Проект ЕИБ «Городской общественный транспорт в Украине»: каких успехов добились города

Перегляди: 73

«Пассажирский транспорт» рассказывает о том, что это за проект и насколько близки города Украины к закупке новой техники за кредитные средства Европейского инвестиционного банка

thumb-item-523x340-287d

О том, что Европейский инвестиционный банк предоставит Украине 200 миллионов евро на развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава городского транспорта стало известно в ноябре 2016 года. Соглашение между Министерством инфраструктуры Украины и Европейским инвестиционным банком было подписано 11 ноября 2016 года. От имени Украины соглашение подписал тогдашний Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, а от имени Европейского инвестиционного банка – его вице-президент Вазил Гудак. На церемонии подписания соглашения присутствовал тогдашний Премьер-министр Украины Владимир Гройсман и другие члены правительства.

В рамках реализации проекта «Городской общественный транспорт в Украине» планировалось обновление парка коммунальных автобусов, трамваев, троллейбусов и вагонов метрополитена, а также реконструкция инфраструктуры общественного транспорта (ремонт и строительство трамвайных и троллейбусных линий, модернизация тяговых подстанций и др.). Кроме того в рамках проекта планировалось внедрение автоматизированных систем оплаты проезда в городском транспорте («электронный билет»).

Львов. Новый трамвай «Электрон» на новой трамвайной линии на Сихов. Закупку трамваев и строительство линии шло за кредитные средства ЕБРР. Обновление городского электротранспорта и автобусного парка Львов планирует также за счет кредитов ЕИБ.

Финансирование проекта «Городской общественный транспорт в Украине» осуществляется за счет кредитов Европейского инвестиционного банка, которые предоставляются под государственные гарантии. Общая сумма кредита – 200 миллионов евро. Срок выплаты по кредитам – 22 года, льготный период до 5 лет. Общая же стоимость проекта – около 400 миллионов евро. Источником дополнительного финансирования проектов должны стать средства местных бюджетов городов Украины, а также кредиты Европейского банка реконструкции и развития.

«Зеленый свет» реализации проекта «Городской общественный транспорт в Украине» 12 апреля 2017 года дала Верховная Рада Украины – она приняла Закон о ратификации Финансового соглашения между Украиной и Европейским инвестиционным банком.


Какие предприятия планировали участие в проекте

Изначально планировалось, что получателями кредитов в рамках реализации проекта «Городской общественный транспорт в Украине» будут такие транспортные компании: КП «Белоцерковское троллейбусное управление», КП «Электроавтотранс» Ивано-Франковского городского совета, КП «Кременчугское троллейбусное управление», КП «Луцкое предприятие электротранспорта», сразу три коммунальных предприятия из Львова: ЛКП «Львовэлектротранс», ЛКП «Львовавтодор» и Львовское коммунальное автотранспортное предприятие № 1», КП «Киевпастранс», КП «Одесгорэлектротранс», Сумской городской совет, КП «Горавтотранс» из Тернополя, два коммунальных предприятия из Харькова – метрополитен и троллейбусное депо, а также КП «Черниговское троллейбусное управление».


Что планировали купить и построить?

Согласно с данными, которые Министерство инфраструктуры разместило на своем сайте, в ноябре 2016 года в рамках проекта «Городской общественный транспорт в Украине» планировалось реализовать такие подпроекты.

Ивано-Франковск планировал приобрести за счет средства кредита ЕИБ 9 автобусов за 1,8 млн. евро и построить троллейбусную линию длиной 3,3 километра (1,2 млн. евро).

Белая Церковь за счет финансирования ЕИБ планировала провести капитальные ремонты троллейбусов, закупить новый электротранспорт, а также провести реконструкцию контактных сетей – общая сумма для этого города – 11 млн. грн.

Белорусский троллейбус БКМ 321 в Ивано-Франковске. Его купили за счет кредита ЕБРР. За счет кредита ЕИБ планировали построить новую троллейбусную линию. Автор фото — Вадим Галюк.

