Одесская таможня «прогорит» на собственной системе?

Перегляди: 445

Провести реформы лишь в одном конкретно взятом регионе, по сути, невозможно. Однако команда экс-президента Грузии Михаила Саакашвили заявила, что попытается «слепить» из Одесской области своего рода пилот. Удастся ли? И не наломают ли реформаторы дров в желании запустить как можно больше экспериментов в сжатые сроки?

Пожалуй, наиболее ощутимые изменения там сегодня проходят, в первую очередь, на Таможне, которую в октябре прошлого года возглавила 26-летняя Юлия Марушевская.

Так, еще летом Верховная Рада поддержала законопроект, согласно которому 50% от суммы превышения ежемесячных таможенных платежей будет направлено на ремонт и реконструкцию трассы «Одесса-Рени». Позже уже новая глава Таможни подписала распоряжение об упрощенной процедуре растаможивания товаров и меморандум о запрете безосновательных осмотров грузов.

Правда, оппоненты Марушевской после первых же новшеств, запущенных на таможне, начали потирать руки, поскольку, несмотря на, казалось бы, благие намерения, в Одессе резко снизился показатель таможенных оформлений. И почему-то вдруг резко вырос в других регионах – в Чернигове, Запорожье, Киеве. Есть все основания предполагать, что Одессу теперь используют исключительно как «перевалочный пункт», а растамаживать грузы, платить таможенные сборы и договариваться ездят ближе «к центру».

Возможно, это первая реакция на нововведения Марушевской, которые пока не понятны «народу»? Но есть и другие факты – когда логику действий руководства Одесской таможни понять попросту невозможно. В качестве примера можно привести приобретение Одесской таможней программного обеспечения для внедрения новой интегрированной таможенной информационной системы – ASYCUDA World (AW). На ее закупку из бюджета было потрачено 17,5 миллионов гривен. И это еще не предел.

16 декабря в «Вестнике госзакупок» и на соответствующем портале tender.me.gov.ua было размещено объявление относительно приобретения услуг по технической помощи в сфере информационных технологий по переговорной процедуре закупки. Заказчиком торгов выступила Одесская таможня, а участником, у которого планируется приобрести обозначенные услуги – Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Согласно постановлению правительства от 13.10.2015 №828 «О внесении изменений в Постановление Кабинета Украины от 03.08.2015 №543» и Распоряжению главы Одесской ОГА от 09.12.2015 №839/А-2015распределителем средств в размере 17,5 миллионов гривен была определена Одесская таможня.

Эти средства планируется потратить на приобретение программного обеспечения для внедрения интегрированной таможенной информационной системы – ASYCUDA World (AW) и соответствующей технической помощи, которая обеспечивает защиту прав интеллектуальной собственности и поддержку модернизации и автоматизации таможенных процедур, внедрение электронного декларирования и наращивание потенциала с передачей исключительных прав на владение, пользование, распоряжение заказчику.

Сама Марушевская еще в прошлом году в интервью «Главкому» рассказывала, о желании внедрить новую систему учета: «Мы хотим, чтобы она (регистрация) происходила по международному стандарту. У нас уже существует система, которая называется «Инспектор-2006». На улице 2015 год, а мы пользуемся очень устаревшим обеспечением, с абсолютно непродуманной системой рисков, которые просто срабатывают, когда нужно и когда не нужно. Это реально провинциальность в то время, когда весь мир пользуется ООНовскими нормальными системами».

Однако здесь возникает серьезный вопрос: Как эта система может работать и администрироваться отдельно от общей системы, с которой работают остальные таможни Украины?

Право собственности на автоматизированную систему обработки таможенных данных ASYCUDA – World принадлежит ЮНКТАД. Ее значимым достижением является разработка компьютеризированной системы таможенного управления ASYCUDA, которая охватывает большинство внешнеторговых процедур.
Желание перевести одну украинскую таможню в конкретно взятом регионе на новую автоматизированную систему контроля, таможенного оформления и декларирования выглядит как минимум «несистемно».

