Насколько возрастут тарифы интернет-провайдеров в 2019 году

Перегляди: 134

Почему стратегия «выжженной земли» может уйти в прошлое

317511

В Украине самый дешевый проводной интернет в мире со средней стоимостью $5 в месяц. Таковы данные последнего исследования британской консалтинговой компании BDRC Continental и провайдера Cable.co.uk.За год наша страна поднялась со второго на первое место в данном рейтинге. Схожие данные приведены в исследовании портала Numbeo. Самые дешевые тарифы в мире – в украинских городах: Одессе – $4,63, Киеве – $4,34, Днепре – $4,28, Львове – $3,93 и в Сумах – $3,01. Останется ли Украина мировым лидером? Насколько интернет-провайдеры намерены повышать цены в 2019 году? Смогут ли они дотянуть средний доход с абонента (ARPU) до $10? Эти вопросы обсуждали на отраслевой конференции Telecom, IT, Media – 2018. Mind выбрал наиболее интересные факты и мнения.

Будет ли резкий скачок цен за интернет? Большинство спикеров конференции заявили, что в 2019 году стоит ожидать роста тарифов. «На протяжении последних 4 лет рынок двигался со скоростью 12-15%. Вряд ли в 2019 году будет серьезный скачок: максимум на 20%. Как бы игроки ни хотели повышать ARPU, высокая конкуренция на рынке не позволит сделать большой рывок», – полагает руководитель направления FTTB «Киевстар» Николай Бумажный. По его словам, тариф на «Домашний интернет» от «Киевстар» недавно уже повышен со 150 до 180 грн.

Телеком-эксперт, глава комитета ИнАУ по защите экономической конкуренции  Александр Арутюнян считает, что в рост прежде всего «пойдут» тарифы на минимальные пакеты.  «Думаю, к середине 2019 года социальный пакет будет стоить около 150 грн. Самый популярный покупаемый пакет – 100 Мбит/с – приблизится к 200 грн.  А стоимость дорогих предложений может не измениться: маркетологи берегут свою премиальную абонентскую базу», – отмечает Арутюнян. И уточняет, что в прогнозе не учтен риск девальвации: если после выборов президента гривна полетит вниз, тарифы, соответственно, – вверх.

Сооснователь днепропетровского провайдера Нome.net Константин Любимый заявил, что ниже планки в 120 грн не стоит «играться».

Гендиректор группы компаний «Триолан»  Вадим Сидоренко солидарен с коллегами по рынку: тарифы на интернет в среднем возрастут на 20-30 грн.

Насколько интернет-провайдеры поднимут тарифы на ТВ? По словам Сидоренко, ожидается аналогичный рост: на 20-30 грн. «Мы уже объявили, что с 1 января повышаем с 50 до 70 грн», – рассказал он.

Глава правления Ассоциации правообладателей и поставщиков контента Наталья Клитная полагает, что тарифы вырастут на 15-40%: «В крупных городах они достигнут 70 грн, в небольших – 50-60 грн».

Рост цен на ТВ подстегнут медиагруппы. На конференции представители StarLightMedia и «1+1 медиа» заявили, что намерены повысить роялти для провайдеров программной услуги в два раза – до 3 грн с абонента. По данным СМИ, «Медиа Группа Украина» также  запланировала двукратный своих расценок – до 1,5 грн с абонента. Тарифы медиагруппы «Интер» пока останутся на уровне 2018 года (3 грн с абонента).

Ранее провайдеры детально рассказывали Mind об остальных причинах роста цен на интернет и ТВ.

Пробьет ли рынок заветную планку, эквивалентную $10? На самом деле уже давно пробил. Самые высокие доходы провайдеры получают в частном секторе. Там ARPU уже достигает  250 – 500 грн.