Столица Украины за средства кредитов ЕИБ изначально планировала купить 10 новых трамваев (14,6 млн. евро), купить 30 автобусов за 5 млн. евро, а также реконструировать 9,2 км. трамвайных линий за 30 млн. евро.

Планы Луцка были довольно скромными – 4,36365 млн. евро тут хотели одолжить на закупку 30 троллейбусов, еще 336,11 тыс. евро – на строительство троллейбусной линии длиной 2,15 километров и замену стрелок, кроме этого 216,79 тысяч евро планировалось использовать на внедрение «электронного билета».

Львов за счет средств кредитов Европейского инвестиционного банка планировал реализовать пять проектов. Это строительство новой троллейбусной линии длиной в 5,6 километров за 3,5 млн. евро; закупка 9 трамваев за 9,5 млн. евро; ремонт трамвайных и троллейбусных депо и вагоноремонтных мастерских за 5,5 млн. евро; реконструкция трамвайных путей (4,5 км.) за 14 млн. евро; закупка 50 автобусов за 6 млн. евро и реконструкция троллейбусной линии за 500 тыс. евро.

Кременчуг за счет средств ЕИБ планировал реконструировать контактные сети троллейбуса и взять на эти цели кредит в размере 1,47 млн. евро.

Автобус «Электрон» А185 на улицах Львова. За средства кредита ЕИБ Львов планирует купить еще 100 автобусов большого класса. Зная симпатии городского головы Львова к местному производителю, можно предположить, что это будут именно «Электроны».

В Одессе за счет кредитного финансирования в рамках проекта «Городской общественный транспорт в Украине» изначально планировалось реализовать три подпроекта: капитальный ремонт и реконструкция трамвайной линии длиной 32 км. (19,7 млн. евро – речь идет о магистральном трамвайном маршруте «Север-Юг»); замену 8 тяговых подстанций за 12 млн. евро и покупка 56 трамвайных вагонов за 28 млн. евро. Проекты Одессы должны были финансироваться совместно ЕИБ и ЕБРР под государственные гарантии.

Сумы планировали за средства кредита Европейского инвестиционного банка купить 22 троллейбуса общей стоимостью в 4 млн. евро., а Тернополь – купить 10 автобусов за 800 тысяч евро.

Харьков за средства кредита ЕИБ в рамках проекта «Городской общественный транспорт в Украине» планировал купить 36 вагонов метрополитена за 55 миллионов евро.

Троллейбус «Богдан» Т701.17, который Кременчуг купил за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития. За средства кредита ЕИБ в Кременчуге планировали ремонтировать контактные сети. Автор фото — ДСЗ

Чернигов решил одолжить средства на закупку 31 троллейбуса (5 млн. евро) и на реконструкцию троллейбусных линий – 1,15 млн. евро.

Таким образом, общая стоимость проектов, поданных в ноябре 2016 года на финансирование в рамках проекта ЕИБ «Городской общественный транспорт в Украине» составила 234,637 млн. евро.


Инфраструктурно-транспортные проекты с финансированием от ЕБРР

В ноябре 2016 года Министерство инфраструктуры Украины обнародовало планы обновления подвижного состава и инфраструктуры городского транспорта за средства Европейского банка реконструкции и развития под муниципальные гарантии.

Целый ряд городов за средства кредитов ЕБРР планировал закупить новые троллейбусы. Белая Церковь, Винница и Житомир планировали закупить по 40 троллейбусов – суммы кредитов для них – по 8 млн. евро. Запорожье планировало закупить 25 троллейбусов за 5 млн. евро, а Ивано-Франковск – 40 троллейбусов за 8 млн. евро. Самое значительное количество «рогатых» за средства кредита ЕБРР в 2016 году планировал закупить Киев – 138 машин за 40,2 млн. евро. Кременчуг планировал купить 50 троллейбусов за 10 млн. евро.