Хотя с пиар-составляющей здесь все о’кей. Ведь заявлено, что ASYCUDA – World «внедряется для дальнейшего облегчения законной торговли и увеличения оперативного потенциала и эффективности в борьбе с коррупцией, экономической преступностью, контрабандой, контрафактной продукцией и других правонарушений в таможенной сфере».

Также предполагается, что ее применение должно оптимизировать таможенные процедуры и сократить административные расходы и временные затраты участников внешнеэкономической деятельности в Одесской области. К тому же, указывается, что система будет распространяться на все виды таможенных процедур и операций и может взаимодействовать с IT-системами других соответствующих государственных учреждений в Одесском регионе и соседних стран.

Однако у опрошенных «Главкомом» экспертов оптимизма по поводу внедрения ASYCUDА гораздо меньше, чем у одесской команды реформаторов.

Если в Одесской таможне хотят поменять систему, то почему остановились именно на ASYCUDA?

Является ли эта система самой эффективной и безопасной?

В обосновании применения переговорной процедуры закупки указывается, чтоусловиями применения переговорной процедуры являются:

— пункт 1 части второй статьи 39 закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» с изменениями, а именно «закупка товаров искусства или закупки, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключения договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса»;

— пункт 2 части второй статьи 39 этого же закона – а именно «отсутствие конкуренции (в том числе технических причин) на соответствующем рынке, вследствие чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы».

Давайте проанализируем «плюсы» и «минусы» такого выбора.

Всемирная таможенная организация не обязывает национальные таможенные администрации использовать какие-либо конкретные виды компьютерных (автоматизированных) систем для целей таможенного контроля, таможенного оформления, декларирования товаров. В данный момент в мире есть два подхода к информатизации деятельности служб:

— разработка собственной информационной системы;

— приобретение созданной информационной системы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.

Automated SYstem for CUstoms DAta (три версти — ASYCUDA, ASYCUDA ++, ASYCUDA World) действительно является наиболее известной для тиражирования информационной системой. В настоящее время эта система используется таможенными ведомствами более чем в 80 странах мира, в том числе, в государствах Евросоюза – Румынии, Латвийской Республике, Литовской Республике, Республике Мальта, Эстонской Республике, Словацкой Республике. На пространстве СНГ ее используют таможенные службы Республики Молдова, Республики Армении и Грузии.

Однако в мире с разным уровнем распространения также успешно функционируют и другие информационные системы: TIMS / TRIPS-Customs; SOFI / SOFIX / SOFIWEB; TATIS; Microclear Customs; PC / Trade; CMS (Customs Management System) e-biscus, NCTS, ICS (Import customs system), ECS (export customs system), AIS (automatic import system), AES (automatic export system).

Именно к безальтернативности покупки и возникают вопросы. Ведь в выборе системы, в первую, очередь должны были учитываться возможности ее адаптации под украинские реалии. По предварительному анализу новая система уступает даже устаревшей «Инспектор-2006». А именно она:

— не отвечает украинскому законодательству;

— требует доработки в части настроек под действующие профили риска, соответствия подзаконным актам ГФС по критерию наличия модулей для пункта пропуска и проведения таможенного оформления;

— требует более детальной проверки интерфейса информационного обмена с производителями систем (которые уже установлены в пунктах пропуска на государственной границе Украины и в местах таможенного оформления) и т.д.

