Підсумки дев'яти місяців уряду: де реформи

Перегляди: 450

11 декабря этого года заканчивается срок программы действий правительства

В кулуарах вокруг этой даты витает много слухов. Один из них — неприкосновенность правительства может закончиться вместе со сроками действия программы.

Так, ее невыполнение может стать формальным поводом для отставки действующего Кабмина.

Не секрет, что с реформами в этом году не сложилось — их уровень выполнения очень низкий.

«Это связано не так исключительно с премьером или правительством, как с неспособностью коалиции в целом принимать решения. Все реформы уперлись в отсутствие политической воли и популизм депутатов. Вы же видите, что не оппозиция, хочет менять правительство, а члены коалиции», – заявляет старший советник «Альфа-банка» в Украине Роман Шпек.

Будущее реформ зависит от двух факторов: сможет ли власть сохранить действующую, или же создаст новую коалицию, и то, как оценят происходящее в Украине ключевые международные фигуры.

Сейчас в Украине находится миссия МВФ. На прошлой неделе приехал министр финансов Джейкоб Лью. В декабре ожидается визит вице-президента США Джозефа Байдена. Европейцы также будут приезжать.

«Мир готов поддерживать Украину, но он не может вставлять мозги нашим политикам», — говорит Шпек.

Программа действий правительства и Коалиционное соглашение – два из пяти программных документов, определяющих ход реформ в нашей стране.

В своей реформаторской деятельности государство ориентируется также на Соглашение с ЕС, Меморандум с МВФ и Стратегию-2020.

На днях Национальный совет реформ презентовал свой отчет о темпах реформ по итогам девяти месяцев текущего года.

Из него следует: лучше всего в стране с децентрализацией и реформой в сфере управления госсобственностью. Хуже – с реформами госуправления и энергетики.

Антикоррупционная реформа Выполнено 45%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Кабмин утвердил госпрограмму по имплементации Антикоррупционной Стратегиина 2015—2017гг.;

— Утвержден состав Нацсовета по вопросам антикоррупционной политики. Артем Сытнык назначен директором НАБ;

— 18 марта 2015 г. Кабмин создал Нацагентство по противодействию коррупции;

— Внедрена новая система финконтроля, согласно которой декларации об имуществе и доходах/расходах можно подавать в электронном, а не бумажном виде;

— В июле 2015г. парламент утвердил порядок создания Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП);

— Минюст запустил реестр коррупционных правонарушителей;

— 14 июля парламент открыл реестры собственников транспортных средств и земли;

— 8 октября Веховная Рада приняла закон, который предусматривает прямое госфинансирование политических партий с 2017 г. В первом чтении приняты законопроекты о создании специального госоргана по вопросам поиска и распоряжения полученных коррупционным путем активов.
— Задержка с созданием САП тормозит запуск коррупционных расследований НАБ;
— Задержка с созданием Нацагентства по противодействию коррупции не позволяет запустить в срок систему финмониторинга публичных служащих;
— Не определен орган по надзору в сфере доступа к информации;
— Разработан, но не внесен в парламент законопроект о порядке проверок на добросовестность госслужащих и местных чиновников.
Судебная реформа Выполнено 64%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Разработана и утверждена Стратегияреформирования судопроизводства на 2015—2020г.г., а также план ее реализации;

— Принят закон «Об обеспечении права на справедливый суд»;

— Рада по вопросам судебной реформы разработала проекты изменений в Хозяйственный процессуальный, Гражданский процессуальный Кодексы и Кодекс административного судопроизводства. Они находятся на этапе публичного обсуждения;

— Утвержден порядок о ведении судейского досье;
— Рада по вопросам судебной реформы   дорабатывает изменения в закон «Об адвокатуре».
— План действий по имплементации Стратегииреформирования судопроизводства требует изменений;

— ВККС не начала квалификационное оценивание судей.
Децентрализация Выполнено 76%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Утвердить Концепцию реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти;

— В каждой области открыть региональные офисы реформ;

— Принять изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы и передать органам местного самоуправления дополнительные полномочия и источники доходов. За девять месяцев текущего года рост доходов местных бюджетов составил 70,9 млрд грн по сравнению с 50,4 млрд грн в 2014 г.;