Одесса, 2017 год. Завершается реконструкция улицы Преображенской. В рамках реализации проекта «Городской общественный транспорт в Украине» наш город планировал обновить трамвайную инфраструктуру за средства ЕИБ и ЕБРР. На данный момент стало известно, что ЕИБ будет финансировать закупку трамваев, а ЕБРР — реконструкцию инфраструктуры.

Областной центр Волыни – город Луцк, планировал одолжить 6 миллионов евро на внедрение системы «электронный билет». На аналогичные цели Львов планировал одолжить 10 миллионов евро. Кроме того, Львов хотел за средства кредитов ЕБРР построить трамвайную линию длиной в 4 километра за 15 млн. евро, купить 35 троллейбусов 7 млн. евро, провести ремонт в трамвайном и троллейбусном депо за 1,5 млн. евро и купить 65 автобусов за 7,8 млн. евро.

Еще пять городов Украины в 2016 году за счет кредитов ЕБРР планировали покупать троллейбусы: Николаев – 40 машин, Одесса – также 45 машин, Харьков – 50 троллейбусов, Черновцы – 40 «рогатых», а Чернигов – 25.


Как сейчас обстоят дела с реализацией проектов за средства Европейского инвестиционного банка

Министерство инфраструктуры Украины вместе с Европейским инвестиционным банком публикуют отчеты о реализации проекта «Городской общественный транспорт в Украине», с которым «Пассажирский транспорт» Вас и знакомит.

На протяжении 2018 года Министерства инфраструктуры и финансов Украины одобрили 11 подпроектов по развитию городского пассажирского транспорта в городах Украины на общую сумму в 163,36 млн. евро. Важное для Одессы решение Управляющий комитет проекта Европейского инвестиционного банка «Городской общественный транспорт в Украине» принял 30 ноября 2018 года. Тогда было принято решение о согласовании подпроектов на общую сумму 24,36 млн. евро – МИУ согласовало одесский трамвайный проект и луцкий троллейбусный. В частности, было согласована реализация проекта «Магистральный трамвайный маршрут прямого сообщения «Север – Юг» в городе Одесса в части закупки трамваев стоимостью 20 млн. евро, а также проект «Обновление инфраструктуры электротранспорта города Луцка Волынской области» (закупка 30 троллейбусов) стоимостью в 4,36 млн. евро.

Реконструкция трамвайной инфраструктуры в районе Пересыпского моста в Одессе в мае 2017 года.

Согласно с отчетом № 3 Европейского инвестиционного банка и Министерства инфраструктуры Украины  о реализация проекта «Городской общественный транспорт в Украине» за первое полугодие 2019 года, который датирован 20 июля 2019 года, на тот момент были согласованы следующие запросы на кредитное финансирование.

Харьков подал два запроса: на финансирование в размере 45 млн. евро на обновление подвижного состава метрополитена – реализовать этот проект планируют до конца 2020 года, а также запрос на 10 млн. евро на обновление троллейбусного парка – проект планируется реализовать до конца 2020 года. По обоим проектам уже опубликованы приглашения к участию в тендерах.

Сумам было согласовано выделение 4 млн. евро на закупку новых троллейбусов. Сумской городской совет еще не опубликовал приглашение к участию в тендере на закупку этого электротранспорта, однако планирует завершить реализацию проекта в 2020 году.

В рамках реализации проекта «Городской общественный транспорт в Украине» КП «Харьковский метрополитен» получает кредит на закупку новых вагонов метро.

Выделение 6 миллионов евро на закупку троллейбусов для Чернигова также согласовано. Город уже опубликовал приглашение к участию в тендере и планирует завершить закупку транспорта до конца 2020 года.

Львову в общей сложности ЕИБ согласовал выделение 24 млн. евро. Эти средства, по словам местных чиновников, должный пойти на закупку 10 новых трамваев и 100 новых автобусов, однако приглашения к участию в тендерах не опубликованы и дата окончания реализации проектов неизвестна.

