Почтовый дилижанс-2. «Винницкие» в Одесском порту бьют «рекорды»

Перегляди: 447

Вокруг команды «винницких», которая вот уже восьмой месяц хозяйничает в Одесском порту, не стихают страсти. Несмотря на видимое спокойствие, недовольство пришлой командой никуда не делось. Причем в тлеющий внутренний конфликт угли подбрасывают сами «почтовики»

175457

Не успел улечься шум вокруг неудачно проведенного митинга в порту, после которого всплыла шокирующая портовиков правда, как подоспели провальные результаты их работы за первый квартал, ставшие очередным поводом для критики в их адрес. Ведь в разы упали доходы предприятия и прибыль. И это на фоне высоких зарплат, которые установило себе новое руководство.

При этом трудовой коллектив ГП «Одесский морской торговый порт» (ГП «ОМТП») заявляет, что их предприятие намеренно ведут к банкротству, а портовое бизнес-сообщество уверяет, что таков прогнозируемый итог правления непрофессиональной команды. И если ничего не поменяется в кадровой политике предприятия, то убытки ГП «ОМТП» будут обеспечены.

Представители бизнеса, которых с самого начала удивляли подходы и методы работы прибывшей в Одессу команды, не раз обращались в Министерство инфраструктуры и Комитет по назначению руководителей особо важных для экономики предприятий с напоминанием выполнить, наконец, закон и провести конкурс на должность директора ГП «ОМТП». Но, увы, их голоса услышаны не были.

Борьба за буксировку

Напомним, что бывший руководитель «Укрпочты» Игорь Ткачук вместе со своей командой встал у руля ГП «Одесский морской торговый порт» в сентябре прошлого года.

То есть в качестве временно исполняющего обязанности руководителя он возглавил госпредприятие, которое не занимается перевалкой грузов, а владеет территорией порта и сдает в аренду частным стивидорным компаниям госимущество, и таким образом влияет на многие процессы в порту, в том числе на ценовую политику. Из-за чего, собственно, с самого начала и возникли трения между стивидорными компаниями и новоиспеченным руководством, которое было удивлено, что возглавляемое ими государственное предприятие не ведет перегрузочные работы, и строило планы, как бы вернуть их в государственные руки, а стало быть, и в их тоже.

О ситуации в порту с приходом команды «винницких» ZN.UA подробно писало в публикации «Почтовый дилижанс» (см. №7 от 24 февраля 2017 г.). Отметим, основной доход ГП «ОМТП» приносит работа буксирного флота — свыше 80%. Это порядка 15 млн долл. в год. Во всяком случае, так было раньше. Теперь же в разы меньше, но об этом ниже. Поэтому всякое посягательство на рынок буксирных услуг со стороны других компаний воспринимается коллективом госпредприятия болезненно и в штыки. Отсюда вся шумиха вокруг буксирного флота в Одесском порту.

Напомним, она началась еще в прошлом году, когда стало известно о намерениях Министерства инфраструктуры продать буксирный флот Одесского порта компании DP World. И продолжилась в связи с заходом в акваторию порта частной буксирной компании «Экофлот», забравшей у ГП «ОМТП» добрую часть работ. По словам самих портовиков, до 60% и даже больше, что не могло не сказаться на финансовых показателях. В результате доходы ГП «ОМТП» по итогам первого квартала этого года по сравнению с аналогичным периодом 2016-го уменьшились в два раза, а чистая прибыль — в 4,3 раза.

Дело в том, что, в отличие от других портов, к примеру, Николаевского и Южного, в Одесском услуги по буксировке оказывал только государственный портовый флот. В результате ГП «ОМТП» получало солидные доходы. Но буксировка не входит в перечень регулируемых услуг, предоставляемых исключительно государством. Более того, конкуренция на этом рынке — нормальная мировая практика. И портовая реформа, так до сих пор и не завершенная, предполагает такую конкуренцию. На этих позициях стоит и нынешнее руководство Мининфраструктуры, которое и планировало привлечь к покупке буксирного флота Одесского порта компанию DP World.

Другое дело, что для продажи госимущества нужен тендер, тогда будет видна рыночная цена. А буксирный флот министерство намеревалось, судя по всему, отдать без какого-либо конкурса, причем по спорной цене. Планировалось за 12 буксиров получить 50 млн долл., но частями. Вначале инвестор должен был заплатить 25 млн долл., остальную сумму — по 2,5 млн долл. в год в течение десяти лет.