— По состоянию на 30 сентября 19 областей утвердили Перспективные планы формирования территорий общин;

— Процесс объединения иницирован в 6 тысячах территориальных общин (больше половины существующих). Осенью 2015г. в 159 объединенных территориальных общинах прошли первые выборы мэров и депутатов местных советов.
— Первое чтение прошли законы «О службе в органах местного самоуправления» и «О муниципальной полиции»;

— В первом чтении приняты изменения в Конституцию относительно децентрализации, Рада приняла закон «О местных выборах»;

— Минрегион внедрил он-лайн платформу Фонда регионального развития. Отбор инвестпроектов впервые происходит не в ручном режиме, а на конкурсной основе. Создается Координационный совет доноров, который будет определять приоритетные сегменты для направления международной помощи.
— Без принятия изменений в Конституцию невозможно провести комплексную реформу местного самоуправления во всех отраслях и сферах;

— Не приняты законопроекты «О местном самоуправлении в Украине» (новая редакция), «О префектах», «Об основах и порядке решения вопросов территориально-административного деления Украины»;

— Следует разработать предложения относительно оптимизации территориальных органов власти, сформировать перспективную модель административных округов.

— Необходмио имплементировать законодательство о реализации проектов межрегионального сотрудничества.
Реформа госуправления Выполнено 33%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Принята стратегия реформирования госслужбы и службы в органах местного самоуправления;

— Законопроекты «О госслужбе» (№2490) и «О службе в органах местного самоуправления» (№2489) приняты в первом чтении;

— Разработана стратегия реформирования госуправления до 2020 г.
— Не удалось принять закон «О госслужбе» и внести изменения в закон о КМУ и ЦОИВ, как того требует Коалиционное соглашение;

— Не удалось сократить излишние и дублирующие функции госорганов, в результате сократить госаппарат и поднять зарплату;

— Комплексный анализ и организационная реструктуризация госорганов не проведены;   (требование Коалиционного соглашения);

— Не получилось перевести госорганы на финансирование в зависимости от возложенных на них задач и результатов выполнения. (требование Коалиционного соглашения).
Дерегуляция и развитие предпринимательства Выполнено 56%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Украина присоединилась к Женевской конвенции ООН относительно автотранспорта 1958 г., что позволило отменить обязательную сертификацию новых автомобилей;

— Количество видов деятельности, которые подлежат лицензированию, сокращено с 56 до 30;

— Ликвидировано монопольное положение «Укрэкоресурсы» на рынке сбора, заготовки и утилизации отходов тары и упаковки;

— Срок выдачи фито-санитарного сертификата в портах уменьшился с 5 до 2 дней;
— Упрощены разрешительные процедуры в сфере пользования недрами, что снизило их годовую стоимость на 3 млрд грн;

— Отменен карантинный сертификат;
— Упразднены обязательные сертификаты по 13 фидам продукции, в том числе техническим средствам реабилитации, моющим средствам, детском питании, основной части рынка топлива и др.;

— Внедрен институт бизнес-омбудсмена;

— Выполнено поти 90% планаотносительно имплементации европейских директив в сфере технического регулирования.
— Задержка с прохождением законопроектов через парламент. В Верховной Раде зарегистрированы 20 законопроектов по дерегуляции, которые ждут своего часа;

— Разработка и утверждение лицензионных условий на подлежащие лицензированию виды деятельности ведется с большим опозданием;

— Не утверждены законопроекты о четкой процедуре банкротства, выполнения контрактов, регистрации имущества и пр., что стоило Украине 13 мест в рейтинге Doing Business.
Реформа правоохранительных органов Выполнено 41%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— 2 июля парламент принял закон о Национальной полиции, который запустил реформу МВД. На данный момент новая патрульная служба работает в четырех крупнейших городах Украины — Киеве, Львове, Одессе, Харькове. — Не приняты законы «О сервисных услугах и сервисных центрах МВД (предполагает реорганизацию коррупционных МРЭО) и „О государственном бюро расследований“.
Реформа   в сфере нацбезопасности и обороны Выполнено 55%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Украина отказалась от внеблоковой политики и возобновила курс на евроатлантическую интеграцию;

— Утверждена новая Стратегия нацбезопасности и Военная доктрина;

— Стартовала разработка закона»О планировании в секторе обороны и безопасности Украины";

