Почему лекарства в ЕС в разы дешевле дешевле, чем в Украине

Перегляди: 1 158

«Аптечная мафия» буквально хоронит украинцев. Но ни правительство, ни президент не спешат хоронить «аптечную мафию». Причина проста: все производители медикаментов и торговцы ими в Украине входят в группировки как Петра Порошенко, так и Арсения Яценюка

На первый взгляд кажется, что фармацевтический рынок в Украине высококонкурентен, а цены на лекарства, хоть и высоки, но соответствуют качеству. Кроме того, государство ограничивает наценки на медикаменты, что должно гарантировать минимально возможную цену.

Более того, за последние годы из-за девальвации гривны резко увеличилась доля отечественных препаратов, что должно минимизировать влияние девальвации гривны на цены. По итогам октября 2015 года она составляла 75,7% всех продаж в натуральном выражении; в деньгах (из-за высокой стоимости импортных препаратов) — 41,4%.

Достаточно ли этого для того, чтобы цены на лекарства в Украине были ниже, чем в ЕС, или хотя бы аналогичными? Однако часто можно услышать обратное — что цены на лекарства ниже в ЕС. Что же происходит на самом деле?

Для нашего сравнения цен были взяты распространенные оригинальные препараты (оригинаторы) определенного производителя, идентичной формы выпуска и упаковки, которые свободно продаются в аптечной сети как в Украине, так и в соседних странах Евросоюза: Венгрии, Словении, а также в Грузии. Цены на оригинаторы в этих государствах в 2-3 раза ниже, чем в Украине.

Цены на оригинаторы в Венгрии, Словении и Грузии, по сравнению с Украиной (цена в Украине = 100%)

Более того, для оценки конкурентности цен на отечественные препараты сравнивались цены на идентичные препараты украинских производителей в аптечной сети Украины и Грузии:

Необходимо сказать, что на некоторые лекарства, произведенные в Украине, цены в Грузии значительно ниже (в 2-3 раза), что также может свидетельствовать о низкой конкуренции на украинском фармацевтическом рынке, по крайней мере, в сравнении с Грузией.

Ассортимент лекарств

В Украине, несмотря на мощное внутреннее производство лекарств, ассортимент на фармацевтическом рынке достаточно низкий. Во-первых, в стране зарегистрировано чуть менее десяти тысяч готовых лекарственных средств, что на 60% меньше, чем, например, во Франции. Во-вторых, из 1264 молекул, содержащихся в Британском национальном формуляре лекарственных средств, который признан стандартом для фармакологии, в том числе и ВОЗ, 32% отсутствуют в Украине.

Таблица 1. Доля действующих веществ (молекул), которых физически нет в Украине (по сравнению с БНФ, который взят за основу стандартов ВОЗ)

 

Раздел Британского национального формуляра (БНФ) Общее # молекул в БНФ Из них # отсутствующих в Украине % отсутствующих в Украине
1 Желудочно-кишечный тракт 64 19 30%
2 Сердечно-сосудистая система 161 53 33%
3 Органы дыхания 48 18 38%
4 Центральная нервная система 172 71 41%
5 Инфекции 128 34 27%
6 Эндокринная система 99 27 27%
7 Акушерство, гинекология и патология мочевыводящих путей 38 14 37%
8 Злокачественные заболевания и иммуносупрессии 123 29 24%
9 Гематология 92 34 37%
10 Заболевания костно-мышечной системы и суставов 66 22 33%
11 Глаза 74 23 31%
12 Ухо, горло, нос 36 5 14%
13 Кожные заболевания 81 25 31%
14 Иммунобиологические препараты и вакцины 32 5 16%
15 Анестезия 40 16 40%
16 Неотложное лечение острых отравлений 10 5 50%
Всего 1264 400 32%

 

В-третьих, на розничном рынке Украины нет многих препаратов, действующее вещество которых указано в Национальном перечне основных лекарственных средств.

Так, из 50 наименований, выбранных для исследования важнейших лекарств, проведенного ДЭЦ при поддержке ВОЗ в 2012 году, семи оригинальных брендов не было в продаже ни в одной аптеке (действующие вещества — атенолол, цефтриаксон инъекция, ципрофлоксацин, ко-тримоксазол, изосорбида динитрат, нифедипин, омепразол), десяти не было в продаже в 90% аптек и шести не было в продаже в 70% аптек.

С генериками ситуация обстояла ненамного лучше. Согласно тому же исследованию, одного из генерических препаратов (действующее вещество диазепам) не было ни в одной аптеке и пяти не было в продаже в 90% аптек.

Таким образом, в Украине по сравнению с другими странами ассортимент лекарственных средств значительно ниже, а цены на лекарства, особенно брендовые препараты, значительно выше, чем в европейских странах, что свидетельствует о низкой конкуренции и является косвенным признаком серьезной зарегулированности фармацевтического рынка.