Но пока громко обсуждалась эта сделка, в акваторию порта тихо и мирно зашла другая частная компания — ООО «Экофлот». Судя по данным Единого государственного реестра юридических лиц, она создана в 2014 г. с уставным капиталом в 1 тыс. грн. Все бы ничего, да только ни о какой конкуренции в данной ситуации речь не идет.

В тандеме с конкурентом

Заход в порт никому не известной компании «Экофлот» превратился в обычный для нашей страны способ зарабатывать деньги на государственных ресурсах. По информации портовиков, у нее два или три буксира и нет бригад швартовщиков, без которых судно к причалу не поставишь. Для сравнения, портофлот Одесского порта (подразделение ГП ОМТП") имеет 12 буксиров, свои швартовые бригады и работает на этом рынке с момента создания порта. Но почему-то львиная доля заказов отошла компании без роду без племени.

Как рассказывали портовики, чтобы выполнять заказы, поступающие от судов, «Экофлот» вначале привозил бригаду швартовщиков из Южного. А затем стал использовать бригады Одесского порта, а потом и его буксиры. Фактически эта частная компания стала выполнять заказы для судов, используя флот госпредприятия. Говорят, по состоянию на сегодняшний день таких случаев было свыше двухсот. Фактически за частника работу выполняет госпредприятие. В результате такой схемы портофлот стал получать за свою привычную работу в разы меньше. А миллионы, получаемые им ранее, стали оседать в карманах коммерсантов, что в конечном итоге и сказалось на провальных результатах работы госпредприятия.

В прошлой публикации «Почтовый дилижанс» ZN.UA приводило цифры. Но, похоже, это были лишь цветочки, учитывая нынешний объем работ, перешедший частной компании, и всю «бухгалтерию», существующую между «Экофлотом» и ГП «ОМТП».

Дело в том, что между этой частной компанией и ГП «ОМТП», как выяснилось совсем недавно, был подписан договор о сотрудничестве. Документ датирован 23 января 2017 г. Во всяком случае, копию этого договора, которая была размещена на одном из интернет-сайтов и произвела в порту эффект разорвавшейся бомбы, команда «винницких» так и не опровергла.

В порту вообще предполагают, что между портом и этой частной компанией, возможно, заключен не один такой договор. А суть опубликованного договора в том, что компания «Экофлот» для буксирно-кантовочных и швартовых работ будет привлекать буксиры ГП «ОМТП». То есть условия для работы этой частной компании обеспечило само ГП «ОМТП» под руководством И.Ткачука, который возмущался приходом в порт частника и даже требовал с ним разобраться.

Что интересно, договор подписал его первый заместитель Виктор Слободянюк. Он фигурирует в этом документе в качестве исполняющего обязанности директора ГП «ОМТП». Но весь цинизм заключается в том, что Игорь Ткачук до появления в СМИ копии этого договора обвинил во всем грехах, причем публично, одесский филиал Администрации морских портов Украины, который, по его словам, и дает работу «Экофлоту». Это прозвучало на митинге в порту, организованном профсоюзами против рейдерства. Под рейдерами имелись в виду те, кто претендует на рынок буксирных услуг в порту. Между тем парадокс ситуации еще и в том, что филиал АМПУ в Одесском порту с середины января 2017 г. возглавляет представитель «винницкой» команды Александр Зубик, который прибыл в порт вместе с И.Ткачуком и до перехода в АМПУ был его первым замом.

Провальный митинг

Администрация морских портов Украины, ее главный офис, на следующий день после митинга сделала заявление по поводу прозвучавшей там информации. Но прежде чем обнародовать точку зрения АМПУ, вначале для полноты картины приведем выступление И.Ткачука на этом митинге. Оно было ключевым. К тому же после того, как договор между ГП «ОМТП» и ООО «Экофлот» стал достоянием общественности, слова Ткачука превратились в перлы.

«Процент наших работ, который они у нас забрали, растет, — говорил Ткачук. — И у меня возникает вопрос, а откуда взялись эти частные буксиры? Как оказалось, они арендуются у государственных предприятий, у администрации морского порта, то есть у другого госпредприятия…

Кто их пустил в порт? Кто предоставляет им заказы? А далеко ходить не надо. Кому принадлежит диспетчерская? Диспетчерская принадлежит АМПУ, которая и отдает им заказы».

«Странно получается, — удивлялся Ткачук, — работаем в структуре одного министерства, одного большого предприятия — Одесский морской торговый порт, но почему-то одна государственная компания идет против другой. Но самое главное, идет против коллектива…

Сегодня мы собрались, чтобы сказать: позиция коллектива и руководства госпредприятия — одна. Мы не хотим, чтобы забирали наш бизнес. Мы не хотим, чтобы забирали наши доходы. Мы не хотим остаться без работы…».