— Началась разработка программных документов относительно парамилитарных формирований; — Формируются силы спецопераций ВСУ. Уровень выполнения

— 20%;

— Началась разработка Морской доктрины;

— Начато, но не доведено до конца, создание ситуационных центров.
— Не началась институциональная реформа МВД и Генерального штаба ВСУ;

— Основы территориальной обороны Украины пересматриваются слишком медленно;

— Необходимо ускорить реформу ВСУ.
Реформа здравоохранения Выполнено 55%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— 19 марта приняты законы, позволяющие закупать лекарства через международные организации. В июле-августе МОЗ выбрал детский фонд ООН «ЮНИСЕФ», ПРООН и агентство Crown Agents в качестве агентов для осуществления закупок;

— КМУ разрешил МОЗ создать Центр общественного здоровья;

— Украина присоединилась к Глобальной инициативе по здравоохранению (Global Health Security Agenda).
— Не принят законопроект относительно автономии медицинских учреждений;

— Не произошла дерегуляции фармацевтического рынка. Не смотря на существование нескольких рабочих групп и различных концептуальных наработок, стратегия его дерегуляции так и не появилась;

— Реформа МОЗ не происходит;

— Проект Всемирного Банка «Улучшение здравоохранения на службе у людей» за счет кредита в 214 млн. долларов, практически приостановился.
Налоговая реформа Выполнено 69%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Прошло обсуждение концепции налоговой реформы в рамках 14 индустриальных и 6 открытых коммуникационных платформ. Запущен Национальный диалог на тему Налоговой реформы;

— МВФ и Минфин утвердили реформу ГФС;

— Внедрено электронное администрирование НДС;

— Минфин подготовил законопроект о синжении ренты для газодобывающих компаний;

— Разработана стратегия пересмотра действующих Конвенций об избежании двойного налогообложения в соответствии с модельной конвенцией ОЭСР;

— Внесены поправки в закон о ТЦО.
— Проект нового Налогового Кодекса не подан в срок в парламент. У Минфина и депутатов нет единого видения относительно того, какой должна быть налоговая реформа;

— Законопроект Минфина о снижении ренты не принят.
Программа энергонезависимости и реформа энергетики Выполнено 31%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Принят закон «О рынке природного газа»; — Снижен объем импорта российского газа за счет наращивания объемов реверсных поставок;

— удалось договориться о снижении цены на газ с РФ с 337,1 долларов за тыс куб (I квартал 2015 г.) до 227,4 долларов за тыс куб (IV квартал 2015 г.);

— подписано соглашение c Westinghouse о поставках модифицированных топливных сборок и обогащении урана;

— Увеличение дешевой и чистой электроэнергии АЭС с 47% до 56%;

— Стартовало поэтапное повышение тарифов согласно требованиям МВФ.
— Не получилось создать стимулы для наращивания отечественной добычи углеродов и привлечения инвестиций в энергетический сектор;

— Не удалось снизить рентные ставки на добычу газа (законопроект №2352а);

— Не принят закон «О Нацкомисии, которая осуществляет госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг»;

— Не удалось внедрить биржевую электронную торговлю углем.
Продвижение интересов Украины в мире Выполнено 65%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— В июне 2015 г. подписан протокол с Казахстаном в рамках вступления последнего в ВТО. Казахстан снял ограничения на поставки молочной продукции Украины;
— В июле этого года завершены переговоры о Соглашении о свободной торговле с Канадой; — Возобновлено действие Генерализированной системы преференций США (GSP). Получена возможность ввозить в США свыше 3500 видов отечественных товаров;- В ноябре 2015 г. парламент ратифицировал Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли;

— 21 октября Украина подала в ВТО первый запрос на проведение консультаций с РФ об ограничении импорта товаров для железной дороги (вагонов, стрелочных переводов и пр.);

— С 12 мая внедрена программа по доступу иностранных журналистов в зону АТО;

— Подготовлены промоброшюры на разных языках, англоязычные материалы на военную тематику, ряд промороликов (Open for U — об инвестклимате, Grow Ukraine — об агропотенциале, Reform video — о прогрессе реформ, Energy&Energy Efficiency — об энергетике и энергоэффективности).
— Не сдвинулись с места в выполнении пункта об увеличении в два раза объемов экспорта к 2019 г.;

