Отличники и двоечники Кабмина: какая эффективность у министерств

Перегляди: 448

Хорошо или плохо работало украинское правительство в 2015-м?

Если верить данным социологов, то почти 80% украинцев считают, что плохо. Такая «народная» оценка неудивительна: украинцы стали жить хуже, реальные доходы населения за 2015 год упадут более чем на 25%. Но насколько в обеднении нации виноваты украинские министры, а насколько — внешние факторы: военные действия в Донбассе, закрытие российского рынка, падение мировых цен на сырье и т.д.? Или какую лепту в ухудшение жизни украинцев внес, например, министр информации: это больше или меньше, чем министр иностранных дел? Очевидно, что министры работают совсем не одинаково. Но объективно ответить на вопрос, насколько хорошо или плохо работал каждый министр, — совсем не тривиальная задача. Но мы нашли людей, которые на протяжении года комплексно исследовали деятельность и результативность министерств. VoxUkraine весь прошлый год мониторил и оценивал все украинские министерства по четырем критериям. В итоге получилась всесторонняя и, как нам кажется, довольно объективная оценка правительства.

VoxUkraine оценивал деятельность правительства за год работы (03.12.2014 — 03.12.2015). Общая оценка состоит из нескольких параметров.

1. Оценка экспертов.

2. Оценка общественности (опрос интернет-аудитории — ред.)

3. Законотворческая деятельность.

4. Выполнение программы Кабинета минстров Украины.

По каждому из этих параметров министерства могли получить от минус 2-х до 2-х баллов. Дополнительным, пятым параметром была «открытость». Министерства, ответившие на запрос VoxUkraine и предоставившие публичную информацию, получали дополнительный балл за открытость.

3545446_8.jpg

Наивысшую оценку получили Министерство экономического развития и торговли, Национальный банк Украины, Министерство финансов и Минюст. Самая низкая оценка — у Министерства экологической политики (Минэкологии), Министерства информационной политики (МИП), Минздрава (МОЗ) — министерств, которые пребывают в подвешенном состоянии после отставки (не принятой или принятой) министров.

Рассмотрим оценку министерств по компонентам.
8734565665.jpg
1. Оценка экспертов

Одним из этапов оценки работы министерств был опрос экспертов из исследовательских (think tanks) и общественных организаций. В опросе приняло участие 15 экспертов, которым было предложено оценить пять наиболее значимых событий, произошедших благодаря министерству, а также назвать топ-3 провалов и достижений каждого министерства. Кроме того, эксперты оценивали, как министерства боролись с коррупцией, коммуницировали с обществом, исполняли свои самые важные функции и проводили внутренние реформы.

1.JPG

По результатам экспертного опроса, в тройке лидеров оказались Министерство инфраструктуры, Министерство обороны и Министерство внутренних дел. В аутсайдеры эксперты определили Министерство информационной политики (символично, что оно получило минимальную оценку за коммуникации среди всех министерств), Министерство социальной политики и Министерство здравоохранения (два последних получили наихудшие баллы за внутренние реформы).

По мнению экспертов, активнее всего в течение года боролись с коррупцией Министерство инфраструктуры и Министерство обороны, в то время как усилия Министерства социальной политики, Министерства финансов и Министерства здравоохранения в этом направлении были недостаточны.

Лучше всего коммуницировать с обществом получалось у Министерства обороны, Министерства культуры и Министерства инфраструктуры, и совсем не получалось это делать у Министерства информационной политики, Министерства социальной политики и Минрегиона.

8734565665_2.jpg

Самые высокие баллы от экспертов за выполнение задач в течение года получили МВД, Минюст и Мининфраструктуры. Хуже всего со своими задачами справились Министерство информационной политики, Минсоцполитики и Министерство здравоохранения.

Кроме того, эксперты определяли самые большие провалы и достижения министерств за истекший год (см. таблицу)

32475456.jpg
2. Интернет-опрос

Для опроса общественного мнения на онлайн-ресурсах и в социальных сетях была размещена анкета. Пользователи могли оценить пять наиболее важных событий, произошедших за год благодаря министерству (те же события, что и в экспертном опросе) по двум критериям — слышал/не слышал о таком событии (такие ответы составили оценку эффективности коммуникации министерств), а также «оцениваю событие как зраду/перемогу». За каждую «зраду» министерство получало -2 балла, за «перемогу» +2 балла. Каждое министерство получило 405 оценок. Средний балл министерств, а также информированность общества о деятельности министерства представлены ниже.

Наиболее высоко общественность оценила деятельность МВД. В частности, благодаря реформе полиции, выполнению условий для введения безвизового режима, увольнению 47 000 сотрудников правоохранительных органов, замене МРЭО на Центры админуслуг. Среди лидеров также Мининфраструктуры, НБУ, Министерство финансов и Министерство юстиции.

