Отлучение власти: какие СМИ «заберут» у государства

Перегляди: 421
24 ноября Рада приняла закон, предписывающий всем коммунальным печатным СМИ до 2018-го отказаться от госучредителей. Как закон скажется на рынке СМИ?

Инфографика: Отлучение власти: какие СМИ "заберут" у государства

Вчера, 24 ноября, парламентарии 260 голосами приняли закон о разгосударствлении печатных СМИ в Украине. Согласно документу, органы государственной власти и местного самоуправления не могут быть основателями и соучредителями печатных СМИ. Как отмечается в пояснительной записке, необходимость принятия закона связана с выполнением требований Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы о выполнении обязательств  относительно ограничения влияния органов государственной власти и органов местного самоуправления на прессу. Согласно Закону, все СМИ в течение следующих трех лет должны быть реформированы, а те, которые не проявят инициативы к разгосударствлению, будут расформированы. При этом не распространяются нормы законопроекта на официальные печатные издания — Голос Украины и Урядовий кур'єр. Однако законом накладывается табу на размещение в них рекламы и информации, необходимость обнародования которой не предусмотрена законодательством.

Закон вступает в силу 1 января 2016 года. В течение четырех месяцев со дня вступления в силу закона учредители (соучредители) печатного СМИ и редакции обязаны погасить долги по обязательным платежам, ликвидироватьзадолженность по заработной плате и выполнить другие финансовые обязательства в соответствии с законодательством.

ЛІГА.net выясняла, насколько полезен новый законопроект и выиграет ли от его принятия государство.

Алексей Погорелов, генеральный директор Ассоциации издателей периодической печати Украины

Коммунальные и другие спхожие СМИ — атавизм. Они были рождены СССР, как часть пропагандистской машиной (работу которой мы имеем несчастье наблюдать сейчас как оружие информационной войны). Их предназначением было донесение «правильной» информации до населения. И потому сейчас немало районок, перешагнувших 80-летний юбилей...

Для подавляющего большинства местных газет эта реформа — давно желанный шаг. Не один год их совладельцы (как правило, местные органы власти), финансируя 10-30% от потребности, требуют полной лояльности в плане освещения деятельности местного органа власти и его руководителя. Главных редакторов отстраняют от должности за «неправильные» публикации, и так далее.

При этом: из 555 коммунальных СМИ за прошлый год не имели дотаций 127. А если добавить те, кто сработал с прибылью, превысившей дотацию, получится 157. То есть уже сегодня работают де-факто без дотаций треть коммунальных СМИ. Если отбросить тех, кто получает смешные дотации (10-20-30 тыс. грн в год) — будет около 50%. Зачем им, спрашивается, нужны те, кто вынуждает джинсовать?  СМИ нужно отпустить на свободный рынок — и они покажут еще более высокие результаты.

Валерий Горобец, секретарь Национального союза журналистов Украины, главный редактор коммунальной газеты Трудовая Слава в Херсонской области

Мы давно ждали этого закона, 15 лет добивались его принятия, но не было политической воли. Украина в 2005 году взяла на себя обязательство перед Советом Европы развести прессу и власть, чтобы власть не имела никакого  влияния на местную прессу. И, наконец, этот  закон принят. К сожалению, не очень хорош текст этого закона. В понедельник, 23 ноября, Союзом журналистов было принято срочное заявление с просьбой рассмотреть  этот документ в двух чтениях, потому что, по мнению НСЖУ, в нем нет ясности в вопросах процедуры превращения коммунальным СМИ в частные предприятия,  по приоритетному праву принятия решений именно журналистским коллективом, по процедуре прохождения этого решения в органах власти, а также по вопросам временно финансовой поддержки тех СМИ, которые выходят в малонаселенных районах и где нет достаточной базы подписной, чтобы  эти СМИ существовали без помощи. Если в районе с населением в 14015 тыс. делать даже самую лучшую газету, она не выживет экономически.

Как гражданин я давно  понимаю, что прессу и власть нужно развести. Как редактору  газеты мне немного страшновато. Несмотря на то, что мы финансово полностью независимы, страшновато вступать в новую воду, брать на себя ответственность за судьбу издания, боязно не оправдать доверие подписчиков. Кроме того, неясно, как между членами коллектива будут разделяться доли в СМИ — в законе эти нюансы не прописаны. Теперь у нас есть поле для работы, чтобы разработать типовые проекты и рекомендации проведения собраний трудового коллектива. Уже в ближайшее время начнем это делать.