— В зоне риска планы по созданию отделов по международным коммуникациям в органах исполнительной власти и назначению профильных советников;

— Программа по стажировке иностранцев в ЦОИВ выполнена на 20%;

— Программа по проведению учебных треннингов для представителей экономических миссий Украины реализована только на половину.
Реформа сельского хозяйства Выполнено 80%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Реализован пилотный проект в Полтавской области о привлечении капитала для фермеров через аграрный расписки. Эксперимент распространен на Черкасскую, Винницкую и Харьковскую области;

— Принято ряд законов по дерегуляции в сфере аграрного сектора, в том числе №191 от 12 февраля этого года об упрощении условий ведения бизнеса, №222 от 2 марта 2015 г.о лицензировании видов хозяйственной деятельности;

— Гармонизировано с евростандартами законодательство в сфере обращения с продуктами животного происхождения;- Сохранен льготный режим налогообложения для аграриев.
— Не получилось приватизировать 86 аграрных ГП. Дополнительно в список было включено еще 15 предприятий. Ни одно из них не передано в управление ФГИУ;

— Верховная Рада не приняла законопроект №1159 о передаче в коммунальную собственность земель сельхозназначения;

— Не получилось отменить мораторий на продажу сельхозземель.
Реформа образования Выполнено 59%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— В парламент внесены два законопроекта: «О профессиональном образовании» и «О научной и научно-технической деятельности». Рассмотрение ожидается в ноябре;

— Подписано и ратифицировано Соглашения с ЕС «Горизонт 2020», которая открывает украинским ВУЗам доступ к финансированию научных проектов и разработок. Бюджет «Горизонт 2020» — 80 млрд евро);

— Впервые ВНО объединили с итоговой аттестацией по украинскому языку. В последующие годы спектр предметов, по которым планируется совмещение аттестации с ВНО будет расширен;

— Пересмотрены учебные программы начальной и средней школ на предмет их перезагрузки.
— Имплементация закона «О высшем образовании» происходит медленно. Министерство разработало свыше 30 нормативных актов. Из них 19 приняты, остальные — на этапах согласования или пересогласования;

— Задержка с рассмотрением на Кабмине законопроекта «Об образовании».
Реформа финансового сектора Выполнено 69%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Создано законодательное поле для очищения банковского рынка и сокращения инсайдерского кредитования согласно требованиям МВФ (закон №218 от 2 марта);

— Усовершенствован процесс выведения с рынка неплатежеспособных банков (закон №629 от 16 июля). За девять месяцев с рынка выведены 29 банков, за весь 2014 год — 32;

— Приняты законы для обеспечения финансовой независимости НБУ;

— Появился инструмент создания прогнозированной ресурсной базы для банков (закон №424 от 14 мая). С апреля объем депозитов в нацвалюте растет. ЗВР увеличились с 7,5 млрд долларов по состонию на начало года до 12,8 млрд долларов на 1 октября. Учетная ставка НБУ снижена с 30% до 22%; По состоянию на 22 сентября НКЦБФР возбудила 51 дело о правонарушениях на рынке ценных бумаг.
— Парламент тормозит принятие 18 законопроектов, которые важны для финсектора. Большинство из них являются требованиями МВФ. В частности речь о законопроекте №2767 о запуске накопительной системы страхования, законопроектах № 2286а и №3111, касающихся защиты прав кредиторов и снижения концентрации кредитных рисков (маяки МВФ);

— Не приняты документы №1797-1 «О страховании» и проект закона относительно консолидации функций по госрегулированию рынков финансовых услуг (№2413а).
Конституционная реформа Выполнено 56%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Подготовлены изменения в Конституцию; — Изменения в Основной Закон относительно децентрализации получили одобрительный вывод Венецианской комиссии и приняты парламентом в первом чтении;

— Изменения в Конституцию относительно правосудия получили предварительный одобрительный вывод Венецианской комиссии;

— Изменения в Конституцию относительно прав человека в процессе обсуждения.
— Все идет по графику. От президента требуется внести в парламент проект изменений в Основной Закон   относительно правосудия, после чего Верховная Рада должна отправить их в Конституционный Суд, а после — принять в целом не позже марта 2016 г.;

