Николаевский морской торговый порт отдал все производственные мощности в аренду «частникам», — Госаудитслужба

Перегляди: 139

Николаевский морской торговый порт стал убыточным, существующим только за счет аренды. Фактически государственное предприятие превратилось в арендную компанию, передав все производственные мощности в аренду частным стивидорным компаниям, работающим в Николаевском морском порту

1526640195_it-audit

Об этом заявили начальник Управления Южного офиса Госаудитслужбы в Николаевской области Денис Яковлев и начальница отдела Госаудитслужбы Елена Комарницкая в своем материале в газете «Финансовый контроль», передает Центр журналистских расследований.

В ГП «Николаевский морской торговый порт» (НМТП) провели государственный финансовый аудит деятельности за период с марта 2016 по март 2018 года.

В течение последних лет Николаевский морской порт занимает третье место среди портов Украины по объемам переработки грузов и ежегодно улучшает результаты работы. По официальным данным, гавань в 2017 году переработала более 23,5 миллионов тонн грузов. В то же время государственное предприятие НМТП не имеет отношения к высоким достижениям порта по грузопереработке. Грузооборот порта Николаев и предоставление других услуг портового оператора обеспечиваются исключительно частными стивидорными компаниями.

Основной целью деятельности НМТП, определенной его уставом, является организация и осуществление перевалки грузов для получения прибыли. В 2013 году порт был реорганизован путем выделения в пользу ГП «Администрация морских портов Украины» объектов портовой инфраструктуры. У предприятия осталось значительное количество основных мощностей для стивидорной деятельности: буксиры, склады, краны, автопогрузчики, железнодорожные пути и другое имущество, однако предприятие фактически не осуществляет деятельность портового оператора.

Почти все производственные мощности предприятие передало в аренду и в пользование на условиях сервитута частным стивидорным компаниям, которые осуществляют операторскую деятельность в Николаевском морском порту. Не переданы в аренду лишь несколько плавсредств и два плавкрана, однако они не используются и самим предприятием.

— НМТП не имеет работников для стивидорной деятельности. Штат компании сформирован исключительно административно-управленческим персоналом, нет должностей докеров, крановщиков, работников флота. Единственным структурным подразделением, осуществлявшим свойственную портовому оператору деятельность, был автовесовой комплекс в составе пяти весовщиков, но доходы от его деятельности были незначительными. В ближайшее время предприятие потеряет и этот автовесовой комплекс в связи с его бесплатной передачей на баланс Николаевского филиала ГП «АМПУ» по согласованию с Министерством инфраструктуры Украины. Львиная доля полученных предприятием доходов имеет пассивный характер и сформирована из доходов от аренды имущества и пользования сервитутом, а также от начисленных банками процентов на остатки средств на счетах предприятия. В апреле 2017 года предприятие заключило с ГП «АМПУ» договор сроком на 10 лет об обеспечении доступа портового оператора к причалу с целью переработки грузов. Однако со времени заключения указанный договор предприятием не выполнялся – на причале не было переработано ни одной тонны груза. ГП «НМТП» даже не был внесен в Реестр морских портов Украины как портовый оператор, как того требует закон Украины и постановление Кабинета министров. Только в октябре 2017 года, уже после заключения вышеуказанного договора, предприятие направило письмо в ГП «АМПУ» с просьбой внести порт в реестр как портового оператора, — отметили в Госаудитслужбе.

По мнению представителей ведомства, фактически основная деятельность ГП «НМТП» заключается в предоставлении государственного имущества и объектов портовой инфраструктуры в аренду частным стивидорным компаниям. Такая деятельность присуща «Администрации морских портов Украины», целью создания которой является получение пассивных доходов за использование инфраструктуры порта (портовых сборов, доходов от аренды).

— НМТП пока выполняет функции, возложенные законодательством на ГП «АМПУ», хотя собственные уставные задачи игнорируются, — сообщили ревизоры.

При таких обстоятельствах инвестиции на развитие инфраструктуры порта предприятие не проводило за исключением расходов в сумме 948 тысяч гривен на капитальный ремонт автовесового комплекса. Кроме того, предприятию принадлежит государственное имущество, которое длительное время вообще не используется и даже не передается в аренду. Непродуктивные расходы на содержание такого имущества составили 5,2 миллиона гривен. В то же время руководство порта не воспользовалось правом консервации таких объектов, что позволило бы избежать расходов в виде амортизации на 4 миллиона гривен.

По результатам государственного финансового аудита уполномоченному органу управления рекомендовано рассмотреть вопрос о реорганизации ГП «НМТП» путем передачи всего принадлежащего ему государственного имущества на баланс ГП «АМПУ».

Источник НикВести

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code