Последствия для населения

Последствиями низкого ассортимента и относительно высоких цен на лекарства для населения является неспособность большинства украинских граждан покупать необходимые для восстановления здоровья препараты и эффективно бороться с теми болезнями, которые лечатся медикаментозно.

Другим следствием является то, что для лечения ряда болезней в Украине невозможно купить все назначенные врачом препараты.

Так, стандартные протоколы лечения онкобольных детей содержат ряд лекарств, которых нет в легальной продаже: космеген (для лечения саркомы Юинга, нефробластомы), натулан (для лечения лимфогранулематозы), пуринотеол/тиогуанин и эрвиназа (для лечения острого лимфобластного лейкоза), бараклюд (для лечения гепатита В и С на фоне онкозаболеваний), алкеран (для лечения острого миелобластического лейкоза, саркомы Юинга, нейробластомы), клофарабин (для лечения резистентных лейкозов).

Большинство из этих лекарств производятся на высокотехнологичных производствах в развитых странах и были ранее зарегистрированы в Украине. Поскольку в настоящее время они не зарегистрированы в нашей стране, но для них нет качественных заменителей, врачи продолжают их назначать и пациенты вынуждены их покупать/ввозить нелегально.

Эти лекарства часто составляют большую долю от стандартной схемы лечения, иногда один препарат — это 10-20% от стандартной корзины, необходимой для химиотерапии.

Лекарства для рядового украинца, который заболел тяжелым недугом, часто совсем недоступны. Так, по информации благотворительного фонда «Таблеточки», на сегодня для онкобольного ребенка на 9 месяцев лечения необходимо 500 тыс. грн, включая взносы государства, волонтеров и родителей.

На фоне среднемесячного семейного дохода в Украине в 2014 г. — 4,6 тыс. грн — эта сумма недоступна для большинства граждан.

Таким образом, увеличение ассортимента и снижение цен на лекарства будет одним из факторов, которые значительно улучшат здоровье населения, его трудоспособность и производительность и, в конечном итоге, благосостояние граждан.

Причины высоких цен на лекарства в Украине

Благодаря социальному и стратегическому значению фармрынка, в большинстве стран он подлежит строгому государственному регулированию.

Вместе с тем, чрезмерная зарегулированность без надлежащих компенсационных механизмов, как, например, реимбурсация и общеобязательное медицинское страхование, «чрезмерная» компетенция государственных органов, отсутствие четких правил и терминов приводит к неоправданным затратам как фармбизнеса, так и бюджетных средств, злоупотреблению чиновниками своим положением, что создает широкое поле для коррупции.

Кроме того, это ведет к затягиванию получения разрешительных документов, завышению регуляторных требований.

Все это вместе негативно сказывается на стоимости лекарств для конечного потребителя и незаинтересованности производителей в выведении новых лекарственных средств на рынок Украины.

Чтобы оценить общие последствия дерегуляции фармацевтического рынка в Украине, можно проанализировать эффект от реформы в Грузии.

Несмотря на то, что в Грузии, в отличие от Украины, не было значительного внутреннего производства лекарств и размеры экономик несопоставимы, грузинский опыт релевантен для Украины по ряду причин.

Во-первых, те же стартовые условия — система регулирования, оставшаяся в наследство от СССР, и значительная коррупция во всех сферах жизни. Во-вторых, реформа произошла относительно недавно, в 2009 году, но уже прошло достаточно времени, чтобы оценить последствия. И наконец, до реформы регуляторные процедуры и практика их применения в обеих странах были довольно схожими.

Основной мерой дерегуляции в Грузии было признание регистрации лекарств, зарегистрированных в развитых странах (Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Австралии, Японии, Новой Зеландии и Израиле). Через год после дерегуляции:

— количество игроков на рынке возросло на 30%;

— ассортимент лекарственных средств увеличился почти вдвое;

— цены на лекарства упали не менее чем на 25%.

Что еще нужно сделать Украине?

Благодаря размеру своего рынка, у Украины есть дополнительные возможности для снижения цен на лекарства.

В частности, для улучшения конкуренции на фармацевтическом рынке необходимо также упростить лицензирование производства.

Такие меры могут привести к размещению в Украине производства некоторых оригинаторов, что позволит еще больше снизить цены в этом сегменте фармацевтического рынка.

Проиллюстрируем это, сравнив цены на два оригинальных лекарственных средств в Украине, Грузии, Словении и Венгрии:

На идентичные лекарственные препараты цены в Венгрии значительно ниже не только цен в Украине, но и даже в Грузии. Причина в том, что эти лекарства производят в Венгрии и их не надо импортировать.

Поскольку в Украине — относительно большой рынок и инфраструктура, необходимая для транснациональных фармацевтических компаний, меры по дерегуляции лицензирования производства (вместе с восстановлением макроэкономической стабильности и борьбой с коррупцией) будут содействовать привлечению в Украину иностранного производства лекарств.

И это также будет способствовать существенному снижению цен на высокотехнологичные препараты.

Марта Кузьмин, экономист; опубликовано в изданиях Европейская правда /  VoxUkraine

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code