В Киеве согласовано выделение 24,9 млн. евро на закупку трамваев – объявление о приглашении к участию в тендере уже опубликовано (в него вносились изменения, окончательная версия опубликована в августе – ред.). Реализация проекта должна завершиться до конца 2021 года. Хотя выделение 18,6 млн. евро за закупку автобусов для Киева также согласовано, приглашение к участию в тендере так и не опубликовано. Тоже самое касается и 6,5 млн. евро, которые столица просила на реконструкцию фуникулера.

Что касается Одессы, то как мы писали выше, ей согласовали выделение 20 млн. евро на закупку новых трамваев для линии «Север – Юг». По состоянию на 20 июля, когда был опубликован отчет, приглашение к участию в тендере не было опубликовано. Однако в начале сентября 2019 года заместитель городского головы Одессы Павел Вугельман сообщил о подписании кредитного договора с ЕИБ и ЕБРР. Сейчас КП «Одесгорэлектротранс» готовит документы для проведения тендера по закупке трамваев, который планируется провести в ноябре 2019 года.

Новый польский трамвай «PESА» 71-414К на линии скоростного трамвая в Киеве. Столица уже начала процедуру тендера по закупке новых трамваев за средства Европейского инвестиционного банка.

Областному центру Волыни – Луцку согласовали выделение 4,36 млн. евро на закупку 30 троллейбусов. На момент публикации отчета город уже разместил объявление о начале тендерной процедуры. Более того, на данный момент уже известны участники тендера и их финансовые предложения по троллейбусам.

Таким образом, согласовано финансирование по подпроектам на общую сумму в 163,36 млн. евро из 200 млн. Таким образом, еще не распределено 36,64 млн. евро кредита ЕИБ.

По всем 11 подпроектам, которые перечислены выше, по состоянию на 20 июля 2019 года были поданы следующие документы – технико-экономическое обоснование проекта, анализ расходов и выгод, планы закупки и финансирования, а также созданы группы реализации проектов.

Трамвай «Электрон» на правобережной линии скоростного трамвая в Киеве.

В отчете отмечается, что по состоянию на июль 2019 года Ивано-Франковск отказался от строительства троллейбусной линии за счет средств Европейского инвестиционного банка (еще ранее он отказался от закупки за средства ЕИБ автобусов и все средства запланировал направить на троллейбусную линию). Согласно с планами города, троллейбусную линию стоимостью в 3 млн. евро планировали строить за счет кредита ЕБРР. А средства кредита ЕИБ, которые выделялись Ивано-Франковску, планировали направить на закупку нового подвижного состава. Поэтому город направил новый запрос в Министерства инфраструктуры и финансов Украины. Мэр Ивано-Франковска также озвучил идею о возможности закупки электробусов вместо строительства новой троллейбусной линии.

Что касается инфраструктурных проектов Львова, то в отчете за первое полугодие отмечается, что они вообще не готовы к этапу подачи запросов на выделение средств, а установленный срок для выборки средств слишком короткий для завершение работ – май 2023 года. Поэтому Львову предлагалось направить запрос на перераспределение средств.

Ситуация с реализацией подпроектов в рамках реализации проекта «Городской общественный транспорт в Украине» детально рассмотрена в таблице 2.3 отчета за первое полугодие 2019 года. С этой таблицей мы предлагаем ознакомиться нашим читателям.

Из данной таблицы можно сделать вывод, что ближе всего к реализации подпроекта за средства Европейского инвестиционного банка по результатам первого полугодия 2019 года находился Луцк: он получил согласование своего подпроекта в Министерстве финансов, провел предварительные исследования и подал все документы, подал запрос на финансирования, который согласовал Управляющий комитет и банк, разработал тендерную документацию, получил решение Антимонопольного комитета по проекту и опубликовал приглашение к участию в тендере. Как стало известно позднее, заявки на участие в тендере на закупку 30 троллейбусов для Луцка подали концерн «Богдан Моторс» и «Белкомунмаш». По двум другим подпроектам Луцка осуществлена только оценка Минфином.

