Нестрашный суд: Чем грозит Украине массовое увольнение судей

Перегляди: 296

БПП пообещал, что еще до конца года украинцы увидят в действии результаты судебной реформы, поскольку «процесс очищения уже запущен»

Но кроме абстрактного «очищения» у реформы оказались и другие – вполне материальные и практичные – результаты. И их украинцы ощутили на себе в первые же дни после вступления в силу нового закона.

День очищения

Великое очищение судебной системы началось в сентябре: меньше чем за месяц были уволены 540 судей. 29 сентября, в последний день перед вступлением реформы в силу, парламентарии срочно созвали внеочередное заседание, чтобы завершить начатое и уволить еще 33 вершителей правосудия. Официальное объяснение столь странной кадровой политики – неправильные, с точки зрения инициаторов голосования, решения, вынесенные судьями во время событий 2013-14 годов. Заседание длилось 4,5 часа, некоторые кандидатуры пытались проголосовать по 10 раз – и все равно всех не уволили.

Причина спешки понятна: во-первых, со вступлением реформы в силу, парламент полностью лишается права увольнять судей. Во-вторых, с этого же момента судей нельзя будет освободить от занимаемой должности и вообще как-либо преследовать за то, что они были причастны к арестам майдановцев, поскольку новые законы вводят запрет на преследование за юридическое решение.

Пожалуй, этой попыткой защитить судей от давления при принятии решений хорошие новости о реформе заканчиваются.

Без правосудия

Пока главным результатом кадровой чистки стало полное обескровливание судов местной юрисдикции. Теперь правосудие вершить некому, и этого не могли не почувствовать те украинцы, чьи дела подвисли в судах из-за того, что ими попросту некому заниматься. Еще в феврале парламент задержал переизбрание 547 судей, и их места так и остались пусты. Добавьте к этому увольнение более 569 судей в сентябре — и вы сможете оценить масштабы бедствия.

Кроме того, новая реформа на неопределенный срок оставила страну не только без судей, но и без кассационной инстанции по всем судопроизводствам. Отныне в стране не существует кассационных судов. Теперь свои права не могут отстоять ни находящиеся в СИЗО, ни те, кому необходимо подать кассацию по административному производству, в том числе — обжаловать действия высших органов власти. В результате, уже в первый день вступления реформы в силу и местные, и высшие суди «разводили руками»: одни аргументировали свою беспомощность не укомплектованностью штата, вторые – невозможностью принимать кассации. Что будет с теми делами, которые уже были приняты к рассмотрению – сказать сложно: дела так и не были переданы, да и прописать порядок их передачи никто не потрудился.

Теоретически закон обещал, что новый Верховный суд будет сформирован в течение шести месяцев, а апелляционные — в течение трёх лет. Кром того, он гарантировал, что  высшие специализированные суды будут ликвидированы только через три месяца после вступления в силу изменений, а их полномочия будут переданы Верховному суду, все члены которого будут переназначены. На практике вышло иначе, поскольку механизмы прописаны не были – как и необходимые изменения в кодексы.

Все для президента, все для победы

И все же в стране есть человек, которого полностью удовлетворяет проводимая реформа – это президент. В результате вступления в силу нового Закона он получил полномочия, о которых его предшественники могли только мечтать. Причем, полномочия эти противоречат сразу нескольким статьям Конституции. Но это – мелочи. Главное, что он получил возможность в течение года лично назначать всех судей – то есть, заполнить как минимум тысячу пустующих мест своими людьми. Да и после этого он будет влиять на кадровую политику, поскольку сможет опосредованно контролировать орган, который должен принимать решения о назначении и увольнении, — Высший совет правосудия (см. инфографику). Кстати, этого органа до сих пор нет, да и работа его пока законодательно не регламентирована. Как и деятельность кассационных судов. А это значит, что искать управу на высшие органы власти в ближайший год не у кого. Удобная позиция в ситуации катастрофического падения рейтингов власти и принятия законов, противоречащих Конституции. Вы не находите?

Компетентно

Евгений Мураев, народный депутат, глава политсовета партии “ЗА ЖИТТЯ”:

«Если оставить в стороне идеологию, в сухом остатке судебная реформа сводится к концентрации судебной власти в руках у президента. Эти изменения неконституционны. Чтобы помешать узурпации судебной власти, я подготовил законопроект о внесении изменений в раздел 15 Переходных положений Конституции Украины и конституционное представление. В нем я предлагаю изучить вопрос об узурпации судебной власти президентом, чтобы в конечном итоге отменить те пункты в новом законодательстве, которые приводят к этой узурпации. Законопроект должны подписать 150 депутатов. Представление — 45.

Я понимаю, что настоящей оппозиции в парламенте сейчас нет, а потому шансы собрать эти подписи невелики. Ситуация усугубляется еще и тем, что новый Закон вступил в силу, а соответствующие изменения в процессуальные кодексы до сих пор не были разработаны и внесены. Поэтому я подготовил законопроект о Высшем совете правосудия, который регламентирует работу этого органа таким образом, чтобы благодаря системе сдержек и противовесов минимизировать возможность узурпации судебной власти главой государства. И он существенно лучше того, что уже внес в Верховную Раду президент».

Языком цифр

В результате массовых увольнений и задержек с назначением судей, к началу судебной реформы в Украине освободилось более 1000 мест. Еще около 2000 судей самостоятельно подали заявления с прошением об отставке из-за идеологического несогласия с проводимой реформой. Всего это – около трети всех судей страны.

Кстати

Венецианская комиссия негативно отреагировала на намерение властей уволить несколько сотен судей. В ее комментарии было сказано, что подобная практика не только не соответствует европейским стандартам, но и представляет угрозу для осуществления правосудия в государстве. Тем не менее, мнение комиссии было проигнорировано, несмотря на то, что массовое увольнение судей является незаконным и может повлечь за собой такое же массовое обжалование этих действий в Европейском суде по правам человека, массовое удовлетворение таких жалоб и взыскание значительных сумм компенсаций из госбюджета Украины.

Источник Аргументы и Факты

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code