Проблема с «украинским ФБР»: почему возникли сложности и что делать дальше

Перегляди: 87

В подследственность ГБР перешла часть дел Генеральной прокуратуры, однако из-за того, что новый орган еще не работает, возникла путаница

76_main_new.1511381093

С 20 ноября часть дел ГПУ перешли в подследственность Госбюро расследований. Фото: pixabay.com

С 20 ноября 2017 года Генеральная прокуратура Украины (ГПУ) лишилась полномочий начинать уголовные расследования против чиновников высшего ранга и народных депутатов. Теперь эти функции перешли Государственному бюро расследований (ГБР), которое, однако, пока еще не запущено. Сайт «Сегодня» разбирался, как быстро заработает украинский аналог ФБР и что будет, пока этого не произошло.

Что такое Государственное бюро расследований

В 2015 году Верховная Рада приняла законопроект № 2114 «О Государственном бюро расследований». Согласно закону, ГБР — центральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоохранительную деятельность с целью предотвращения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, которые относятся к его компетенции. А именно:

  • — совершенных должностными лицами, занимающими особо ответственное положение (первая-третьи категории госслужбы), судьями, правоохранителями (кроме случаев, отнесенных к подследственности детективов Национального антикоррупционного бюро);
  • — совершенных служебными лицами НАБУ, руководителями и сотрудниками Специализированной антикоррупционной прокуратуры (кроме случаев, когда досудебное следствие этих преступлений отнесено к компетенции детективов подразделения внутреннего контроля НАБУ);
  • — военные преступления (кроме предусмотренных статьей 422 УК Украины — разглашение сведений военного характера, составляющих гостайну, утрата документов либо материалов, содержащих такие сведения).

Согласно закону, директора Бюро назначает президент по представлению премьер-министра на основании выводов конкурсной комиссии.

Директор ГБР и его заместители назначаются на пять лет, но не могут занимать эти должности более двух сроков подряд. Первый руководитель Бюро был назначен на прошлой неделе. Им стал прокурор Роман Труба, ранее руководивший управлением по расследованию особо важных дел ГПУ. Его замами станут действующие глава управления процессуального руководства гособвинения ГПУ Ольга Варченко и зампрокурора Киева Александр Буряк.

Зарплата директора и сотрудников будет состоять из оклада и доплаты. Так, оклад Трубы – 30 прожиточных минимумов, установленных на 1 января текущего года. В 2017 году это 1544 гривен, то есть директор ГБР без доплаты будет получать 46 320 гривен. Оклад первого заместителя и заместителя – 28 прожиточных минимумов (43 232 грн), а следователя – 20 (30 880 грн).

Что произошло 20 ноября 2017 года

20 ноября 2017 года функции досудебного следствия по делам из категорий, перечисленных выше, перешли от ГПУ Государственному бюро расследований. В п. 1 Заключительных положений Уголовного процессуального кодекса говорится, что преступления, которые отныне подследственны ГБР, прокуратура имела право расследовать не более 5 лет со дня вступления в силу нового УПК (19 ноября 2012 года).

В то же время, согласно п. 1 раздела XI Заключительных положений УПК, следователи ГПУ имеют право продолжить расследования, начатые до 20 ноября, но они не могут длиться более 2 лет.

Однако, поскольку ГБР пока так и не заработало, судьба этих дел вызывает некоторые вопросы. Так, как заявил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, с лишением прокуратуры функций расследования дел, 7 тысяч производств передавать будет некуда.

Как рассказывал еще в начале октября начальник департамента специальных расследований ГПУ Сергей Горбатюк, такая ситуация может негативно отразиться на расследовании резонансных дел, в том числе преступлений во времена Евромайдана.

«Продлить расследование преступлений ГБР не может. Есть переходные положения, которые позволяют следователям прокуратуры завершать начатые дела, подследственные ГБР, но ничего нового регистрировать следователи прокуратуры уже не будут иметь права», – подчеркнул начальник департамента спецрасследований.

То есть, по его словам, при выявлении преступления его может зарегистрировать только ГБР.
Сейчас же, по его словам, деятельность органов прокуратуры парализована из-за того, что ГБР отсутствует, как орган, которому должны быть переданы функции следствия. Более того, Горбатюк подчеркивает и то, что Верховная Рада пока не смогла продлить возможность прокуратуры открывать уголовные производства.

«Парализована работа относительно невозможности следователям прокуратуры открывать уголовные производства, а орган не создан, и нет единой позиции, как в этой ситуации действовать, и кто должен их расследовать», – отметил он.