Также высокий процент готовности к реализации у подпроектов закупки трамваев, автобусов для Киева и реконструкции столичного фуникулера. Единственное, что по реконструкции фуникулера на 20 июля 2019 года не была готова тендерная документация.

Что касается подпроектов Львова, то среди них самая высокая готовность у подпроекта по закупке 100 автобусов за 12 млн. евро – тут, правда, неизвестна позиция АМКУ, а также нет объявления о приглашении к участию в тендере.

Что касается подпроекта закупки новых трамваев, то по состоянию на 20 июля 2019 года отсутствовало согласование Минфина, решение АМКУ и не было объявления о приглашении к участию в тендере.

По проекту реконструкции депо была получена оценка Министерства финансов, однако отсутствовали предварительные исследования и документы (проект реконструкции), не была разработана тендерная документация, и соответственно, не было объявления о проведении тендера.

Самая сложная ситуация с подпроектом, который должно было реализовывать ЛКП «Львовавтодор» — это реконструкция трамвайных путей стоимостью в 13 млн. евро. По этому подпроекту нет ни оценки Министерством финансов, ни предварительных исследований и документов, финансирование по подпроекту не согласовано. Тендерной документации, решения АМКУ и объявлении о начале тендерной процедуры, по понятным причинам, также нет.

Можно предположить, что Львов фактически отказывается от инфраструктурного подпроекта по реконструкции трамвайных путей с финансированием от ЕИБ – чиновники заговорили о кредите для «Львовавтодора» и «Львовэлектротранса» от Международной финансовой корпорации (IFC).

Одесса не только планирует закупку многосекционных трамваев — она начала их сбоку в условиях ВРМ КП «Одесгорэлектротранс». Первый трехсекционный трамвай уже обкатывают на улицах Одессы.

По проектам Запорожья – закупка электробусов и зарядных станций к ним на сумму 9,75 млн. евро и закупка автобусов на сумму 2,108 млн. евро есть только оценка Министерством финансов и предварительные исследования и документы.

Харьков по своим подпроектам, которые предусматривают закупку вагонов метрополитена и троллейбусов, прошел все стадии, кроме получения выводов от Антимонопольного комитета Украины. По обоим проектам еще в первом полугодии 2019 года были опубликованы приглашения об участии в тендерах.

По подпроекту закупки трамвайных вагонов для магистрального маршрута «Север-Юг» по состоянию на июль 2019 года была проведена оценка Министерством финансов, подготовлены предварительные документы и проведены соответствующие исследования, запрос на выделение средств был согласован МИУ и Минфином, а также банком. На тот момент не хватало тендерной документации и согласования в АМКУ. По одесскому проекту виден прогресс – сейчас КП «Одесгорэлектротранс» готовит тендерную документацию на новые трамваи, а на уровне горсовета подписаны необходимые договора с банком. А проект по закупке троллейбусов за счет кредита ЕБРР полностью реализован.

Сумы по состоянию на конец июня 2019 года не имели тендерной документации на закупку троллейбусов, вывода АМКУ и опубликованного объявления о приглашении к участию в тендере.

Готовность подпроекта по закупке троллейбусов для Чернигова также очень высокая – тут уже опубликовали объявление о приглашении к участию в тендере, однако не получили согласования в АМКУ.

Что до подпроекта по закупке автобусов для Николаева, то по нему не пройдена ни одна стадия.

В отчете ЕИБ и МИУ отмечается, что на июль 2019 года было запланировано получение запросов на финансирование от Тернополя и Запорожья. Ивано-Франковск в четвертом квартале текущего года должен был подать заявку на финасирование измененного подпроекта. Планировалось, что консультант проекта должен провести анализ документов, связанной с модернизацией контактной сети троллейбуса в Луцке.

