Новая политическая мода: почему мир движется от коррупции к лоббизму

Перегляди: 345

Две серии мощных утечек информации об офшорных активах и счетах, грандиозный антикоррупционный форум в Лондоне по инициативе премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, выступления Барака Обамы о недопустимости вывода денег крупнейшими американскими корпорациями в офшоры – все эти события произошли на протяжении неполных шести недель. И это неслучайно

В свое время повесткой дня на добрых 10 лет стала активная борьба против легализации средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма – через механизмы созданной специально для этой цели колоссальной международной организации FATF.

А вот сейчас стартует новая мировая повестка дня: борьба с глобальной коррупцией. Второе дыхание обретет такая авторитетная организация, как GRECO – Group of States against Corruption. Украина – ее член с 2006 года. Наверняка усилится роль FATF с ее механизмами контроля над движением «нечистых» денег – это очень кстати для борьбы с финансированием коррупции.

Но помимо этого, совершенно неизбежным и логичным является тиражирование правильных практик взаимодействия общества и бизнеса с государственными органами. Да, имеются в виду именно лучшие и прозрачные практики лоббизма. И очевидно, законодателем моды в данном вопросе будут США.

В Украине лоббизм как явление пока еще крайне далек от того, что может и будет непременно реализовано – под давлением глобального антикоррупционного тренда. Нет смысла заниматься изобретением велосипеда – есть практики и принципы законодательного регулирования, показывающие свою эффективность. И что еще важнее – демонстрирующие свои адаптивные возможности, успевая за вызовами, которые предлагает современное развитие общественных отношений и публичной политики.

У Украины – два пути

Путь А: сохранение коррупции, практики «скупки» депутатов и политических партий, назначение «смотрящих» в органы исполнительной власти и госкомпании. Куда приведет этот путь – очевидно: на задворки.

Путь Б: реализация практик цивилизованного лоббизма, со всеми положенными процедурами, прозрачного для общества, избавленного от коррупционных схем. Этот путь дает Украине шанс стать одним из региональных лидеров, субъектом, а не объектом глобальных процессов.

Наиболее прозрачная система общественного контроля над лоббистской деятельностью, как уже было сказано – в США. И то, что там довольно часто вспыхивают скандалы вокруг лоббистов – как раз показатель прозрачности и того, что нарушения «не заметаются под ковер».

Принципы политкультуры в США

Сама американская политическая культура базируется на убеждении, что нет ничего аморального в том, что группы интересов пытаются влиять на политические процессы. Так как в этом проявляется конкуренция общественных интересов. С точки зрения обоснования лоббизма обычно ссылаются на Первую поправку к Конституции США (о праве на петиции в адрес органов власти).

Группы интересов продвигают то, как они себе представляют общественное благо, то есть то, что считают более полезным для общества в целом. И лоббизм в таком смысле является легальной формой финансирования конкурирующих идей. Если лоббист «замажется» в проекте, продвигающем явно вредные для общества в целом идеи, его репутация будет уничтожена. Со всеми тяжелейшими для него последствиями.

Лоббистская деятельность тщательно контролируется и регламентируется. Например, передача денег, дорогостоящих подарков и пр. от лоббистов и их клиентов чиновникам и законодателям классифицируется как взятка. Со всеми вытекающими. Исключения есть: легальные взносы лоббистов и их клиентов в избирательные фонды и оплата размещения материалов в СМИ.

Помимо «внутреннего» лоббизма, то есть взаимодействия непосредственно с госструктурами, законодателями и политическими силами, существует еще и «внешний» лоббизм. Он проявляется в том, что лоббисты формируют и распространяют публично идеи, информацию и т.п. с целью оказать влияние на избирателей и избираемых. То есть речь идет о формировании информационного фона, помогающему обществу и государству правильно воспринимать возникающие перед ними вызовы.

В целях эффективной реализации задач «внутреннего» и «внешнего» лоббизма необходимо инвестировать серьезные ресурсы в исследования, добычу информации, опросы общественного мнения и т.д. И для грамотного формирования предлагаемых законодателям идей, и для оценки возможных последствий реализуемых путем лоббизма целей.

Как видим, инструментарий мощный. И он жесточайшим образом регламентируется. Это в Украине законодательство меняется, как в калейдоскопе. В США профильные законы меняются весьма осмотрительно и плавно. Но не в регулировании лоббизма: здесь гайки заворачивают довольно шустро.

Общество практически моментально реагирует на скандалы и негативные прецеденты (ниже – лишь федеральные законы, а есть еще и законы отдельных штатов).
  1. Закон об этической реформе (Ethical Reform Act, 1989 год издания) ввел запрет многим руководящим лицам пытаться влиять на правительство в течение 12 месяцев с момента завершения их пребывания в должности. Им же ограничена возможность бывшим госслужащим и конгрессменам заниматься лоббистской деятельностью, пользуясь связями на старом месте работы (т.н. revolving doors практика).
  2. Закон об открытости лоббирования (Lobbying  Disclosure  Act, 1995 год издания), который обязал  лоббистов явно указывать имена (названия) своих заказчиков, а также декларировать все полученные и потраченные ими средства.
  3. Поправки к закону о прозрачности лоббистской деятельности (Lobbying Disclosure Technical Amendments Act, 1998 год издания).
  4. Закон о прозрачности и отчетности при осуществлении лоббистской деятельности (Lobbying Transparency and AccountabilityAct, 2006 год издания).
  5. Закон о честном лидерстве и открытости власти (Honest Leadership and Open Government Act, 2007 года издания). Этот и предыдущий закон – реакция на скандальное расследование лоббистской деятельности Джека Абрамоффа.
  6. Исполнительный акт (указ президента США) «Меры по обеспечению ответственного расходования фонда федеральных инвестиций» (Ensuring Responsible  Spending of Recovery Act Funds, 2009 год издания). Этот документ регулирует лоббизм в отношении федеральных инвестиций для создания рабочих мест согласно соответствующему закону (American Recovery and Reinvestment Act).
  7. Внутренние правила деятельности лоббистов, действующие в определенных органах исполнительной власти и обеих палатах Конгресса США.

Американское законодательство в целом предъявляет к лоббистам три главных требования:

  • Регистрация согласно действующим законам.
  • Полная открытость деятельности.
  • Подробная и регулярная отчетность.

И, конечно, помимо законодательного регулирования и внимания общества (прессы в том числе), чистотой лоббистской деятельности озабочена весьма влиятельная профессиональная саморегулирующаяся организация – Американская лига лоббистов (ALL, American League of Lobbyists). Насколько она весома на рынке лоббизма? Ну, например, лоббисты должны следовать  разработанному ALL этическому кодексу. И горе тому, кто его явно нарушит.

Соответственно, Украина имеет уникальный шанс сделать рывок из ХІХ века в середину ХХІ в смысле политической культуры и инвестиционной привлекательности. Окно возможностей нам предоставляет глобальный тренд – борьба против системной коррупции.

Источник: Forbes

 

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code