НДС для аграриев хотят понизить. Что это значит?

Перегляди: 194

Верховная Рада предлагает ввести пониженную ставку налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 14% для некоторых групп с/х продукции. БизнесЦензор рассказывает, как это повлияет на аграриев

650x433 (17)

Что произошло

Верховная Рада приняла в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно ставки налога на добавленную стоимость по операциям по поставке отдельных видов сельскохозяйственной продукции» №3656.

По задумке авторов, законопроект должен поддержать с/х производство в Украине. А именно – снизить ставку НДС с 20% до 14% по операциям по поставке на территории Украины и ввоза на территорию Украины отдельных видов с/х продукции.

Такая ставка должна действовать для такой продукции: цельное молоко, крупный рогатый скот, свиньи, сахарная свёкла, пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, соя, семена льна, рапса, подсолнечника и семена и плоды других масличных культур.

Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игорь Петрашко считает, что снижение ставки НДС является одним из инструментов поддержки сельхозпроизводителей.

Это снизит налоговую нагрузку на производителей с/х продукции, что в свою очередь позволит уменьшить стоимость сырья для переработчиков такой продукции.

«Это будет способствовать повышению конкурентоспособности украинской агропродукции, ликвидации схем уклонения от налогообложения, а также выведению значительной части экономики из тени», — прокомментировал министр.

С ним согласен и глава профильного комитета Верховной Рады по вопросам аграрной и земельной политики Николай Сольский.

Почему внимание на НДС

Начиная с 1998 года для агросектора действовал специальный режим налогообложения НДС, который позволял аккумулировать средства с НДС на специальных счетах для развития производителей. По словам самих аграриев – спецрежим был лучшей «поддержкой» от государства.

Но ситуация кардинально изменилась 1 января 2016 года, когда вступили в силу изменения в Налоговый кодекс. Для с/х производителей ввели дифференцированную систему налогообложения по видам операций.

Производители зерновых и технических культур должны перечислять в госбюджет 85% суммы НДС, остальное – на спецсчета. Относительно лучшие условия получили животноводы, которые должны платить государству 20% НДС, а 80% могут использовать в своих целях.

По всем остальным с/х операциями налог распределяется 50 на 50: половину аграрии платят в бюджет, половину оставляют себе на спецсчетах. Кроме того, с 0,45% до 0,81% выросла ставка единого фиксированного налога.

С 1 января 2017 все с/х предприятия-плательщики НДС перешли на общую систему уплаты этого налога. То есть вся сумма должна была уплачиваться в бюджет. Из-за этого оборотные средства предприятий уменьшились, а некоторые могли уйти в «тень», чтобы избежать налогообложения НДС. По факту, государство ликвидировало льготную систему налогообложения НДС для аграрного сектора, не предложив ничего взамен.

Конкуренция на внешних рынках

Дополнительно на украинских аграриев влияет растущая международная конкуренция. Прежде всего, со стороны Европейского Союза и Северной Америки. Аграрии этих стран, в отличие от украинских, получают более значительные дотации.

«Развитие экономических отношений страны в направлении сближения с Европейским Союзом предусматривает выравнивание норм налогового законодательства с общеевропейскими требованиями», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Международная практика говорит о том, что аграрии платят НДС полностью в бюджет, но в свою очередь имеют льготную (пониженную) ставку налогообложения НДС. В ЕС устанавливается минимальная стандартная ставка в размере 15% с возможностью пересмотра.

Но Главное научно-экспертное управление Верховной Рады (ГНЭУ) отмечает, что в законодательстве ЕС речь идет о пониженных ставках на пищевые продукты для потребления людьми и животными.

То есть, на товары для непосредственного потребления. В украинском законопроекте же предлагается ввести льготную ставку для товарного производства.

В ГНЭУ считают, что принятие законопроекта может привести к уменьшению поступлений в госбюджет. Но соответствующих расчетов и предложений по сокращению расходов бюджета или источников дополнительных поступлений бюджета не предоставлено.

Звучит неплохо, но...

Первое. Снижение ставки НДС с 20% до 14% звучит, как хорошая идея. По сути, это должно снизить налоговую нагрузку и уменьшить количество операций «в тени».

Аграрии будут заинтересованы продавать по «в белую», иначе не возместят себе тот НДС, который заплатили поставщикам. Еще они смогут сократить расходы и направить дополнительные средства на развитие бизнеса.

Но ставка снизится только для определенных видов с/х продукции. А чем большее количество ставок НДС мы имеем, тем большая нагрузка идет на систему контроля НДС. Из-за этого махинаций с НДС может стать не меньше, как того хотят авторы законопроекта, а больше.

Например, можно проводить махинации с кодами. Таким образом, можно реализовать по низкой ставке как можно больше товаров и уменьшить свою долговую нагрузку.

Второе. При снижении ставки НДС по операциям по реализации зерновых и масличных культур пропорционально снижается сумма возмещения из бюджета экспортерам зерновых и продуктов их переработки. Расходы бюджета снижаются. Чем также апеллируют депутаты в пояснительной записке к законопроекту.

Звучит логично, но будет ли так в действительности? Ведь законопроектом пониженная ставка НДС вводится не на ту продукцию, которая потребляется конечным пользователем. А на ту, которая продается экспортерам или переработчикам. Из-за этого НДС может просто распределяться выше в цепочке к конечному потребителю.

Трейдеры будут декларировать меньшие суммы НДС к возмещению. Бюджет будет экономить на этапе экспорта. Но мы помним, что НДС снизится не на все. Та же ставка НДС при закупке материально-технических ресурсов (средств защиты или топлива) останется 20%. Из-за этого бюджет будет недополучать на первом этапе продажи продукции.

Именно поэтому инициатива снижения ставки НДС – это шаг навстречу аграриям. Но вместе с тем, в будущем больше внимания стоило бы уделить системе администрирования и контролю махинаций с НДС. А пока БизнесЦензор будет следить за ситуацией и тем, как нововведения будут работать в реальности.

Источник censor

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code