Получение других заявок на финансирование (обновление подвижного состава) было запланировано на 2020 год, однако соответственные подпроекты должны были быть определены в третьем квартале 2019 года. После этого планировали провести встречу представителей ЕИБ и горсоветов Николаева, Львова и Ивано-Франковска с целью подготовки «дорожной карты» по последовательности реализации инфраструктурных подпроектов и подпроектов по обновлению подвижного состава. В отчете отмечалось, что для инфраструктурных подпроектов города Львова, нужно принять соответствующее решение (перераспределение средств в рамках подпроектов или предоставление конкретных обязательств касаемо временных рамок и гарантий со стороны горсовета.

Несмотря на печальное состояние трамвайной инфраструктуры Николаева, город за счет кредита ЕИБ хотел купить новые автобусы. Однако так и не продвинулся ни на шаг в этом деле.

Что касается Николаева, то в отчете были высказаны сомнения, касаемо участия этого города в проекте «Городской общественный транспорт Украины». Также в отчете планировалось начать сотрудничество с Белой Церковью и Кременчугом, которые также выразили на начальной стадии желание участвовать в проекте.


Проблемы с реализацией транспортно-инфраструктурных проектов за средства Европейского инвестиционного банка

Как отмечается в отчете о реализации проекта «Городской общественный транспорт в Украине», во многих городах возникли серозные проблемы. По состоянию на 20 июля 2019 года были запущены тендерные процедуры только для 5 подпроектов, часть из которых затягивается. Основная проблема – отсутствие Договоров о передаче кредитных средств (LFTA). На июль 2019 года такие договора были подписаны только с властями Киева и Луцка. В начале сентября такой документ также подписала Одесса. Проблема тут заключается в том, что Антимонопольный комитет не дал своих выводов по многим подпроектам, ведь его решение является обязательным. Проблема тут состоит в том, что согласно с кредитным договором с ЕИБ, налоги и сборы по закупкам за кредитные средства должны оплачивать сами предприятия или города. Поэтому закупка транспорта за средства кредитов ЕИБ требует выделения средств из местных бюджетов.

Есть также проблемы с предоставлений муниципальных гарантий по выплате кредитов. К примеру, в Чернигове одно из коммунальных предприятий (КП «Черниговводоканал») имеет непогашенные долговые обязательства, которые не будут погашены в 2019 году, поскольку в городском бюджете не предусмотрены средства на такие цели.

В последние годы Чернигов достаточно активно обновлял свой троллейбусный парк за счет троллейбусов «Барвинок» Т121.10, которые выпускает местный Черниговский автозавод. Еще «рогатых» хотели купить за средства кредита ЕИБ

Что касается запущенных в первом квартале тендерных процедур, то сроки подачи заявок от потенциальных поставщиков электротранспорта были таковы: Чернигов (закупка новых троллейбусов) – 5 августа 2019 года; Харьков: обновление вагонов метрополитена – 27 августа 2019 года, троллейбусы – 29 июля 2019 года, однако планировалось продлить сроки подачи заявок; Киев (закупка новых трамваев) – 16 сентября 2019 года и Луцка – закупка новых троллейбусов – до 2 сентября 2019 года. Что касается Чернигова, в отчете были высказаны опасения, что тендерная процедура тут потребует перезапуска.

В отчете также сообщалось, что по состоянию на 20 июля 2019 года тендерную документацию по всем 5 тендерам приобрели потенциальные участники. В Киеве два потенциальных участника купило тендерное досье, в Чернигове – четыре, по обновлению вагонов Харьковского метрополитена – 6 участников, по закупке троллейбусов для Харькова желающих поставлять «рогатые» не нашлось. В Луцке тендерную документацию купили три потенциальных участника.

На данный момент более-менее объективная информация есть только о троллейбусном тендере для Луцка – в тендере там участвуют украинский концерн «Богдан Моторс» и белорусский «Белкомунмаш». Цена троллейбусов от «Богдана» ниже, чем у белорусов – по видимому концерн твердо решил продать троллейбусы родному городу.