2.JPG

Хуже всего оценили Министерство здравоохранения — в частности, за провал закупки вакцины от полиомиелита. Низкие баллы от общественности получили Министерство образования, Министерство информполитики, Министерство культуры, Министерство молодежи и спорта. Удивительной кажется низкая оценка деятельности Министерства образования. Но только на первый взгляд. Большинство их достижений — такие как продвижение реформаторских законов, введение новых учебных программ, новые правила поступления в вузы и другие — касаются сравнительно небольшого числа людей. Кроме того, чем меньше респонденты были информированы о деятельности министерства, тем более низкую оценку оно получало (корреляция -0,77).

Отметим, что в целом информированность интернет-сообщества о деятельности министерств довольно высокая — для всех министерств она выше 70%. Лучше всего респонденты были информированы о деятельности МВД (85%), Национального банка и Министерства аграрной политики (по 84%), Министерства инфраструктуры (82%), МЭРТ (80%). Хуже всего — о работе Министерства образования, Министерства информации, Минсоцполитики, Минрегиона (все по 71%).

3. Законодательная активность министерств

Важным аспектом деятельности министерств является работа по изменению законодательства. При этом министерство может как разрабатывать законопроекты самостоятельно и вносить их на рассмотрение парламента через Кабмин (предварительно согласовав с другими госорганами), так и разрабатывать законопроекты в сотрудничестве с народными депутатами (или поддерживать законопроекты, написанные парламентариями). Иногда закон, разработанный министерством, может быть подан в ВР президентом.

На графике ниже показано количество законов, которое министерство разработало и «провело» через парламент за прошлый год.

3.JPG

Самое большое количество законопроектов разработали Минфин, Минюст (правда, нужно отметить, что значительная часть этих законопроектов — технические).

Самым эффективными — по соотношению принятых законов к поданным на рассмотрение парламенту — оказались МИД, Министерство обороны и МВД: более 60% поданных ими законопроектов были приняты. Мы не нашли ни одного принятого законопроекта, подготовленного Министерством экологии и природных ресурсов, а также Министерством молодежи и спорта.

Только 22-25% внесенных Министерством юстиции, МЭРТ и Министерством аграрной политики законопроектов были приняты.

Однако с учетом количества поданных законопроектов на первом месте по законодательной активности — МЭРТ и Минфин, на втором месте — Минюст и Минсоцполитики. Наихудший показатель у Минэкологии. Невысокая эффективность также у Министерства образования, Министерства аграрной политики, Министерства инфраструктуры, МОЗ, МИД и Министерства молодежи и спорта. Впрочем, транспорт и агросектор — отрасли, в которых наблюдаются интенсивные конфликты как идеологического, так и материального характера, поэтому неудивительно, что принятие любых изменений в этих сферах (независимо от качества этих изменений) происходит с большим трудом.

Диаграмма 5 показывает, что большинство (77% в среднем) законопроектов министерства разрабатывали самостоятельно. Наивысший уровень сотрудничества с другими ветвями власти наблюдается у НБУ, Министерства информационной политики, МЭРТ, Минагрополитики, МВД, Министерства культуры и МОЗ. В целом только 6 из 17 министерств практически не сотрудничали с другими ветвями власти во время своей законотворческой деятельности.

4.JPG

4. Выполнение программы Кабинета министровУ каждого министерства есть своя «дорожная карта», в которой достаточно конкретно указано, что и в какой срок должно сделать каждое министерство. Для оценки по этому показателю использовалась программа КМУ на сайте Кабмина. Мы учитывали задания, которые должны были быть выполнены до 3 декабря 2015 года, а также те, которые были выполнены досрочно[3]. Министерство получало балл от -2 до +2 в зависимости от того, как сильно отличался результат выполнения программы от результата лидера [4].

Лидерами в своевременном выполнении программы — более 60% — стали Министерство социальной политики, МИД, Минрегион, МЭРТ и Минфин. Отстают Минобразования, Минэнерго, Минобороны. При этом, как и группа лидеров в своевременном выполнении, Минобразования, Минобороны, Мининфраструктуры, Министерство молодежи и спорта, Министерство юстиции и Министерство аграрной политики выполнили более 80% программы. Только Министерство финансов выполнило все 100% своих заданий. В среднем министерства выполнили 86% программных заданий, в том числе 46% заданий — вовремя.

На графике 6 министерства расположены в порядке лидерства по выполнению программы.

5.JPG

Авторы: редколлегия VoxUkraine*

* Елена Белан (Dragon Capital), Владимир Билоткач (Университет Ньюкасла), Том Купе (Киевская школа экономики), Юрий Городниченко (Университет Калифорнии, Беркли), Вероника Мовчан (Институт экономических исследований и политических консультаций), Тимофей Милованов (Университет Питсбурга), Илона Сологуб (Киевская школа экономики), Александр Талавера (Университет Шеффилда), Александр Жолудь (Международный центр перспективных исследований), Наталья Шаповал (Киевская школа экономики), Алекс Никольско-Ржевский (Университета Лихая).

Источник: ЛигаБизнесИнформ

 

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code