Начальник департамента спецрасследований ГПУ подчеркнул, что в настоящее время «фактически прекращено расследование производств относительно бывших высших должностных лиц, и расследование дел об убийствах на Майдане».

10 ноября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №7278 о внесении изменений в заключительные положения Уголовного процессуального кодекса, которыми предлагается продлить срок до запуска ГБР, но не позднее 1 января 2019 года, на протяжении которого прокуратура сможет проводить досудебное расследование уголовных производств, подследственных ГБР.

15 ноября комитет Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендовал народным депутатам принять его за основу и в целом, однако народные депутаты не включили его в повестку дня на сессии на пленарном заседании 16 ноября.

Мнение экспертов

Как рассказал сайту «Сегодня» юрист Практики безопасности бизнеса Juscutum Александр Горобец, никакого коллапса с расследованием уголовных производств нет. С учетом норм ст. 216 и Переходных положений УПК Украины, у следователей прокуратуры остается право закончить досудебное следствие по уголовным производствам, подследственным ГБР, но не дольше двух лет. Однако, по указанным производствам, информация о которых внесена в ЕРДР после 20 ноября 2017 года, следователи прокуратуры не имеют права вести следствие. По уголовным производствам, которые подследственны НАБУ, следователи прокуратуры в любом случае утратили право ведения досудебного следствия, отмечает он.

«У бюро, в соответствии с профильным законом, будет четкая вертикальная структура, а также территориальные управления, осуществляющие свою деятельность на определенные области. Специалисты отводят новому директору ГБР срок до июля 2018 года, в прокуратуре называют срок – конец следующего года, – говорит Горобец, – На период, пока не будет создана структура ГБР, прокуроры, на основании ч. 5 ст. 36 УПК Украины, в связи с невозможностью проведения эффективного досудебного следствия (ГБР не начало свою работу), могут поручать проведение следствия другому органу досудебного расследования. Помним, что следственные подразделения еще остались в Национальной полиции и СБУ, а впереди – создание Службы финансовых расследований».

Как отмечает политолог Владимир Фесенко, в этой ситуации проблемы могут возникнуть с расследованием новых дел.

«К сожалению, ситуация очень запутанная. Проблема действительно именно с подследственностью, с распределением этих дел, кто и как должен вести следствие. В принципе, схема понятная – должны быть дела распределены между прокуратурой, МВД, СБУ. Но законодатели вовремя не успели решить эту проблему. Главная ответственность парламента и правоохранительных органов, которые, почему-то, не настаивали на том, чтобы эта проблема вовремя была решена», – говорит Фесенко.

При этом, как отмечает эксперт, еще есть возможность депутатам на следующей пленарной неделе решить этот вопрос. Но, по прогнозам эксперта, полноценно ГБР сможет заработать, в лучшем случае, не раньше осени 2018 года.

Когда же заработает ГБР

По мнению генпрокурора Юрия Луценко, Госбюро расследований сможет полноценно заработать только в конце 2018 года.

«Соответствующая комиссия тяжело, с моей точки зрения слишком долго, но избрала трех руководителей. Согласно закону, все кандидаты прошли через детектор лжи, собеседования и другие тесты и процедуры. Закон предусматривает это и для всех других сотрудников. Знаю, что в Раде обговаривается законопроект, который может дать ГБР ускорение. Чтобы не эта комиссия, а избранные руководители самостоятельно набирали персонал через тесты, конкурсы и при необходимости с помощью детектора лжи. Это может сократить создание институции от года до полугода. Возможно, до семи-восьми месяцев. В любом случае, ГБР в полной мере заработает только в конце следующего года», – сказал Луценко.

О подобных сроках ранее говорил и председатель Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник. По наиболее оптимистичным сценариям, на налаживание работы и подбор штата может уйти не меньше года,а запуск возможен не раньше мая-июня 2018 года, считает он.

Тем временем народный депутат Украины Антон Геращенко рассчитывает, что ГБР должно заработать через 6 месяцев.

«На сегодня главой ГБР стал Роман Труба, молодой перспективный прокурор из Львова. На сегодняшний день мы предпримем все усилия, чтобы ГБР запустилось раньше, чем до конца грядущего года. Я думаю, что первые дела примут уже к июню следующего года, то есть в течение шести месяцев», – сказал Геращенко.

Напомним, президент Украины Петр Порошенко подписал указ о назначении Романа Трубы главой Государственного бюро расследований и поздравил его с новой должностью. Президент отметил,что прокуратура еще с 1996 года должна была быть лишена функций следствия, и уже 21 год как длится процесс приведения прокуратуры к европейским стандартам.

Источник Сегодня

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code