Александр Бухтатый, секретарь Национального союза журналистов Украины, главный консультант департаментаинформационной политики Администрации президента 

Национальный Союз журналистов всегда стоял на позиции реформирования коммунальных СМИ. Этот Закон разрабатывался Союзом журналистов еще в начале 2000-х, не раз несколько видоизменялся и регистрировался в парламенте и депутатами, и Кабинетом Министров Украины. Но позитивных сдвигов не было! Причиной того, что его приняли именно сейчас, послужило наличие политической воли и наличие этого пункта в Коалиционном соглашении депутатских фракций и групп, в котором предусмотрено реформирования государственных и коммунальных печатных СМИ в 2015 году. Второй фактор — обязательство перед Советом Европы, которое Украина взяла еще в 2005 году. Третий фактор — в Украине создан довольно значительный сегмент коммунальных редакций готовых идти в реформирование.

если «отминусовать» от прибыли бюджетную дотацию, то оказывается, что в 2014 году более 30 % редакций могли спокойно прожить без помощи местных бюджетов.  

Из 555 коммунальных газет, что составляет 20-30 % всего газетного рынка, за прошлый год 73% были прибыльными. Практически во всех областях Украины суммарный показатель был позитивный. Конечно, этот год был нестандартный — двое выборов, и, очевидно, что доходы выросли в первую очередь за счет политической рекламы. С другой стороны цены на бумагу и полиграфию тоже выросли. Характерно, что каждая пятая коммунальная газета работает без дотаций и довольно стабильно. А если «отминусовать» от прибыли бюджетную дотацию, то оказывается, что в 2014 году более 30 % редакций могли спокойно прожить без помощи местных бюджетов. Еще есть интересный момент — почти 40% всех дотаций, которые за прошлый год составили около 70 млн.гривен, съедает всего-навсего около 40 коммунальных изданий. К примеру, в Сумской области прошлогодние дотации местным коммунальным газетам были чуть больше 300 тыс. гривен (2-3% от валового оборота). Примерно такой же показатель и в Житомирской области. С другой стороны есть регионы где этот уровень зашкаливает за 40%, причем высокие дотации еще не гарантируют высокие тиражи. Дело прежде всего в качестве контента!

Ярослав Сухомлин, частный издатель, член Совета директоров Черниговской медиагруппы

 Важность этого закона на самом деле сложно переоценить. Это то, чего уже многие годы добивались и профильные медийные организации, и независимые региональные издатели и многие издатели самих коммунальных газет. Этот конкретный закон конечно слишком демократичен на мой взгляд, потому что коммунальная пресса не перестанет быть коммунальной и получать финансирование из местных бюджетов одномоментно после его принятие. Согласно закона этот процесс может занять до трех лет в зависимости от выбора процедуры. Но тем не менее этот закон — точка невозврата, которая убирает этот атавизм советской эпохи. Ущербность системы работы коммунальных газет состоит в том, что за деньги налогоплательщиков этим же налогоплательщикам местная власть вешала лапшу на уши и рассказывала, как она в поте лица работает на благо местной громады. Это цинично.

Этот закон — точка невозврата, которая убирает этот атавизм советской эпохи. 

Противники разгосударствления печатных СМИ часто оппонируют тем, что, мол, после этого закона коммунальные и государственные СМИ могут попасть к местным олигархам. В принципе это возможно конечно. Но в любом случае это будет честнее, потому что тот же местный олигарх будет тратить на эту газету свои личные деньги, а не деньги общины. К тому же газета, в отличие от телевидения, это такой продукт, за который читатель еженедельно голосует своими кровными деньгами, покупая её. Поэтому сделать успешную газету, печатая в ней разный тухляк или откровенное враньё, практически невозможно.

Этот закон делает медиа-рынок честнее. Он приведёт к повышению качества украинской региональной журналистики, к увеличению доверия населения к украинским СМИ. И справедливости ради стоит сказать, что далеко не все коммунальные СМИ отсталые и дотационные. Действительно нужные читателям и популярные коммунальные издания (а таких немало) станут свободными и независимыми от местных властей. А те издания, которые задорно проедают средства налогоплательщиков, уйдут в историю.
ЛIГАБiзнесIнформ

 

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code