропотока пригородного железнодорожного сообщения является Юго-Западная железная дорога, а в особенности – столичный железнодорожный узел – в 2013-4 годах пассажиропоток пригородных поездов Юго-Западной магистрали составлял около 110 миллионов пассажиров в год. На втором месте – Приднепровска, а на третьем – Южная магистраль. Львовская железная дорога – на четвертом месте – объемы пригородного сообщения тут составляют около 55 миллионов пассажиров в год. Явный аутсайдер – Одесская железная дорога с годовым пассажиропотоком около 27 миллионов пригородных пассажиров.

Обработка статистических данных, разработка инфорграфики — Дмитрий Янкивский. Использованы фотоматериалы Александра Вельможко.

Источник traffic

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code