При этом И.Ткачук потребовал от власти и силовиков разобраться с компанией «Экофлот» и с теми, кто позволил ей отобрать работу и доходы у госпредприятия. Он заявил, что всем коллективом они обратятся во все инстанции, в том числе в Генпрокуратуру и НАБУ, с требованием проверить эту компанию и дать ответ, на каком основании она работает в порту, кто разрешил, кто отдал в аренду ей буксиры и т.д. А еще на митинге И.Ткачук пообещал коллективу, что будут подготовлены отдельные обращения на имя президента страны и министра с указанием конкретных дат, времени, кораблей. Имелось в виду, конечно же, судов, ведь корабли в основном военные и парусные. И там же, на митинге, было принято за его подписью и подписью председателя профсоюза Одесского порта Владимира Зайкова совместное обращение к президенту Украины, народным депутатам, другим руководителям министерств и ведомств и СМИ с требованием о защите прав трудящихся Одесского порта.

Основной посыл тот же: «Неправомерная, вероломная попытка забрать штатную работу у трудового коллектива и искусственно довести госпредприятие до банкротства». В обращении также говорится: «…коммерческая структура „Экофлот“ циничным и наглым образом отжала свыше 60% услуг буксирного флота Одесского порта. И эта порочная тенденция продолжает усиливаться, угрожая забрать работу у портофлота, из-за чего государство уже понесло безумные убытки».

Отметим, что участники митинга потребовали от властей не только проверить законность прихода компании «Экофлот» в порт, но и проанализировать снижение бюджетных поступлений. Очень своевременное требование, но об этом ниже.

Насколько известно, на призывы, прозвучавшие на митинге, отреагировала лишь Администрация морских портов Украины. В ведомстве заявили, что буксировка не входит в перечень регулируемых услуг, предоставляемых исключительно госпредприятиями. На этом рынке могут работать и частные компании, и это нормальная практика. «Только честная конкуренция и открытые рыночные правила определяют более оптимальное для судовладельцев и агентов предложение. В акваториях других портов существует жесткая конкуренция, что приводит к удешевлению таких услуг», — говорится в заявлении.

При этом АМПУ разъяснила, что не диспетчерская (в Одесском порту она в введении администрации) определяет для того или иного судна буксиры. Услуги оказываются непосредственно по заявке капитанов судов, на основании заключенных договоров о предоставлении таких услуг, как правило, через уполномоченных морских агентов. И что ключевые критерии в данном случае — необходимое количество и мощность задействованных буксиров.

Сами себя высекли

Итак, из заявления АМПУ следуют два посыла. Первый: ГП «ОМТП» придется привыкать работать в условиях конкуренции. Второй: У ГП «ОМТП» должно быть достаточно мощных буксиров, чтобы выдержать конкуренцию. А что получилось?

Портофлот оказался на подхвате у частной компании. Хотя, как говорили на митинге капитаны буксиров: «В Одесском порту нет таких работ, с которыми мы не можем справиться». Выходит, руководство ГП «ОМТП» самолично, путем предоставления буксиров и бригад швартовщиков, обеспечило конкурентные преимущества компании «Экофлот», у которой нет необходимого количества флота для выполнения 60% заявок по буксировке судов в акватории Одесского порта. А ведь запросто могло, имея множество рычагов воздействия по сравнению с никому неизвестным частником, оставить за собой львиную долю работ.

Отсюда возникает вопрос: почему И.Ткачук и его команда решили не конкурировать с «Экофлотом», а помогать «неугодной» фирме отбирать у них заказы, с которыми они могли успешно справиться сами? Тем более на невыгодных для портовиков условиях, что не могло не отразится на результатах работы предприятия. Ответ напрашивается сам собой. То, что невыгодно предприятию, вовсе не значит, что невыгодно его руководству.

Поэтому, как поясняли портовики, ГП «ОМТП» в тандеме со своим конкурентом «Экофлотом» при постановке судов к причалам взяло на себя швартовку, то есть самую низкодоходную часть работ. На них приходится от 1 до 10%, а чаще до 5% доходов от работы буксиров.

Повторимся, у «Экофлота» нет своей бригады швартовщиков, а без них невозможно поставить судно к причалу. Но ГП «ОМТП» решило им в этом подсобить, предоставив своих работников, несмотря на требования убрать конкурентов из порта и крики о рейдерах. Хотя своим отказом могло бы создать частнику серьезные проблемы. Но команда Ткачука, наоборот, помимо швартовых бригад, стала предоставлять ему и свои буксиры.