Откажутся ли провайдеры от продажи ТВ-услуг? После полного отключения аналогового ТВ и кодировки спутника провайдер эфирного цифрового телевидения «Зеонбуд» получит две трети всех ТВ-абонентов в стране (около к 10 млн), предполагает Вадим Сидоренко. «Думаю, практически все пользователи аналога и спутника перейдут на бесплатный «Зеонбуд». Туда же перетекут и абоненты провайдеров, сейчас покупающие у них соцпакеты.  Конкурировать с «Зеонбудом» в минимальных пакетах станет невозможно, особенно после того как компания расширит покрытие территории. Провайдерам останется или уйти из этой ниши, или предложить рынку кардинально новые пакеты каналов, отличающиеся от «Зеонбуда», – считает гендиректор «Триолана».

Впрочем, сам «Зенбуд» может помешать исполнению этого сценария. На конференции член Национального совета по телевидению и радиовещанию Александр Ильяшенко сообщил, что «Зеонбуд» планирует сократить число бесплатных каналов до 16-ти (сейчас 32) и запустить платные пакеты для абонентов. «Недавно Нацсовет получил письмо от «Зеонбуда» с просьбой рассмотреть возможность создания платных пакетов. Мы пока изучаем вопрос», – отметил Ильяшенко. Уточнив, что для его решения нужно согласие и медиагрупп.

Демпинг уходит в прошлое? Для привлечения новых абонентов многие провайдеры ранее запускали демпинговые акции, предлагая абонентам интернет и/или ТВ за 0,01-11 грн до 18 месяцев. На конференции спикеры подчеркивали, что, по их наблюдениям, такие акции не приносят должного эффекта. Серьезного оттока абонентов у недемпингующих конкурентов не наблюдается.

Совладелец львовского интернет-провайдера «Астра» Назар Третяк рассказал, что демпинг коллег по рынку не мешает компании удерживать пользователей. «Абоненты инертны. Они не уходят, если конкуренты предлагают на 10 грн дешевле или даже бесплатные услуги.  Пользователи понимают, что «ноль» вечным не будет. А перебегать к новому провайдеру, если их устраивает качество услуг старого, ради экономии стоимости нескольких чашек кофе – нет смысла. У нас основной отток абонентов – из-за миграции за рубеж или в другие населенные пункты», – отметил Третяк.

По мнению Сидоренко, абоненты могут перебежать к демпингаторам только, если у их конкурентов проблемы с качеством и сервисом.  «Мы не реагируем на демпинг, хотя коллеги по рынку регулярно запускают акции.  Например, «Фрегат» годами предоставлял услуги почти бесплатно, но мы потеряли 2-3% абонентов. Зато получаем серьезный приток пользователей после окончания таких акций», – рассказал гендиректор «Триолана».

Представитель «Домашнего интернета» от «Киевстар» не уточнил, сколько удалось привлечь абонентов по акции 10 грн в месяц, которую компания запустила в начале 2018 года в нескольких городах страны. Зато пояснил, почему провайдер стал использовать стратегию «выжженной земли». «Киевстар» никогда не демпинговал. До февраля 2018 года. Я бы назвал нашу акцию не демпингом, а ответом рынку. Мы показали конкурентам, что тоже можем играться ценой. Так как считаем, что многие наши коллеги уже заигрались. Наши абоненты говорят, что уходят от нас из-за агрессивных акций конкурентов.  Перед запуском акции мы долгое время просили телеком-регулятора помочь. В НКРСИ нам честно ответили, что не хотят вмешиваться, так как скоро выборы», – отметил Николай Бумажный. По его словам, главной целью их акции был не рост абонбазы, а налаживание диалога с конкурентами.

Глава комитета ИнАУ по защите экономической конкуренции отметил: по анализу M&A на рынке, вынуждены были продаться или вовсе исчезнуть в основном демпингующие провайдеры. «В 2017 году было много сделок купли-продажи провайдеров. Целый ряд игроков ушли с рынка. В 2018 тенденция усилилась. Появились кейсы, когда  операторы просто исчезают: берут абонентную плату, а на завтра офис закрывается. В основном уходят компании, которым из-за демпинга не хватает денег на ремонт, модернизацию сети и т.п.», – отметил Арутюнян.

Источник

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code