Еще одной проблемой в реализации подпроектов в рамках проекта «Городской общественный транспорт в Украине» является то, что в города, участвующие в проекте, на данный момент не подтвердили выделение целевых средств на покрытие налога на добавленную стоимость и таможенных сборов (при их наличии). Напомним, что эти расходы ЕИБ не берет на себя. В отчете отмечается, что если тендерные процедуры в четырех городах будут завершены в 2019 году, то городам необходимо будет обеспечить выплату авансовых платежей, т.е. покрыть за счет местных бюджетов НДС на общую сумму 1,807 млн. евро.

Новые троллейбусы, купленные за средства кредита ЕБРР, уже в троллейбусном депо Львова. Однако пока-что они не приняты в эксплуатацию. Автор фото — Юрий Пилипчук.

Отмечается, что значительной проблемой для реализации проекта «Городской общественный транспорт в Украине» стала длительная процедура согласования выдачи кредитов в Антимонопольном комитете. В отчете ЕИБ и МИУ отмечается, что если проекты, связанные с закупкой электротранспорта, согласовываются практически беспроблемно, то с «автобусными» проектами сложнее. Частные операторы могут трактовать выделение государственных средств на покрытие НДС и таможенных сборов по закупкам за счет кредитов ЕИБ как антиконкурентные действия.


Обновление общественного транспорта в городах Украины за средства Европейского банка реконструкции и развития

Как сообщало Министерство инфраструктуры Украины, по состоянию на ноябрь 2016 года к реализации за средства кредитов Европейского банка реконструкции и развития планировалось 18 проектов в 13 городах Украины. Дела с реализацией этих проектов состоят гораздо лучше, чем с проектами, которые должен был финансировать ЕИБ.

В частности, на данный момент уже полностью реализовано два «троллейбусных» проекта из этого списка. Это Одесса и Кременчуг. Еще в трех городах – в Ивано-Франковске, Львове и Харькове начались поставки новых троллейбусов, купленных за средства ЕБРР.

Одесса первой из украинских городов прошла все тендерные процедуры по закупке троллейбусов и уже получила новый электротранспорт – поставка 47 троллейбусов модели БКМ 321 была закончена прошлой осенью. Если сначала город планировал купить 40 троллейбусов за 8 миллионов евро, то затем вышли на 45 машин, а благодаря тому, что поставщик предложил привлекательную цену, удалось купить еще две машины.

Кременчуг также уже провел международный тендер по правилам Европейского банка реконструкции и развития. Тут победителем стал концерн «Богдан Моторс». Все 40 новых троллейбусов получены в конце прошлого года.

Ивано-Франковск за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития и гранта «Фонда чистых технологий» смог купить 29 белорусских троллейбусов БКМ 321. Договор на поставку троллейбусов был заключен летом прошлого года, в нем было предусмотрено, что троллейбусы БКМ 321 для Ивано-Франковска будут комплектоваться украинскими тяговыми двигателями. На данный момент уже получено 17 новых троллейбусов – первые 7 были куплены за грантовые средства, они без кондиционера, еще 10 – за кредитные. Поставка еще дюжины троллейбусов ожидается в ближайшее время. Общая стоимость контракта – 5,5 млн. евро.

Тендерная процедура по закупке 57 троллейбусов для Харькова завершилась в феврале текущего года. Победителем в тендере стала корпорация «Богдан Моторс», которая оценила 57 троллейбусов в 11,5 млн. евро. Троллейбусы оснащены функцией автономного хода. На данный момент, по словам руководителя транспортного департамента Харьковского горсовета, КП «Троллейбусное депо № 2» получило 24 троллейбуса из Луцка. Однако фанаты насчитали уже 28 машин, которые прибыли в Харьков.

Десять троллейбусов из полусотни, купленных за средства кредита Европейского банка реконструкции и развития, уже получил Львов. В тендере на их поставку, правда, участвовал только один консорциум из концерна «Электрон» и его же «дочери» ООО «СНУП «Электронтранс». Поставка 50 троллейбусов с кондиционером, однако без автономного хода обойдется городу почти в 11 млн. евро.