Но и это еще не все. Как поясняли портовики, ГП «ОМТП» для предоставления услуг буксировки использует два тарифа. Один — при работе с судовладельцами. Это когда госпредприятие напрямую работает с клиентом и получает ставку за буксировку. Он более выгодный и составляет в среднем около 0,4 долл. с тонны дедвейта судна. К примеру, для судна дедвейтом 30–50 тыс. т это около 15–25 тыс. долл. Надо сказать, благодаря этому тарифу, то есть работе без посредников, портофлот и зарабатывал ранее порядка 15 млн долл. дохода в год. Именно этой цифрой и козырял И.Ткачук, мотивируя свою позицию против продажи буксирного флота компании DP World. Но, увы, теперь такие доходы госпредприятие уже вряд ли получит. Ибо с заходом в порт «Экофлота» ГП «ОМТП» резко сократило объемы своих работ по этому тарифу.

Другой тариф, состоящий из почасовой платы за работу буксиров, в разы меньше. И прежде, как поясняли портовики, он использовался редко, только при выполнении спецзаказов. Но именно его сегодня применяет руководство ГП «ОМТП» при выполнении буксировочных работ по заказам «Экофлота». Тариф составляет от 100 до 500 долл. в час. Время постановки судна к причалу — около часа. Спрашивается, зачем руководство ГП «ОМТП» предоставляет буксиры своему конкуренту, да еще по заниженной цене, если госпредприятие может самостоятельно выполнять эти работы, беря за них рыночную цену? К тому же со всеми агентскими компаниями ГП «ОМТП» имеет прямые договоры. Зачем ему посредник в виде «Экофлота»? Тем более что при этой схеме потери госпредприятия исчисляются сотнями тысяч долларов ежемесячно…

Далее. Судя по имеющейся информации (и об этом уже сообщалось в СМИ), «Экофлот» тоже предоставляет ГП «ОМТП» какие-то услуги и берет за них немалые деньги. И суммы там значительно превышают те, что получает госпредприятие от «Экофлота». Эту информацию руководство ГП «ОМТП» тоже не опровергло.

И.Ткачук прав, необходимо-таки проверить работу компании «Экофлот». А заодно и ее совместную «бухгалтерию» с ГП «ОМТП», которое он возглавляет.

Недалеко и до банкротства

Министерство инфраструктуры пока публично никак не отреагировало на снижение доходов ГП «ОМТП», находящегося в сфере его управления. Зато в самом порту уже проанализировали итоги первого квартала и дали свою оценку. Финансовые результаты работы ГП «ОМТП» за первый квартал 2017 г. превзошли даже пессимистические прогнозы тех, кто предрекал команде И.Ткачука завал в работе.

Итак, общий доход предприятия составил 77,1 млн грн, что на 40% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2016-го. И это при том, что общий объем грузопотока в Одесском порту вырос на 4% и составил 6,408 млн т, что по логике должно было привести и к увеличению доходов ГП «ОМТП». Прибыль уменьшилась с 101,4 млн грн до 23,5 млн, то есть в 4,3 раза. Налог на прибыль сократился с 23 млн грн до 7,8 млн.

При этом темпы падения прибыли (по сравнению с первым кварталом 2016 г.) гораздо выше темпов падения доходов. Почему? Увеличились расходы. К примеру, административные затраты (не связанные с основной хозяйственной деятельностью предприятия) — более чем в два раза, с 5,7 млн грн до 11,9 млн. Затраты на оплату труда выросли с 35,9 млн грн до 57,7 млн, или на 60%.

Отметим, что с приходом «винницкой» команды численность работников ГП «ОМТП» заметно увеличилась. По информации портовиков, почти на 100 человек, что не могло не сказаться на расходах. При этом фонд заработной платы рядовых работников ГП «ОМТП» повысился в среднем на 33%, а фонд оплаты труда административно-управленческого персонала — аж в 2,4 раза. Так, месячная зарплата директора ГП «ОМТП», насколько известно, выросла почти в три раза — с 130 тыс. грн до 310 тыс. Но сам Ткачук не решался публично озвучить размер своего оклада вместе с надбавками. Однако уже опубликованы данные его е-декларации за 2016 г., из которой видно, что по основному месту своей работы в ГП «ОМТП» (то есть за
3,5 месяца 2016-го) он получил 1 137 826 грн.

К слову, чтобы поднять себе зарплату, руководство, как считают в порту, было вынуждено повысить оплату труда всему коллективу. Согласно законодательству, максимально допустимый размер должностного оклада руководителя должен быть кратным минимальному должностному окладу, действующему на таком предприятии. Другими словами, размер должностного оклада директора ГП «ОМТП» не может более чем в 30 раз превышать минимальный должностной оклад.

