Не резиновый. Устоит ли консервативный госбюджет-2019 под напором «хотелок» депутатов

Перегляди: 74

Каковы первые впечатления экономистов о госбюджете на 2019 год, чего ждать от его рассмотрения в Верховной Раде и как приближающиеся выборы могут внести коррективы в целом консервативный документ, рассказывает Фокус

thumb

Проект госбюджета на 2019 год Кабмин внес в парламент 15 сентября — в последний день срока, установленного законом для этой процедуры. В очередной раз вписавшись в дедлайн, исполнительная власть соблюла добрую традицию последних нескольких лет, в которые главная финансовая смета страны поступала в Верховную Раду без опозданий.

Напомним, до Революции достоинства проекты государственного бюджета, как правило, попадали в парламент накануне Нового года и зачастую принимались в спешке, без должного внимания. Бывали прецеденты, когда страна и вовсе вступала в Новый год без утвержденного бюджета. Поэтому уже само по себе своевременное появление документа на сайте Верховной Рады — сигнал положительный.

Насколько качественно Кабмин подготовил этот объемный законопроект под красивым номером 9000, законодатели и экономисты пока только начинают анализировать.

Без иллюзий

Для расчета показателей госбюджета-2019 его авторы опирались на базовый макроэкономический прогноз Кабинета министров, согласно которому реальный ВВП повысится на 3%, инфляция составит 7,4%, курс гривны — $29,4 UAH/USD, экспорт увеличится до $63 млрд (+8,3%), импорт — до $74,8 млрд (+9,1%).

По мнению Антонины Дешко, участницы Экономического дискуссионного клуба, это далеко не самый оптимистичный сценарий. «Экономика Украины имеет больший потенциал роста и при благоприятном стечении обстоятельств могла бы показать и более высокие темпы», — разделяет мнение коллеги старший экономист Центра экономической стратегии (ЦЭС) Ирина Пионтковская.

Планируемый рост доходной части госбюджета с точки зрения многих экономистов также выглядит вполне реалистичным. «Правительство консервативно моделирует повышение доходов и расходов на 10% год к году в сравнении с заложенным в бюджет 2018 года ростом на 16% и 18% соответственно», — комментирует Елена Белан, главный экономист Dragon Capital. То, что запланированное увеличение доходов и расходов бюджета оказалось ниже темпов роста номинального ВВП (14% год к году), собеседница Фокуса называет долгожданным шагом.

«Экономика Украины имеет больший потенциал роста и при благоприятном стечении обстоятельств могла бы показать и более высокие темпы»

Впрочем, Виктор Шулик, директор департамента рыночных исследований рейтингового агентства IBI-Rating, считает ряд допущений бюджета-2019 излишне оптимистичными. В их числе он называет показатели инфляции, валютного курса и поступления по основным бюджетообразующим налогам, таким как налог на доходы физлиц (НДФЛ), рента, налог на прибыль и др.

«Учитывая, что акцизы растут вслед за ценами, можно ожидать прироста поступлений от акцизов с внутренней торговли и импорта, — обосновывает свои предположения Виктор Шулик. — Но сложности могут возникнуть со сбором налога на прибыль (если его заменят налогом на выведенный капитал или операционные условия для бизнеса ухудшатся), с НДФЛ из-за миграционных тенденций, а также ренты от использования полезных ископаемых и экологического налога». Поэтому скромный показатель дефицита госбюджета в 2,3% на деле может оказаться несколько выше.

Впрочем, щекотливый вопрос введения налога на выведенный капитал пока остается в подвешенном состоянии. Шулик не исключает, что после получения очередной порции кредитов от международных финансовых организаций прогноз доходов, скорее всего, пересчитают и внесут в бюджет соответствующие изменения.

Что, кому, куда

Одним из явных приоритетов госбюджета-2019 вполне прогнозируемо стала оборона и охрана правопорядка. Как отмечает Ирина Пионтковская, затраты на эту сферу вырастут с 5,9% до 6,2% ВВП. Так, в распоряжение Министерства обороны планируется передать более 101,4 млрд грн, Министерства внутренних дел — около 82,3 млрд грн, Службы безопасности Украины — 9,4 млрд грн.

Также Пионтковская обращает внимание на увеличение финансирования сферы здравоохранения на 25% в рамках продолжения медреформы и рост трансферта из бюджета Пенсионному фонду до 166,5 млрд грн (+20%). Это, в частности, объясняется повышением пенсий военным, из-за чего Пенсионному фонду не хватало финансирования в текущем году. Однако на армию пенсионеров из бюджета уже выделяется меньше средств, чем на всех силовиков в совокупности, как это бывало в предыдущие годы.