Сравнение некоторых сильных и слабых моментов двух систем

Критерий оценки Asycuda World Инспектор-2006
Уровень соответствия (реализация норм таможенного законодательства) украинскому законодательству Не соответствует (требует проведения доработки). Соответствует.
Наличие модуля анализа рисков и соответствующих профилей, адаптированных под таможенное законодательство Украины Имеется. Требует доработки в части настроек под действующие профили риска. Имеется. Соответствует.
Наличие модулей для пункта пропуска Имеется. Требует доработки в части соответствия подзаконным актам ГФС. Имеется. Соответствует.
Наличие модуля проведения таможенного оформления Имеется. Требует доработки в части соответствия подзаконным актам ГФС. Имеется. Соответствует.
Наличие интеграции с техническими системами таможенного оформления (электронные весы, системы считывания номерных знаков и т.п.) Имеется. Требует более детальной проверки интерфейса информационного обмена с производителями систем, которые в настоящее время уже установлены в пунктах пропуска на государственной границе Украины и в местах таможенного оформления. Реализация выполнена частично.
Отсутствуют четкие интерфейсы информационного обмена.
Соответствие формата обмена с европейскими системами (NCTS, ICS, ECS и т.д.) Полное. Не отвечает.
Используются внутренние форматы, которые являются открытыми и размещены на внешнем портале ГФС Украины в сети Интернет.
Архитектура системы Централизованная. Распределенная с некоторыми элементами централизации.
Наличие в системе элементов возможности просмотра текста нормативного документа, регламентирующего процесс таможенного оформления/пропуска Имеется.
Тексты только европейского законодательства.
Имеется.
Тексты украинских законодательных актов.

По информации, которая размещена в открытых источниках информации в Интернете, можно сделать вывод, что, как правило, таможенные службы экономически развитых стран склоняются к разработке собственной информационной системе, что позволяет им иметь полную свободу действий при развитии таможенной информационной системы и ее дальнейшей модернизации. Разработчиками системы таможенного контроля «Инспектор-2006» являются сотрудники Государственной фискальной службы, авторское право на нее также принадлежит ГФС. И, несмотря на имеющиеся минусы, она не требует средств на поддержку, кроме финансирования оплаты работы ее разработчиков.

К тому же «Инспектор-2006», согласно выводам специалистов как внутри страны, так и за ее границами, является достаточно развитой системой, построенной по распределено-централизованному принципу, и покрывает все таможенные процедуры в части как пропуска грузов через таможенную границу Украины, так и таможенного оформления внутри страны.

ЮНКТАД предоставляет свою программу странам бесплатно. Но срок внедрения системы ASYCUDA, несмотря на заявление главы Одесской таможни о 12 месяцах, в среднем занимает около двух лет. И оно не всегда бывает в полной мере успешным.

Так, например, были проблемы с адаптацией этой системы в Республике Молдова. Они описаны еще в постановлении №12 от 02.03.2011 года Счетной палаты этой страны – по отчету аудита Таможенной интегрированной информационной системы (построенной на основе международного признанного решения — ASYCUDA World) Таможенной службы страны. Аудиторская миссия отметила некоторые недостатки и значительные риски, которые препятствуют достижению поставленных задач. Там значительным этапом в развитии была разработка 12 модулей компанией «UTI Systems», внедрение которых должно было преобразовать систему ASYCUDA World в комплексное интегрированное решение, на которое ориентировано развитие.

Однако по причине проблем совместимости, нехватки технических возможностей 2 важных модуля («Garanţii» и «Economist») внедрены не были. Вследствие этого в Таможенной интегрированной информационной системе Молдовы возросло влияние рисков, более затруднительным и дорогостоящим стало управление, развитие и содержание, понадобилось привлечение больших человеческих ресурсов со знаниями в различных областях, увеличились уязвимость данных и время на осуществление некоторых процессов.

Именно адаптация системы требует выделение средств на приобретение консультационных услуг. А это значит – что нужно будет выделять дополнительные средства из госбюджета. Дело в том, что в обосновании суммы, указанной в объявлении (17,5 миллионов гривен с НДС) не приведен алгоритм ее расчета. Для сравнения – стоимость внедрения ASYCUDA в отдельных странах составила: Ливан – 5 миллионов долларов, Боливия – 7 миллионов долларов, уже упомянутая Молдова – 10 миллионов долларов и Филиппины – 28 миллионов долларов. Кроме этого необходимо ежегодное выделение значительных средств на постоянное техническое сопровождение и поддержку данной системы.

По информации источника «Главкома» в ГФС, в руководстве Государственной фискальной службе сейчас всерьез рассматривают вариант запрета использования на Одесской таможне нового программного обеспечения. И не только потому, что система ASYCUDA кому-то мешает, а именно потому, что она окажется неэффективной и миллионы, потраченные на ее приобретение, будут выброшены на ветер. Только кто за это понесет ответственность?

Источник: Главком

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code