— Изменения в Конституцию относительно децентрализации Рада должна принять не позже января 2016 г.
Реформа госзакупок Выполнено 52%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Запуск электронной системы госзакупок ProZorro. По состоянию на 1 октября 2015 г. в системе работает свыше 980 госзаказчиков, объявлено торгов на сумму более 4 млрд грн, средняя экономия составляет 12-18%;

— Согласовано новые функции профильного департамента МЭРТ; — Назначен новый и.о. директора ГП «Внешторгиздав»;

— Стартовал процесс присоединения Украины к Согласшению с ВТО о госзакупках;

— Разработана дорожная карта гармонизации украинской системы закупок с евростандартами.
— Необходимо принять закон «О публичных закупках»;

— Следует разрешить на законодательном уровне использование международных провайдеров облачных технологий для размещения несекретной госинформации; — Необходимо утвердить дорожную карту гармонизации украинской системы закупок с евростандартами.
Реформа в сфере управления госсобственностью Выполнено 82%
Выполнено Не выполнено/нужно сделать для ускорения
— Подготовлены отчеты МЭРТ о деятельности ТОП-100 госпредприятий; — Усилены требования относительно аудита финотчетности ГП;

— Разработаны законодательные акты о создании набсоветов в унитарных предприятиях и внедрении института независмых директоров;

— Кабмин обновил процедуру назначения руководителей крупнейших ГП (изменения в постановление №777 от 3 сентября 2008 г.);

— Сделаны шаги для установления четких целей деятельности ГП, а также их спецобязательств;

— Проведен анализ портфеля госпредприятий с целью определения стратегии их реструктуризации;

— Утвержден указ МЭРТ о пересмотре методологии разработки финпланов для объединения финансовых и стратегических планов в один документ.
— Рада не утвердила список предприятий, неподлежащих приватизации (законопроект №1567);

— Парламент не принял законопроект 2319а относительно усовершенствования процедуры приватизации;

— Приватизация крупных стратегических объектов (ОПЗ, облэнерго) перенесена на следующий год.

Правда, заявленный советом уровень выполнения реформ – весьма условный.

Большинство пунктов в графе «выполнено» касаются не вступивших в силу законов, а документов, которые в худшем случае находятся на согласовании в Кабмине, в лучшем – прошли первое чтение в парламенте.

«Из всех пяти документов лучше всего выполняется Меморандум с МВФ», – отметил в разговоре с ЭП собеседник из Администрации президента.

В отличие от других документов, за невыполнение меморандума Украине грозит вполне конкретный и очень болезненный «кнут» — срыв программы финансирования.

 

Появление новой патрульной службы и реформу милиции люди смогли увидеть собственными глазами – то есть «пощупать».

Понятно, что в этом случае они признают наличие изменений. В остальных случаях большинство респондентов говорит о том, что реформ вообще нет, или же они происходят очень медленно.

Хуже всего, по мнению опрошенных, обстоят дела с реформированием судебной системы, прокуратуры и здравоохранения.

«На самом деле эти оценки довольно оптимистичные. Они могли быть еще ниже. Мы имели дело с людьми–жителями городов с доступом к Интернету. Если бы мы опросили жителей села, мы бы получили более низкие оценки», – отмечает в разговоре с ЭП заместитель генерального директора TNS Cветлана Винославская.

Одна из причин низкой осведомленности граждан – неэффективная информационная политика власти.

«Как показало исследование, катастрофически не хватает информации об изменениях в сельском хозяйстве, финансовом секторе, дерегуляции, в сферах госуправления и управления госсобственностью. Люди говорят, что в последний месяц не встречали в СМИ такой информации. А 13% из опрошенных вообще ничего не слышали о каких-либо реформах», – говорит Винославская.

По ее словам, западные регионы и Киев воспринимают реформы оптимистичнее, чем на востоке.  Впрочем, Запад и Центр после Майдана изначально были настроены на изменения и сейчас стараются их увидеть.

Жители Харькова, некоторых городов Донецкой и Луганской областей, Днепропетровска более негативно оценивают ход реформ — чаще говорят, что их совсем нет.

«Для того, чтобы получить лучшие оценки от восточных регионов, правительству нужно приложить более серьезные усилия и провести более радикальные изменения», – отмечает эксперт.

Джерело: ЕП

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code