Любимый конек правительства — строительство дорог — авторы госбюджета-2019 также не обошли вниманием. Как отмечает Антонина Дешко, в целом на строительство новых дорог направят 56 млрд грн. Местные бюджеты на эту статью расходов получат субвенцию из госбюджета на сумму 17,65 млрд грн (+53%).

В то же время на субсидии для оплаты коммунальных услуг средств из бюджета выделили заметно меньше — 55 млрд грн (-15%). В Минсоцполитики рассчитывают, что из-за введения более жестких критериев оценки уровня дохода и наличия имущества около 15% получателей субсидий лишатся части или полного объема такой помощи.

В Минсоцполитики рассчитывают, что около 15% получателей субсидий лишатся части или полного объема такой помощи

«За счет ужесточения критериев, может, и получится сэкономить около 10 млрд грн, — анализирует Ирина Пионтковская. — Но этот расчет не учитывает предполагаемого роста тарифов на газ, о котором могут объявить после окончания работы миссии МВФ в Украине». Поэтому нельзя исключать, что этот момент еще потребует корректировки при рассмотрении госбюджета.

С другой стороны, в бюджете наконец уделили внимание энергосбережению. Антонина Дешко указывает, что объем финансирования Фонда энергоэффективности возрастет до 1,6 млрд гривен, а на целевую госпрограмму, за счет которой население получает «теплые кредиты», выделяют 0,4 млрд грн.

Тень выборов

Уже сейчас опрошенные Фокусом эксперты отмечают влияние на подготовку главной финансовой сметы страны приближающихся президентских и парламентских выборов 2019 года. «Так называемые пряники начинают раздавать уже сейчас — в проекте заложено снижение ренты для добывающих компаний и увеличение доли „пирога“ местных бюджетов», — обращает внимание Виктор Шулик.

По мнению Антонины Дешко, о влиянии выборов говорит рост расходов социального характера примерно на 18%, до 178,3 млрд грн, а из местных бюджетов — до 143,2 млрд грн. «Проект госбюджета предусматривает рост минимальной зарплаты до 4173 грн (+450 грн) и прожиточного минимума до 2027 грн (+174 грн), а тот же прожиточный минимум служит базовым соцстандартом, на основе которого рассчитываются многие государственные пособия», — уточняет собеседница Фокуса. Соответственно многие социально незащищенные категории граждан в 2019 году получат от государства больше и будут лояльнее относиться к действующей власти.

Еще одним веянием приближающихся выборов в госбюджете-2019 аналитики ЦЭС назвали рост расходов на Национальную телерадиокомпанию на 134%. Возможно, этот дополнительный ресурс позволит власти усилить пропагандистское воздействие этого ведущего государственного СМИ.

Открыт для новых «хотелок»

Практически все опрошенные Фокусом эксперты высказали опасения, что относительно взвешенный и реалистичный проект госбюджета 2019 могут разрушить политические торги в парламенте и, как следствие, произойдет неоправданное раздувание расходов. «Есть ощущение, что консервативные планы правительства рассчитаны на то, что при прохождении через парламент основные показатели бюджета могут подкорректировать, ибо в год выборов депутаты хотят быть щедрыми», — заключает Ирина Пионтковская.

Еще одним веянием приближающихся выборов можно считать рост расходов на Национальную телерадиокомпанию на 134%

Виктор Шулик считает, что в процессе принятия бюджета будут корректировки, связанные с удовлетворением интересов отдельных депутатских групп, особенно если голосов не будет хватать. «Думаю, в этом году документ также протянут с помощью так называемых оппозиционных партий, которые синхронно голосуют за президентские и правительственные инициативы, — продолжает собеседникФокуса. — При этом власть может либо выделить финансирование на удовлетворение „хотелок“, либо применить „репрессивный аппарат“ к особо несговорчивым».

Впрочем, сдерживающим фактором для неоправданного раздувания доходной части госбюджета может стать все еще не решенный вопрос о предоставлении финансирования от МВФ. Ведь одним из ключевых требований фонда остается умеренный дефицит госбюджета. «Ограниченность вариантов финансирования (дефицита госбюджета — Фокус) заставит власть, несмотря на приближение выборов, проводить осторожную фискальную политику с возможным расширением сотрудничества с МВФ», — выражает надежду Елена Белан.

Впрочем, пока рано прогнозировать, какие настроения возобладают в парламенте — «бюджетный популизм» или умеренность, продиктованная требованиями международных кредиторов. Ведь накануне избирательной кампании соблазн использовать бюджетные средства для повышения рейтинга политиков силен как никогда, а без помощи МВФ власть умудряется обходиться с весны 2017 года и, возможно, попытается «пропетлять» до выборов.

Источник Фокус

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code