В общем, рентабельность ГП «ОМТП» за первый квартал 2017 г. упала более чем в три раза, и если так будет продолжаться и дальше, то ГП «ОМТП» из прибыльного предприятия скоро превратится в убыточное.

«Передо мной поставлена задача обеспечить рост доходов предприятия», — не раз повторял И.Ткачук. «Обеспечил». Но дело, по большому счету, не только в финансовых показателях. Речь о перспективах функционирования порта в рыночных условиях. А тут команда «винницких», как уже подробно писало ZN.UA в предыдущей публикации, плетется в хвосте. Поэтому итог на сегодняшний день таков.

Сделка по продаже буксирногофлота компании DP World, похоже, сорвана. Во всяком случае, министр инфраструктуры Владимир Омелян теперь говорит лишь о приходе этой компании в порт «Южный». То есть госпредприятие потеряло возможность получить хоть и разовый, но, как теперь стало понятно, весомый для него доход. А главное, лишилось прежних своих доходов, позволявших руководству ГП «ОМТП» утверждать, что оно с такими деньгами не нуждается в инвесторах, кредиторах, а само способно обновлять свой флот. Именно этот аргумент использовал И.Ткачук, выступая против сделки с DP World. Зачем, мол, отдавать бизнес, приносящий высокие доходы, за счет которых самим можно покупать новые буксиры.

Далее. Вместо мирового портового оператора рынок буксирных услуг оказался в руках у неизвестной компании «Экофлот». И если дело так пойдет и дальше, то стареющий буксирный флот порта превратится со временем в груду металлолома. А сегодня у порта из 15 буксиров работают только 12. И в массе своей они давно отработали свой срок и нуждаются не в ремонте, на который расходуются большие средства, а в замене.

Министерство инфраструктуры как раз и мотивировало привлечение инвестиций в развитие буксирного флота Одесского порта со стороны крупной международной компании необходимостью появления современных, мощных, экономичных буксиров, что позволило бы улучшить качество предоставляемых услуг. И снизить стоимость обслуживания судов, которая явно не конкурентна. А с учетом того, что украинский рынок буксирных услуг не стоит на месте, а расширяется за счет частных компаний, то рано или поздно конкуренция в порту привела бы к снижению, а то и к потере доходов госпредприятия, а, стало быть, и возможности для обновления флота, что, собственно, уже наблюдается.

Не пора ли в обратный путь?

Выступая на вышеупомянутом митинге, лидер профсоюза Одесского порта Владимир Зайков заявил, что коллектив порта лихорадит более шести месяцев. Правда, он имел в виду лишь портофлот. Но трясет и порт в целом, учитывая отношения, с самого начала сложившиеся у команды Ткачука со стивидорными компаниями в порту. И хотя «винницкая» команда больше не провоцирует своими действиями конфликты, но отношение к ней со стороны бизнеса все то же: как к команде непрофессионалов, как к команде «почтальонов». И подтверждение тому — обращения Ассоциации стивидорных компаний Одесского порта, а также совета Одесского порта в Мининфраструктуры и Комитет по назначению руководителей особо важных для экономики предприятий с просьбой как можно быстрее начать процедуру проведения конкурса на должность директора ГП «ОМТП».

Бизнес мотивирует свои требования тем, что И.Ткачук на данный момент занимает должность директора ГП «ОМТП» незаконно. Согласно законодательству, срок полномочий временно исполняющего обязанности руководителя особо важного для экономики предприятия не может превышать трех месяцев. А уже пошел восьмой, как Ткачук в качестве в.и.о. управляет госпредприятием. Иными словами, учитывая утвержденную Кабмином процедуру, Мининфраструктуры и вышеуказанный комитет, созданный при Минэкономики, должны были объявить и провести данный конкурс еще более полугода назад.

При этом в порту уверены, что если конкурс будет объявлен, то никто из членов «винницкой» команды пройти его не сможет. Поскольку в состав комитета, ответственного за проведение конкурса, входят авторитетные лица, такие, как Джордж Логуш (бывший президент Киевской школы экономики и глава правления Kraft Foods International), Шевки Аджунер (директор представительства ЕБРР в Украине), Руфат Алимарданов (глава представительства Международной финансовой корпорации (IFC) в Украине), Ваше Жером (постоянный представитель МВФ в Украине), Сату Кахконен (региональный директор Всемирного банка в Украине), Альгирдас Шемета (бизнес-омбудсмен в Украине), и другие.

В общем, в порту по-прежнему ждут смены команды.

Источник zn.ua

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code