Ситуация с другим подпроектом, который Львов хотел реализовать за средства ЕБРР – внедрением «электронного билета» довольно сложная. Город получил от банка средства и весной 2017 года начал тендерные процедуры по закупке автоматизированной системы оплаты проезда. 1 октября 2019 года состоялось раскрытие предложений во втором, финансовом этапе тендера – было подано две заявки. Однако решение по ним и подписание договора запланированы лишь на средину декабря. Это значит, что электронный билет во Львове появится не ранее 2021 года.

Что касается Житомира, то этот город на данный момент только завершил тендерную процедуру по закупке троллейбусов за средства ЕБРР – сюда будут поставляться троллейбусы белорусского производства.

Что до Николаева, то этот город уже подписал кредитный договор с ЕБРР на поставку 60 новых троллейбусов. При согласовании муниципальных гарантий для местного КП «Николаевэлектротранс» возникло много сложностей, которые однако удалось решить.

Черновцы, в связи с отстранением городского головы Каспрука, изменила планы закупки электротранспорта – ставка тут сейчас на лизинг техники и закупку «бэушных» троллейбусов. На данный момент у города нет очевидной надобности в новом троллейбусном транспорте.

К программе финансирования за счет кредитов ЕБРР закупки нового электротранспорта присоединился ряд городов, в том числе Днепр, Кривой Рог, Полтава и Херсон. Проект закупки троллейбусов за счет средств ЕБРР в Днепре уже начал «материализовываться» - местный «Южмаш» вместе с ООО «Торговый дом «Литан» уже начали поставки троллейбусов в Днепр. Всего их будет 45 – 33 обычных поставит «Литан», а 12 с автономным ходом – белорусский «Белкомунмаш». В Кривом Роге на данный момент подписан договор на поставку 54 троллейбусов «Днипро» Т203 с ООО «Торговый дом «Литан». Первые троллейбусы ожидаются в конце текущего года.

Что касается Одессы, то Европейский банк реконструкции и развития будет финансировать инфраструктурную составляющую реализации проекта скоростного трамвая «Север – Юг». Переговоры между городскими властями и банком по этому проекту подходят к концу.


Заключение

С момента заключения соглашения с Европейским инвестиционным банком о кредитном финансировании проекта «Городской общественный транспорт в Украине» прошло уже ровно два года, а с момента ратификации кредитного соглашения Верховной Радой – более чем два с половиной года. И, тем не менее, еще не один из подпроектов не вышел на стадию реализации, более того – тендерные процедуры начаты только по пяти подпроектам. И только по одному – закупке 30 троллейбусов для Луцка обнародованы участники тендера и ценовые предложения. Одесса прошла все формальные процедуры и сейчас готовит тендерную документацию для закупки новых трамвайных вагонов.

В тоже время, обновление инфраструктуры и закупка нового транспорта за средства другого «донора» – Европейского банка реконструкции и развития, идет более динамично. Из намеченных к финансированию в ноябре 2016 года 18 подпроектов, два уже завершены (поставка троллейбусов в Одессу и Кременчуг) и три находятся на этапе реализации – поставка троллейбусов в Ивано-Франковск, Львов и Харьков. Это объясняется более простой процедурой получения кредита от ЕБРР.

В заключении можем сказать, что весьма сложная процедура получения кредитов от Европейского инвестиционного банка значительно затянула реализацию проекта «Городской общественный транспорт в Украине». Свою «лепту» в такой процесс внесли и сами города, ведь, например, Львов не подготовил соответствующих документов по инфраструктурным проектам. В Ивано-Франковске дважды изменяли планы использования средств банка. В Николаеве вообще все сложно с автобусным проектом за средства Европейского инвестиционного банка. Однако, даже сложная процедура не помешала Киеву, Луцку и Харькову выйти на финальную прямую и запустить тендерную процедуру. В ближайшее время к ним присоединится и Одесса.

Источник traffic

Tweet about this on TwitterShare on FacebookShare on Google+

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code